Методические рекомендации по оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы Зам директора по умр



Скачать 388.82 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы Зам директора по умр
О.В. Морина
Дата13.03.2013
Размер388.82 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы


2011 г.


Методические рекомендации

по оцениванию качества освоения

основной профессиональной образовательной программы


Зам. директора по УМР


Составитель: О.В. Морина – преподаватель высшей категории

Пермского авиационного техникума им. А.Д. Швецова


СОДЕРЖАНИЕ:


Основные положения

Основные термины и их определения

Оценка уровня освоения дисциплин

Оценка профессиональных компетенций

Оценка общих компетенций

Оценка освоения практического опыта

Оценка результатов освоения основ военной службы

Промежуточная аттестация

Фонды оценочных средств


^ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Методические рекомендации составлены на основании:

  • Требований раздела VIII ФГОС (Требования к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы);

  • Рекомендаций ФИРО (семинар «Разработка компетентстно ориентированных контрольно-измерительных материалов» г. Ульяновск 8-9 апреля 2011).


^ Оценка образовательных результатов в рамках ФГОС - совокупность взаимосвязанных видов деятельности и регламентированных процедур, посредством которых уполномоченный орган (преподаватель, комиссия и т.д.) устанавливает степень соответствия достигнутых результатов требованиям ФГОС НПО/СПО - зафиксированным в стандарте итоговым (компетенциям) и промежуточным (умениям, знаниям) образовательным результатам.

^ Цель оценки - установление соответствия имеющихся (продемонстрированных в процедурах оценки) профессиональных и общих компетенций обучающихся требованиям соответствующих ФГОС

Методические рекомендации определяют следующие критерии качества освоения ОПОП:

  • Объекты оценивания;

  • Виды, формы и процедуры контроля;

  • Фонды оценочных средств (ФОС).


Регламенты оценивания образовательных результатов:

Программы текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и МДК должны быть максимально приближены к условиям их будущей профессиональной деятельности.

Оценка качества подготовки осуществляется в следующих направлениях:

  • оценка уровня освоения учебных дисциплин;

  • оценка профессиональных компетенций обучающихся;

  • оценка общих компетенций;

  • оценка освоения практического опыта;

  • оценка результатов освоения основ военной службы (предусматривается для юношей).


Условия оценивания:

  • Правила и критерии оценок должны быть представлены в «Справочнике учащегося, студента», куда будет включено расписание занятий и «контрольных точек» по каждой дисциплине, ПМ, учебной и производственной практикам, основам военной службы, а также подробное описание системы оценивания;

  • Суть системы оценивания необходимо разъяснить обучающимся и довести до их сведения в течение первых двух месяцев от начала обучения.

  • Все письменные работы обучающихся могут оцениваться анонимно: работы шифруются.


Виды контроля по этапам обучения:

  • Предварительный контроль (входной контроль);

  • Текущий контроль;

  • Промежуточная аттестация;

  • Государственная (итоговая) аттестация.



^ ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ


Вид профессиональной деятельности (ВПД) – составная часть области профессиональной деятельности, образованная целостным набором профессиональных функций и необходимых.

Вид контроля – качество или свойство проводимого контроля.

Виды контроля классифицируются:

по масштабу целей обучения – стратегический, тактический, оперативный;

по этапам обучения – текущий, итоговый, предварительный, рубежный;

по временной направленности – ретроспективный, предупредительный, опережающий;

по ширине контролируемой области – локальный, выборочный, сплошной;

по организационным формам – внешний, взаимоконтроль;

по видам учебных занятий – урок, практическое занятие, лабораторная работа, семинар, зачет, экзамен, коллоквиум;

по способам осуществления – письменный, устный, стандартизованный, машинный.

Знание – единица содержания образования (информация, присвоение которой может быть проверено одним тестовым вопросом), присвоенная обучающимся на одном из уровней, позволяющих выполнять над ней мыслительные операции

Контроль – составная часть учебного процесса – совокупность действий, позволяющих выявлять качественно-количественные характеристики процесса и результатов обучения, оценивать и способствовать освоению студентами материала программы, устанавливать прямую и обратную связь между преподвателем и студентом.

^ Междисциплинарный курс (МДК) – система знаний, умений и практического опыта, отобранная на основе взаимодействия содержания отдельных учебных дисциплин с целью внутреннего единства образовательной программы профессионального модуля.

^ Метод контроля – принятая организация контроля. В современной дидактике в различных сочетаниях используются методы:

  • планомерного, систематического наблюдения за учебной работой учащихся на уроках и вне уроков,

  • устного,

  • письменного,

  • машинного контроля,

  • самоконтроля.

Образовательные результаты – освоенные компетенции и умения, усвоенные знания, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования.

^ Общие компетенции (ОК) – универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда.

^ Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) – совокупность учебно-методической документации, включающая в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, дисциплин, профессиональных модулей и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной практики (производственного обучения) и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий.

^ Отметка – количественная характеристика оценки.

Оценка – мера выполнения поставленных целей.

Показатель оценки знаний / умений – указание на действия, операции (в том числе мыслительной), выполнение которых свидетельствует об освоении образовательного результата.

^ Продукт - объект, созданный руками или по замыслу человека и отторжимый от создателя.

Профессиональная компетентность – подтвержденная в установленном порядке совокупность профессиональных и общих компетенций (умений, знаний), необходимых для реализации определенного набора профессиональных функций, входящих в профессиональный стандарт по профессии.

^ Профессиональные компетенции (ПК) – способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области профессиональной деятельности.

^ Профессиональный модуль (ПМ) – часть основной профессиональной образовательной программы, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к заданным федеральными государственными образовательными стандартами результатам образования и предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого из основных видов деятельности.

^ Суммирующая оценка (внешняя, стандартизированная) - оценка, позволяющая единообразно зафиксировать уровень достижений обучающихся по итогам освоения конкретного содержания образования. Производится субъектом, непосредственно не участвующим в процессе обучения. Предполагает сравнение одного обучающегося с другим, но не посредством сравнения работ этих учащихся друг с другом, а путем сравнения каждой работы с эталоном. Осуществляется в формате стандартизированного теста, обеспечивающего возможность сравнения данных от различных тестируемых. Ориентирована на всю совокупность обучающихся.

Тест – система заданий возрастающей трудности, позволяющая качественно и эффективно измерить уровень и оценить структуру подготовленности учащихся.

^ Составляющие тестового задания:

Стимул

одна или несколько фраз, которые погружают в контекст задания и мотивируют на его выполнение

Задачная
формулировка


содержит конкретное однозначно понимаемое указание на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания, и следует за стимулом

Источник
информации


содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания

Бланк для
выполнения
задания


задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания (для открытого ответа)

Инструмент
проверки:





аналитическая
шкала


Способ фиксации критериев оценки результатов выполнения заданий открытого типа;



модельный
ответ


перечень вероятных верных и частично верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа; набор критериев для экспертной оценки / самооценки продукта учебной/практической деятельности

ключ

эталон результата выполнения учащимся задания закрытого типа

бланк
наблюдения


способ детализации критериев оценки процесса деятельности учащегося по выполнению задания




продукт

объект, созданный руками или по замыслу человека и отторжимый от создателя


^ Характеристики тестового задания:

Валидность

степень соответствия тестового задания своему назначению

Надежность

устойчивость тестового задания по отношению к случайным внешним факторам; стабильность, устойчивость показателей при повторных измерениях с помощью того же теста или его равноценного заменителя

Дискриминативность

степень чувствительности инструмента оценки применительно к предмету оценки

^ Формирующая оценка (внутренняя, «оценка в классной комнате») - оценка, цель которой выявить пробелы в освоении конкретным обучающимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Производится субъектом, находящимся внутри процесса обучения тестируемых. Нацелена на определение индивидуальных достижений и не предполагает сравнения результатов. У данного вида оценивания отсутствуют жесткие требования к унификации содержания, процедуре проведения и способам интерпретации результатов (что снижает надежность теста, но повышает его валидность, так как дает возможность оценивать максимальное число параметров результата в разных ситуациях и контекстах).

^ Формы контроля – виды деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий.

Умения знание (технологии) на уровне применения:

- выполнение отдельной операции,

-выполнение последовательности операций под руководством или по инструкции;

-не предусматривает принятия решения, выбор способа и инструмента основан на знании или распоряжении;

-будучи автоматизированным переходит в навык

^ Учебный цикл – совокупность дисциплин (модулей), обеспечивающих усвоение знаний, освоение умений и формирование компетенций в соответствующей области профессиональной деятельности.


^ ОБЪЕКТЫ ОЦЕНИВАНИЯ


Оценка уровня освоения дисциплины


Оценка уровня освоения дисциплины включает (раздел V1 ФГОС):

  • контроль знаний и умений,

  • степень сформированности профессиональных компетенций;

  • степень сформированности общих компетенций.


Оценка проводится по этапам обучения:

  • текущий контроль;

  • промежуточная аттестация;



При текущем контроле определяется уровень освоения умений и знаний, направленных на формирование профессиональных и общих компетенций:


ПК, ОК (раздел 6, гр. ФГОС)

Знания (раздел 6, гр. ФГОС)

Умения (раздел 6, гр. ФГОС)

Тема занятий

Форма контроля






























































Промежуточная аттестация.

Форма:

  • экзамен;

  • зачет (дифференцированный);

  • зачет.

Метод:

  • устный (по билетам, индивидуальный);

  • письменный (стандартизованный, групповой);

  • накопительный (рейтинг).

Оценка степени сформированности профессиональных и общих компетенций проводиться методом наблюдений, по результатам которых заполняется «Оценочный лист»

ПК, ОК (раздел 6, гр. ФГОС)

Степень сформированности

Комментарии преподавателя




1, 2, 3….













Критерии оценки.


^ Оценка профессиональных компетенций


Способы оценки профессиональных компетенций

1. Оценивается материальный или интеллектуальный продукт деятельности:

  • в реальной обстановке («квазипрофессиональная деятельность),

  • в модельной ситуации (учебная деятельность)

2. Оценивается процесс деятельности (когда результат деятельности не оформлен как продукт или принципиально важен сам процесс):

  • в реальной обстановке («квазипрофессиональная» деятельность),

  • в модельной ситуации (учебная деятельность)

3. Различные сочетания 1-2


Основания для выбора способа оценки:

  • Содержание ВПД

  • Набор средств и предметов труда

  • Востребованные ресурсы процедур оценки (временные, кадровые, материально-технические и т.д.)


Продукт практической деятельности:

  • При прочих равных условиях целесообразно выбирать в качестве объекта оценки продукт деятельности (оптимально с точки зрения соотношения «объективность / затраты»: сохраняется во времени, может оцениваться дистанционно, несколькими экспертами и т.д.)

  • Если для целей оценки не важно, как создан продукт, соблюдены какие-то требования к процессу деятельности: безопасности, строго определенной последовательности действий, ограничений по времени и т.д.

^ Виды продуктных заданий:

  • Практические задания

  • Проекты или проектные задания (если есть возможность использовать длительные и рассредоточенные по времени процедуры оценки)

связанная общей профессиональной ситуацией серия профессионально-трудовых задач, соответствующих по содержанию оцениваемым трудовым функциям и/или действиям,

включает в качестве составного компонента самостоятельный поиск и обработку профессионально-значимой информации и презентацию проектных результатов.


^ Процесс практической деятельности

  • При условиях, когда технически сложно обеспечить оценку продукта деятельности (например, не разрушая его, в силу масштабов конструкции и т.д.) или продукт отсутствует

  • При условиях, когда для оценки принципиально важна технология выполнения трудового действия и сопутствующие ему условия деятельности (последовательность действий и операций, соблюдение требований техники безопасности, время выполнения работ, владение средствами труда и т.д.)


^ Модельные ситуации в процедурах оценки целесообразны:

  • если масштабы ВПД и/или габариты используемого оборудования не позволяют организовать компактную процедуру оценки («расставлять спецтехнику для проведения исследования скважины» и т.д.);

  • когда используются интеллектуальные средства труда («производить расчеты налогов и сборов в соответствии с существующей нормативной базой» и т.д.);

  • если вопросы безопасности не позволяют ставить под угрозу здоровье обучащегося (использование химикатов, тушение пожара, другие аварийные ситуации);

  • в случае оценки действий с дорогостоящим и/или эксклюзивным оборудованием, инструментами («цена ошибки»).

^ Методы оценки продуктов деятельности обучающихся

  • Сравнение представленного продукта с эталоном на основе совокупности критериев оценки (образец правильно настроенного измерительного прибора, правильная схема размещения техники, оформленный в соответствии с принятым регламентом технический отчет и т.д.)

  • Сравнение как вариант экспертной оценки (по критериям) может происходить:

  • визуально,

  • расчетно,

  • с помощью измерений отдельных параметров продукта,

  • на основе тестирования продукта (повар…) и т.д.

Методы оценки процесса деятельности обучающихся

Сравнение параметров деятельности обучающегося с эталонной технологией (технологической картой) на основе совокупности критериев оценки:

  • надлежащие набор и последовательность операций,

  • правильный выбор средств труда,

  • соблюдение регламентированных условий деятельности и т.д.

Виды наблюдения:

  • Наблюдение в режиме реального времени.

  • Просмотр видеозаписи

  • Формализованное наблюдение (структурированное наблюдение) - специально организованное (целенаправленное и систематизированное) отслеживание деятельности обучающегося на рабочем месте (или его имитации) в реальном времени (или в видеозаписи).

Обязательные условия:

  • Предварительная подготовка экспертов (оценщиков);

  • Регламентация деятельности экспертов (инструкция для оценщиков);

  • Форма фиксации экспертом степени соответствия параметров деятельности совокупности критериев (оценочный лист).


Профессиональная компетенция является конечным результатом освоения:

  • профессионального модуля;

  • ОПОП.

Оценка проводится по этапам обучения:

  • промежуточная аттестация;

  • государственная итоговая аттестация;

Промежуточная аттестация для оценки качества освоения профессиональных компетенций по окончании изучения профессионального модуля состоит в проведении экзамена (квалификационного).

Типы экзамена:

  • накопительный;

  • по итогам защиты курсового проекта;

  • комбинированный;

  • составной;

  • публичный.

Аттестация по ПМ (экзамен (квалификационный)) может проводиться как процедура внешнего оценивания с участием представителей работодателя – носителей профессионального контекста. В перспективе она может быть дополнена процедурой добровольной сертификации (независимой внешней оценки).

Накопительный экзамен предусматривает подведение итога по результатам изучения портфолио студента.

Экзамен по итогам защиты курсового проекта включае защиту КП и анализ портфолио студента.

Комбинированный экзамен предусматривает кроме анализа портфолио студента проведение аттестации на подтверждение компетенций, не охваченных ранее проведёнными формами контроля.

Составной экзамен включает различные формы проведения контроля: устный, письменный, практическая деятельность.

Публичный экзамен предусматривает изготовление продукции или выполнение работ, демонстрирующих освоенные студентом профессиональные компетенции.

Объектами оценки могут выступать:

  1. Продукт практической деятельности. Оценка и соответствующие критерии при этом основываются на эталонном качестве продукта.

  2. Процесс практической деятельности. При этом оценивается соответствие усвоенных алгоритмов деятельности заданному стандартному эталону деятельности. Критерии оценки основываются на поэтапном контроле процесса выполнения задания.

  3. Объём профессионально значимой информации в ходе письменного или устного опроса. Применяется в тех случаях, когда важно установить, что обучающийся владеет достаточным количеством информации, необходимой для формирования определённой компетенции.

Объекты оценивания определяют вид оценки, от которого, в свою очередь, зависит инструмент оценки


^ Объект оценивания

Вид оценки

Рекомендуемые формы, методы и инструменты контроля и оценки

Продукт

Представление продукта

Соответствие продукта требованиям нормативно-технической документации задания, проекта

Практическая деятельность

Процесс выполнения

Практические упражнения

Ведение технологического процесса

Описание ситуации

Ролевая игра

Дневник

Профессионально значимая информация

Ответы на вопросы на знание и понимание

Тестовые задания

Собеседование

Анкета

Описание ситуации



Критерии оценки и анализа портфолио.

Структура портфолио.


^ Оценка общих компетенций

Общие компетенции – результат освоения целостной ОПОП.

При изучении того или иного ПМ и / или дисциплины формируются общеучебные, коммуникативные, организаторские, аналитические умения, обеспечивающие степень формирования общих компетенций.

Оценка общих компетенций проводится по этапам обучения:

  • промежуточная аттестация;

  • Государственная итоговая аттестация.

Является промежуточным результатом изучения: дисциплины, МДК, практики, ПМ. Для оценки сформированности ОК необходимо проведение анализа оценочных листов, полученных по окончании изучения дисциплин, МДК, ПМ, практик

Является конечным результатом изучения ОПОП в целом.

Результаты анализа сформированности ОК сводятся в общую таблицу, представляемую аттестационной комиссии.


^ Оценка освоения практического опыта


Является промежуточным результатом прохождения:

  • производственной практики;

  • учебной практики.

Является конечным результатом изучения:

  • ПМ;

  • ОПОП в целом.

Форма контроля– зачет.

Требования к проведению зачета: на зачет должен быть предоставлен аттестационный лист оценки профессиональной деятельности студента во время прохождения практики с приложениями.

Лист оценки профессиональной деятельности____________________________________________


Профессиональные, общие компетенции

Специальные трудовые функции

(проф. стандат., должн. инструк.)

Оценка руков практики от предпр, ФИО





















^ Оценка результатов освоения основ военной службы (предусматривается для юношей)


Проводится после изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и прохождения военных сборов в соответствии с требованиями ФГОС.


^ ВИДЫ, ФОРМЫ И ПРОЦЕДУРЫ КОНТРОЛЯ


ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ

Основные цели промежуточной аттестации:

  • определить соответствие уровня и качества подготовки специалиста ФГОС;

  • определить полноту и прочность теоретических знаний по дисциплине;

  • выявить умение студентов применять полученные теоретические знания при решении практических задач;

  • оценить степень сформированности профессиональных и общих компетенций.


Основными формами промежуточной аттестации являются:

  • экзамен по отдельной дисциплине;

  • дифференцированный зачет по отдельной дисциплине

  • зачет по отдельной дисциплине;

  • зачет по учебной или производственной практике;

  • экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю.

Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает количество и наименование дисциплин, выносимых на экзамен и зачет, что отражается в учебном плане специальности. Экзаменационная сессия может проводиться концентрированно, после окончания семестра или рассредоточено, при концентрированном изучении дисциплин.

Количество экзаменов в учебном году не должно превышать 8, а количество зачетов - 10. Оценка уровня подготовки студента определяется по критериям, которые разрабатываются для каждого вида аттестации. Комплект материалов по промежуточной аттестации с критериями оценки входят в фонд оценочных средств. График проведения аттестаций доводится до сведения студентов в течение двух месяцев от начала учебного года.


Зачеты


В учебном плане выделяют два вида зачетов:

    • зачет по дисциплине или учебной (производственной) практике;

    • дифференцированный зачет по дисциплине или МДК.

^ Зачет по отдельной дисциплине выставляется в том случае если, согласно учебному плану на ее изучение отводится нескольких семестров.

Зачет по дисциплине проводится за счет времени, отведенного на ее изучение, является результатом выполнения всех требований, предусмотренных по данной дисциплине в семестре. В зачетную книжку выставляется по данной дисциплине «зачет».

Зачет по учебной (производственной) практике проводится за счет времени отведённого на практику в специально назначенный день. Для получения зачета необходимо предоставить комплект документов, оформленный в соответствии с требованиями. В зачетную книжку выставляется по данному виду практики «зачет».

^ Дифференцированный зачет по дисциплине или МДК проводится за счет времени, отведенного на ее (его) изучение. При выставлении зачетной оценки учитывают результаты текущего, рубежного контроля знаний студентов, качество выполнения ими лабораторных и практических занятий. Для подготовки к зачёту студентам выдаются вопросы, охватывающие содержание дисциплины и критерии оценки. Оценка по дисциплине выставляется в зачетную книжку студента. При проведении занятий по дисциплине или МДК несколькими преподавателями, зачет проводится в письменной форме с включением вопросов, по темам, проводимым различными преподавателями. Оценка выставляется после обсуждения результатов проведения контроля всеми преподавателями. Каждый из преподавателей заполняет оценочный лист на каждого студента с оценкой степени сформированности общих и профессиональных компетенций.


Для проведения зачета должны быть подготовлены следующие документы:

  • зачетная ведомость, с указанием ФИО студентов не допущенных к зачету;

  • контрольно-измерительные материалы;

  • наглядные пособия, образцы техники, нормативные документы, справочники, которые разрешены к использованию на зачете;

  • критерии оценки результатов зачета;

  • оценочный лист степени сформированности общих и профессиональных компетенций в процессе изучения дисциплины.

К зачету допускаются студенты, сдавшие (при необходимости защитившие) отчеты по лабораторным, практическим занятиям, выполнившие требования по текущему и рубежному контролю, предусмотренные программой дисциплины или МДК.

Повторная пересдача зачета при неудовлетворительной оценке или на повышение оценки допускается только по завершении всех экзаменов и по допуску, оформленному зав. отделением. После пересдачи зачета, оформленный допуск преподаватель сдает в учебную часть техникума.

В случае неявки студента на зачет преподаватель в зачетной ведомости делает отметку «не явился». Студенту, не сдавшему зачет, выставляется неудовлетворительная оценка или «незачет». Для студентов, не явившихся на зачет или не сдавших его, назначается другой срок сдачи зачета.


Экзамены


Различают:

  • экзамен по отдельной дисциплине или МДК;

  • экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю.

^ Экзамены по дисциплинам проводятся в период экзаменационной сессии. При концентрированном проведении сессии первый экзамен может быть проведен в первый день сессии. Интервал между экзаменами должен быть не менее двух дней. Для одной группы в один день возможно проведение одного экзамена. При концентрированном изучении дисциплин возможно проведение экзаменационной сессии рассредоточено. В этом случае экзамен может быть проведен на следующий день после окончания изучения дисциплины. Занятия в день проведения экзамена отменяются. Данный день входит в число дней экзаменационной сессии.

^ Экзамен по МДК проводится после окончания его изучения. В день проведения экзамена занятия отменяются. Данный день входит в число дней экзаменационной сессии.

Форма проведения экзамена (устная, письменная, тестирование) выбирается преподавателем (преподавателями), ведущим данную дисциплину или МДК и утверждается ПЦК. Перечень дисциплин, МДК выносимых на экзамены, определяется учебным планом специальности.

Перед экзаменом проводится консультация за счет бюджета времени, отведенного на консультации по дисциплине.

Для проведения экзамена должны быть подготовлены следующие документы:

  • экзаменационная ведомость, с указанием ФИО студентов, не допущенных к экзамену;

  • экзаменационные билеты;

  • наглядные пособия, образцы техники, нормативные документы, справочники, которые разрешены к использованию на экзамене;

  • критерии оценки результатов экзамена;

  • оценочный лист степени сформированности общих и профессиональных компетенций в процессе изучения дисциплины.

К экзамену допускаются студенты, сдавшие (при необходимости защитившие) отчеты по лабораторным, практическим занятиям, выполнившие требования по текущему и рубежному контролю, предусмотренные программой дисциплины.


^ Подготовка и проведение экзамена по дисциплине или МДК

Экзаменационные материалы (перечень вопросов для подготовки к экзамену, задачи, практические вопросы, перечень разрешенных наглядных материалов, справочников) должны отражать объем проверяемых теоретических знаний и практических умений.

Перечень вопросов, практические задачи для подготовки к экзамену разрабатываются преподавателем (преподавателями) дисциплины (МДК), рассматриваются на заседании ПЦК и утверждаются зам. директора по УР не позднее, чем за месяц до начала проведения экзамена. Количество вопросов и практических задач в перечне должно быть больше количества вопросов и практических задач, необходимых для составления билетов.

На основе разработанного и объявленного студентам перечня вопросов и практических задач составляются экзаменационные билеты, тесты, содержание которых до студентов не доводится.

Целесообразно в экзаменационные билеты вводить 2-3 теоретических вопросов из разных разделов дисциплины и один практический вопрос, задачу. По сложности все экзаменационные билеты должны быть равноценными. Число экзаменационных билетов должно быть обязательно больше числа студентов в экзаменующейся группе. После ответа на вопросы экзаменационного билета студенту могут быть заданы дополнительные вопросы в пределах учебного материала, вынесенного на экзамен.

При стандартизованном контроле необходимо в варианте теста, предложенном студенту, охватить вопросами теоретический материал, знания по которому определяют формирование профессиональных компетенций.

Экзамен принимает преподаватель (преподаватели), который вел учебные занятия по дисциплине (МДК) в экзаменуемой группе.

На сдачу устного экзамена по одной дисциплине отводится 1/3 академического часа (15 мин) на одного студента. Экзамен проводится в подготовленной аудитории. На выполнение задания по билету студенту отводится не более 1 -го академического часа.

Студенты без зачетной книжки или с зачетной книжкой, но не оформленной, к экзамену не допускаются.


^ Итоги экзамена


Уровень знаний студента оценивается в баллах:

отлично (5),

хорошо (4),

удовлетворительно (3),

неудовлетворительно (2).

В критерии оценки уровня подготовки студента входят:

  • уровень освоения учебного материала, предусмотренного учебной программой дисциплины (ответы на теоретические вопросы);

  • умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

  • обоснованность, четкость, краткость изложения ответа и ответов на дополнительные вопросы.

Оценка, полученная студентом на экзамене, заносится преподавателем в зачетную книжку (кроме неудовлетворительной) и экзаменационную ведомость (в том числе и неудовлетворительную).

Экзаменационная оценка по дисциплине является определяющей независимо от оценок текущего контроля, полученных по дисциплине в течение семестра.

Повторная пересдача экзамена при неудовлетворительной оценке или на повышение оценки допускается только по завершении всех экзаменов и по допуску, оформленному зав. отделением. После пересдачи экзамена оформленный допуск преподаватель сдает в учебную часть техникума.

В случае неявки студента на экзамен преподаватель в экзаменационной ведомости делает отметку «не явился». Студенту, не сдавшему экзамен, выставляется неудовлетворительная оценка. Для студентов, не явившихся на экзамен или не сдавших его, назначается другой срок сдачи экзамена.

^ Экзамен (квалификационный) по ПМ проводится после изучения теоретического материала, защиты курсового проекта (работы) и прохождения практик, оговорённых в рабочей программе. В зависимости от вида контролируемого объекта и типа экзамена разрабатывается преподавателями, ведущими ПМ совместно с председателем выпускающей ПЦК комплект оценочных материалов, который рассматривается на заседании ПЦК и утверждается зам. директора по УМР.

Экзаменационная оценка по ПМ «вид профессиональной деятельности освоен/не освоен» выставляется в экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента.

В случае неявки студента на экзамен преподаватель в экзаменационной ведомости делает отметку «не явился». Студенту, не сдавшему экзамен, выставляется отметка «не освоен». Для студентов, не явившихся на экзамен или не сдавших его, назначается другой срок сдачи экзамена.


^ Государственная итоговая аттестация

Проводится в соответствии с Положением о ГИА, утвержденным директором учебного заведения.

Условие допуска подтверждение освоения всех видов профессиональной деятельности.

^ Формы обязательно - защита ВКР (диплом), и дополнительно может быть введен по желанию ОУ – экзамены.

Состав комиссии представители образовательного и профессионального сообщества

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются ОУ на основании Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО/СПО, которое планируется утвердить МОиН РФ в декабре 2011 г.


^ ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ (ФОС)


Комплекты контрольно-оценочных средств (КОС)


С целью обеспечения повышения мобильности работы с отстающими студентами для всех дисциплин общеобразовательного цикла, циклов ОГСЭ, ЕН и ОП не зависимо от формы проведения аттестации, указанной в УП, должны быть разработаны комплекты стандартизованных тестов, не менее 2-х вариантов, позволяющих оценить подготовку студентов. Для дисциплин, изучение которых направлено на формирование профессиональных компетенций, данные тесты должны быть составлены таким образом, чтобы их можно было использовать для проведения входного контроля при изучении данного ПМ.

Для проведения входного контроля комплект КОС должен содержать:

  • Титульный лист;

  • Пояснительную записку;

  • Варианты тестов;

  • Эталон ответов (ключ).

Для проведения текущего контроля комплект КОС разрабатывается на основании п.5 рабочей программы по дисциплине, ПМ и содержит:

  • Титульный лист;

  • Пояснительную записку;

  • Виды контрольно-измерительных материалов;

  • Эталоны ответов (ключи);

  • Критерии оценки.

Для проведения промежуточной аттестации комплект КОС по дисциплине разрабатывается на основании требований к знаниям и умениям, определённых ФГОС по дисциплине и содержит:

  • Титульный лист;

  • Пояснительную записку;

  • Виды контрольно-измерительных материалов;

  • Эталоны ответов (ключи);

  • Оценочный лист сформированности общих и профессиональных компетенций;

  • Критерии оценки.

Для проведения промежуточной аттестации комплект КОС по ПМ разрабатывается на основании требований к знаниям и умениям, профессиональным и общим компетенциям, определённых ФГОС по ПМ и содержит:

  • Титульный лист;

  • Пояснительную записку;

  • Компетентностно-ориентированные материалы;

  • Эталоны ответов (ключи);

  • Оценочный лист сформированности общих компетенций;

  • Критерии оценки.



Приложение 1

Титульный лист


Комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине

__________________________________________________________

(название)

для входного контроля по МДК/ПМ

__________________________________________________________

(название)

основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО (профессии НПО)

____________________

(код, название)


Пояснительная записка


Результатом освоения дисциплины является формирование умений:

(из ФГОС)__________________________________________

_____________________________________________________

и освоение знаний:

____________________________________________________

_____________________________________________________

обучающегося, а также подготовка к выполнению вида профессиональной деятельности _____________________________________________________ и составляющих его профессиональных компетенций (при необходимости перечислить), а также общих компетенций(при необходимости перечислить), формирующихся в процессе освоения ОПОП в целом.

Формой аттестации по дисциплине является ______________.

Для оценки знаний и умений при проведении промежуточной аттестации, а также для проведения входного контроля перед началом изучения ПМ может использоваться тестовый контроль. Для его проведения разработаны два варианта тестовых заданий.


^ Виды тестов


Эталон ответов (ключ), включая критерии оценки.


Приложение 2

Титульный лист


Комплект контрольно-оценочных средств для текущего контроля по дисциплине/ПМ _________________________________________________________

(название)

основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО (профессии НПО)

____________________

(код, название)


Пояснительная записка


Результатом освоения дисциплины (профессионального модуля) является формирование умений:

(из ФГОС)__________________________________________

_____________________________________________________

и освоение знаний:

____________________________________________________

_____________________________________________________

обучающегося, а также подготовка к выполнению вида профессиональной деятельности _____________________________________________________ и составляющих его профессиональных компетенций (при необходимости перечислить), а также общих компетенций (при необходимости перечислить), формирующихся в процессе освоения ОПОП в целом.

В соответствии с программой дисциплины (профессионального модуля) применяются следующие методы и формы контроля (п.5 рабочей программы):


ПК, ОК (раздел 6, гр. ФГОС)

Знания (раздел 6, гр. ФГОС)

Умения (раздел 6, гр. ФГОС)

Тема занятий

Форма контроля































































^ Виды контрольно-измерительных материалов


Эталоны ответов (ключи)


Критерии оценки.


Приложение 3

Титульный лист


Комплект контрольно-оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине/МДК__________________________________________________________

(название)

основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО (профессии НПО)

____________________

(код, название)


Пояснительная записка


Результатом освоения дисциплины является формирование умений:

(из ФГОС)__________________________________________

_____________________________________________________

и освоение знаний:

____________________________________________________

_____________________________________________________

обучающегося, а также подготовка к выполнению вида профессиональной деятельности _____________________________________________________ и составляющих его профессиональных компетенций (при необходимости перечислить), а также общих компетенций (при необходимости перечислить), формирующихся в процессе освоения ОПОП в целом.

Формой аттестации по дисциплине является ______________.

Далее дается характеристика проведения аттестации………


^ Контрольно-измерительные материалы


Эталоны ответов (ключи)


Оценочный лист сформированности общих и профессиональных компетенций


ПК, ОК (раздел 6, гр. ФГОС)

Степень сформированности

Комментарии преподавателя




1, 2, 3….














^ Критерии оценки


Приложение 4

Титульный лист


Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю

__________________________________________________________

(название)

основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО (профессии НПО)

____________________

(код, название)


Общие положения

Результатом освоения профессионального модуля является готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности _____________________________________________________ и составляющих его профессиональных компетенций, а также общие компетенции, формирующиеся в процессе освоения ОПОП в целом.

Формой аттестации по профессиональному модулю является квалификационный экзамен. Итогом экзамена является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен/не освоен».


^ Показатели оценки результатов обучения в соответствии с программой профессионального модуля:


1Код

ПК

(ОК)

Показатели оценки

компетенций

Типовые задания

Форма проведения контроля

(квалификационный экзамен,

учебная, производственная

практика)













Типовые задания являются результатом декомпозиции каждого показателя и направлены на оценку результата и (или) процесса практической деятельности выпускника. К одному показателю может относиться несколько заданий. Задания могут быть рассчитаны на проверку как профессиональных, так и общих компетенций.

^ Оценка и соответствующие критерии результата деятельности основываются на его эталонном качестве.

Процесс практической деятельности оценивается посредством установления соответствия усвоенных алгоритмов деятельности заданному стандартному эталону деятельности. Критерии оценки основываются на поэтапном контроле процесса выполнения задания.

^ Оценка может производиться непосредственно во время проведения квалификационного экзамена или по итогам учебной/производственной практик.


Оценка освоения теоретического курса профессионального модуля

2.1. Типовые задания для оценки освоения МДК 1:

1)

2)

n)

^ 2.2. Типовые задания для оценки освоения МДК n:

1)

2)

n)

При составлении заданий необходимо иметь в виду, что оценивается профессионально значимая для освоения вида профессиональной деятельности информация, направленная на формирование профессиональных компетенций, указанных в таблице 3.1. программы профессионального модуля, а также общих компетенций. Задания должны носить практикоориентированный комплексный характер.


^ 3. Требования к зачету по учебной и (или) производственной практике

Зачет по учебной и (или) производственной практике выставляется на основании данных аттестационного листа (характеристики профессиональной деятельности обучающегося/студента на практике) с указанием видов работ, выполненных обучающимся во время практики, их объема, качества выполнения в соответствии с технологией и (или) требованиями организации, в которой проходила практика.


^ Аттестационный лист

(характеристика профессиональной деятельности обучающегося/студента во время учебной/производственной практики)

1. ФИО обучающегося/студента, № группы, специальность/профессия

________________________________________________________

2. Место проведения практики (организация), наименование, юридический адрес ___________________________________________________

3. Время проведения практики ______________________________

4. Виды и объем работ, выполненные обучающимся во время практики:

________________________________________________________

5. Качество выполнения работ в соответствии с технологией и (или) требованиями организации, в которой проходила практика

_________________________________________________________

_________________________________________________________

Профессиональные, общие компетенции (ФГОС, ПМ)

Специальные трудовые функции

(проф. стандат., должн. инструк.)

Оценка руков практики от предпр, ФИО






















1 Код ОК указывается, если в процессе проверки освоения профессиональной компетенции возможно проверить общую(ие) компетенцию(ии)


Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru