Рабочая программа по литературе 8 класс. (общеобразовательное обучение, базовый уровень) на 2012-2013учебный год



Скачать 201.35 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе 8 класс. (общеобразовательное обучение, базовый уровень) на 2012-2013учебный год
Дата08.07.2013
Размер201.35 Kb.
ТипРабочая программа
источник


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 625

с углубленным изучением математики

Невского района Санкт-Петербурга

имени Героя Российской Федерации В.Е.Дудкина


Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей


ГБОУ СОШ № 625

протокол №________

от «____» ________ 2012 г.

Утверждена

педагогическим советом

ГБОУ СОШ № 625


протокол №________

от «_______» ____ 2012 г.


«Утверждаю» ___________


Директор школы

К.И. Бежунская

приказ №________

от «_____» ______ 2012 г.




Рабочая программа

по литературе 8 класс.

(общеобразовательное обучение, базовый уровень)

на 2012-2013учебный год


Составила: Силаева Ирина Евгеньевна


Санкт- Петербург

2012


^ Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для обучающихся 8 класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ от 05.03.2004 года, №1089), Примерной учебной программы основного общего образования по литературе и авторской Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В.Я.Коровиной, опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы» (Москва, «Просвещение» 2009.)

Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений по учебнику литературы в 2-х частях, (авторы - составители В.Я Коровина, В.П. Журавлев, В.И Коровин) и решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

^ Цель изучения литературы в 8 классе состоит в следующем:

  • научить формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;

  • совершенствовать умение анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.

  • подготовить их к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу произведения литературы;

  • стимулировать творческую активность детей;

  • формировать навык выразительного чтения;

  • воспитывать высокие нравственные чувства и качества у подрастающего поколения.

Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.


^ Учащиеся должны знать:

  • Авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • Основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание, житие как жанр литературы, мораль, аллегория, дума, поэма, роман, романтический герой, комедия, сатира, юмор, прототип, гипербола, гротеск, антитеза, эзопов язык, композиция, сюжет, фабула, психологизм, конфликт, авторское отступление, герой-повествователь

Учащиеся должны уметь:

  • Видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

  • Обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

  • Видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

  • Комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между ними

  • Различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике

  • Определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении

  • Сопоставлять героев и сюжет разных произведений

  • Выделять общие свойства произведений

  • Осмысливать роль художественной детали

  • Находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения

  • Сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения

  • Выявлять конфликт и этапы его развития

  • Сравнивать авторские позиции

  • Редактировать свои сочинения и сочинения сверстников

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в VIII классе в объёме 70 часов, т.е. по 2 урока в неделю в течение 35 учебных недель.


^ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

авторская программа

учебники и учебные пособия

методические материалы

дидактические материалы

наглядные пособия

материалы для контроля

медиаресурсы

Программы по литературе для обучающихся 5-11 классы под редакцией профессора Коровиной В.Я.(редакторский коллектив: Журавлев В.П.,Коровин В.И., И.С. Збарский, Полухина В.П.) опубликованы в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Москва «Просвещение» 2009



Литература 8 кл. Учеб. хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. /авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин др. 4-е изд. – М.: Просвещение, 2005




Журавлёв В.П., Коровин В.И., Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы 8 кл. – М.: Просвещение, 2003

портреты писателей

Литература. 5-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля / авт.-сост. Н.Ф.Ромашина – Волгоград: Учитель, 2008

Виртуальная школа КМ. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 8 класс.




Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В. Литература в 8 классе. Книга для учителя. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово» - РС», 2000







Литература: 8класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. – М.: Эксмо, 2008













иллюстрации к произведениям









^ Тематический план


Содержание

Кол-во часов

Развитие

речи

Внеклассное

чтение

Контрольные

работы

Введение. Русская литература и история

1










Из древнерусской литературы.

4










Из литературы XVIII века.

1










Из литературы XIX века.

32

7




1

Из литературы XX века.

18

2







Из зарубежной литературы.

3










Подведение итогов

1










ИТОГО: 70 часов

60

9




1



Произведения для заучивания наизусть

  1. Лермонтов М.Ю. отрывок из поэмы «Мцыри»

  2. Тютчев Ф.И., Фет А. А., Майков А.Н. стихи о родной природе (по выбору)

  3. Блок А.А.Стихи по выбору

  4. Есенин С.А. Стихи по выбору

  5. Поэты XX века о родной природе (по выбору)

  6. Стихи, посвященные Великой Отечественной войне (по выбору)



Календарно - тематическое планирование уроков литературы 8 класс

№ п./п.

Наименование урока

Количество часов

Дата

Основные знания, умения, навыки/ или виды деятельности

1

Вводный урок. Русская литература и история.

1




Кратко повторить изученное в 7 классе. Работа с учебником. Понятие историзма в художественном произведении.

2

Устное народное творчество. Русские народные песни. Исторические народные песни. «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

1




Вспомнить жанры устного народного творчества.  Знать особенности жанра народной песни. Формировать навыки выразительного чтения и анализа лирического произведения.

4

Предания. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком»

1




Раскрыть особенности содержания и художественной формы преданий; сопоставить предания с историческими песнями и другими жанрами фольклора.

 

^ Древнерусская литература

 




 

5-6

Древнерусская литература. Жанр жития. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»

2




Развить понятие о древнерусской литературе; Расширить представления об особенностях житийного жанра. Развитие навыка анализа текста, навыки монологической речи и выразительного чтения.

 

^ Русская литература XVIII века.

 




 

7

«Повесть о Шемякином суде»

1




Усвоить идейно-художественное своеобразие повести «Шемякин суд» как сатирического произведения. Развивать навыки анализа текста, выразительного чтения, описания иллюстраций.

 

^ Русская литература XIX века.

 




 

8

И.А. Крылов. «Лягушки, просящие царя»

1




Расширить знания учеников о баснописце и его баснях; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения.

9

К.Ф. Рылеев. Знакомство с писателем. «Смерть Ермака»

1




Знакомство с личностью К. Ф. Рылеева. Усвоить понятие жанра думы. Связь думы с историей.

10

А.С. Пушкин. О поэте. «История Пугачевского бунта»

1




Расширить представление о личности А.С. Пушкина как историка; Знакомство с творческой историей написания повести «Капитанская дочка».

11

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая основа повести.

1




Историческая правда и художественный вымысел, причины обращения Пушкина к теме пугачевского бунта.

12

Формирование характера и взглядов Петруши Гринева.

1




Знать жанровое своеобразие повести; проследить истоки формирования личности Петра Гринева.

13

Встреча с вожатым. Многозначительные обстоятельства встречи.

1




Повторить, что такое литературный портрет, анализ главы.

14

Гринев и Швабрин. Проблемы, чести, достоинства и нравственности поступка.

1




Проследить духовный путь становления Гринева.

15

Падение Белогорской крепости. Трагическая непримиримость борющихся сторон.

1




Роль пейзажа и интерьера в художественном произведении.

16

Встреча с вождем народного восстания в его штабе. Два военных совета в повести.

1




Лексическая работа с устаревшими словами. Сопоставить образ автора и рассказчика. Значимость художественной детали. Речевая характеристика героев.

17

Изображение народной войны и ее вождя

1




 Сопоставление эпизодов, определение авторского отношения к героям.

18

Образ Маши Мироновой. Душевная красота и сила героини. Смысл названия повести.

1




Новые знания о портрете героя; отражение чувств героя в изменении выражения лица. Внимание к художественному слову; зеркальные сцены: государевы милости.

19

Р.Р. Подведение итогов по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Подготовка к сочинению.

 




^ Развивать навыки анализа текста, умение обобщать и систематизировать материал.

20

М.Ю Лермонтов. Жизнь и судьба. «Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве поэта.

1




Тема Кавказа в творчестве М. Ю. Лермонтова. Анализ лирического произведения. Формировать умение составлять тезисный план.

21

Поэма «Мцыри». Значение эпиграфа. История создания.

1




Тема узничества в творчестве поэта. Сюжет поэмы, роль эпиграфа.

22

Идейное содержание поэмы. Ее композиция.

1




Анализ поэмы, ее композиция, ее элементы.

23

Три дня на свободе. Что значит жить для героя поэмы «Мцыри»

1




Выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы; дать первоначальное понятие о романтизме.

24

^ Р.Р.Обучающее сочинение по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

1




Усвоить цитирование как способ аргументации, оформление цитат, композиция сочинения.

25

Н.В. Гоголь – писатель-сатирик. Жизненная основа комедии «Ревизор»

1




Углубить знания о творческой биографии писателя; закрепить знания о драматическом роде литературы

26

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничьей России.

1




Углубить понятие о сатире и ее средствах; развивать навыки анализа текста, характеристики героев. Жизненная основа и обобщающий смысл комедии.

27

Мастерство Н.В. Гоголя в создании образа Хлестакова. Хлестаков и хлестаковщина.

1




Характеристика героя; обобщающее значение образа Хлестакова.

28

Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия. Чиновники на приеме у «Ревизора»

1




Новое о героях. Развитие монологической речи.

29

Финал комедии, его идейно-композиционное значение.

1




Роль финала, смысл эпиграфа комедии.

30

Значение комедии «Ревизор»

1




Влияние комедии на развитие театра. Постановки пьесы.

31

Р.Р. Обучение сочинению по комедии «Ревизор»

1




Усвоить цитирование как способ аргументации, оформление цитат, композиция сочинения.

32

И.С. Тургенев. Судьба и личность писателя. Автобиографические мотивы в повести «Ася».

1




Расширить знания о писателе; углубить понятие о русском национальном характере; совершенствовать навыки выразительного чтения.

33

Повесть «Ася». Образ «тургеневской» девушки. Тайна Аси и ее брата.

1




Усвоить понятие «тургеневской» девушки.

34

^ Р.Р. Драма рассказчика, обреченного на одиночество.

1




Формировать умение анализировать данный эпизод. Проследить отзывы  на повесть «Ася» в русской критике.

35

М.Е. Салтыков-Щедрин. Знакомство с писателем. «История одного города»

1




Вспомнить основные страницы жизни и творчества писателя; познакомить с художественно-политической сатирой; отметить иронию писателя-гражданина

36

Объекты сатирического осмеяния в «Истории одного города»

1




Формировать умение определять стиль произведения. Познакомить со своеобразием историзма М. Е. Салтыкова-Щедрина.

37

Жизнь и творчество Н.С. Лескова. «Старый гений»

1




Уметь определять нравственные проблемы рассказа.

38

Л.Н. Толстой. Личность и судьба.

1




Закрепить основные биографические сведения о писателе.

39

История создания рассказа «После бала»







Вспомнить особенности рассказа как жанра эпического.

40

Герои рассказа «После бала» и их судьбы. Контраст как основа композиции рассказа.

1




Образ повествователя-рассказчика. Особенности композиции.

41-42

р./р. Сочинение по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»

2




Формировать умение грамотно и логически высказывать свои мысли, опираясь на прочитанное произведение.

43

Поэзия родной природы: А.С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.Н. Майков

1




Определить своеобразие лирики поэтов; анализ лирического произведения; выразительное чтение стихотворений.

44

^ Р.Р.Анализ поэтического текста

1




Проверка усвоения знаний.

45-46

А.П. Чехов. Жизнь и судьба. «О любви»

2




Вспомнить основные моменты жизни и творчества писателя. Анализ рассказа

 

^ Из литературы ХХ века

 




 

47

И.А. Бунин. «Кавказ»

1




Показать особенности творческой индивидуальности писателя; анализ текста.

48-49

А.И. Куприн. «Куст сирени»

1




Выявить нравственные проблемы рассказа; развивать навыки анализа текста.

50-51

Максим Горький. «Челкаш»

2




Углубить представление о личности писателя; расширить понятие о романтизме; новаторство М. Горького в развитии романтических традиций.

52

А.А. Блок. Лирика. «Мир на Куликовом поле», «На поле Куликовом», «Россия»

1




Знакомство с творческой биографией поэта. Особенности подхода А.А. Блока к истории.

53

С.А. Есенин. «Пугачев»

1




Анализ поэтического текста.

54

М.А. Осоргин. «Пенсне». И.С. Шмелев. «Как я стал писателем»

1




Подчеркнуть общую проблематику рассказов; закрепить понятия «метафора» и «олицетворение»

55-56

Юмор в произведениях писателей

2




Закрепить понятия «юмор» и «сатира»

57

Тэффи. «Жизнь и воротник», М.М. Зощенко. «История болезни»

1




Развивать умение различать юмор и сатиру в произведении.

58

А.Т. Твардовский. Отрывки из поэмы «Василий Теркин»

1




Проследить, как в поэме сочетаются героика и юмор; выявить определяющие качества Василия Теркина.

59

А.П. Платонов. О писателе. «Возвращение»

1




Раскрыть нравственный смысл рассказа, определить роль художественных приемов.

60

Стихи и песни, посвященные Великой Отечественной войне

1




Показать, что высокие патриотические чувства в поэзии того времени соединялись с глубоко личными переживаниями.

61-62

В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»

2




Вспомнить страницы из жизни писателя; работа над осознанным, выразительным чтением.

63

^ Р\Р Сочинение на военную тему

1




 Формировать умение грамотно и логически высказывать свои мысли, опираясь на прочитанное произведение.

64

Русские поэты ХХ века о Родине

1




Анализ лирического произведения.

65

Поэты русского зарубежья о Родине

1




Анализ лирического произведения, выразительное чтение.

66

р./р. Сочинение на тему «Связь литературы и истории»

1




Проверка знаний.

 

^ Зарубежная литература

 




 

67

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта»

1




Дать представление о литературе в эпоху Возрождения; выявить основные проблемы трагедии.

68

Дж. Свифт. «Путешествия  Гулливера»

1




Выявить глубинное содержание романа; развивать навыки выразительного чтения.

69

В. Скотт. «Айвенго»

1




Расширить понятие о жанре исторического романа.

70

Подведение итогов

1




 Список для чтения летом

 

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru