Тема урока: Значение воды в жизни растений. Цель урока



Скачать 107.29 Kb.
НазваниеТема урока: Значение воды в жизни растений. Цель урока
Дата14.04.2013
Размер107.29 Kb.
ТипУрок
источник

Тема урока: Значение воды в жизни растений.


Цель урока:

усвоение учащимися сущности и значения испарения.


Задачи урока:

  • познакомить учащихся с важной функцией листа – испарением воды;

  • показать зависимость процесса от факторов окружающей среды;

  • раскрыть понятие о водообмене растений с окружающей средой;

  • познакомить с экологическими группами растений по отношению к воде;

  • формировать умение распознавать растения разных экологических групп.


Средства обучения:


Оборудование:

  • опорная схема-конспект «Испарение воды»,

  • лабораторное оборудование – штатив для пробирок,

  • 6 пробирок,

  • вода,

  • растительное масло,

  • трафареты листьев липы, дуба, березы, тополя.


План урока

  1. Транспирация – испарение воды листьями. Испарение – физическое явление природы.

  2. Какой орган растения испаряет воду? (Опыт)

  3. Можно ли увидеть воду, которую испаряет растение? (Опыт)

  4. Какой поверхностью лист испаряет воду? (Опыт)

  5. Зависимость испарения от поверхности листьев. (Практическая работа. Выполняется после создания проблемной ситуации)

  6. Зависимость испарений от окружающих условий. (Беседа)

  7. Значение испарения

  8. Листопад и его значение (Самостоятельная работа с текстом)



Ход урока

1. Организационный момент (1-2 мин)


2. Проверка домашнего задания – 7 мин

Контроль знаний о взаимосвязи строения листа и функции дыхания, о сущности процесса дыхания, о различиях и взаимосвязи процессов дыхания и фотосинтеза, об обмене веществ и его значении. Проверка выполнения задания в рабочей тетради; фронтальный и индивидуальный опросы


^ 3. Постановка темы, учебной цели и мотивация.

-Сегодня на уроке мы должны познакомиться с третьей функцией листа – испарением, осознать данную тему и закрепить ее.

Будем развивать у себя расчетно-измерительные умения, анализировать результаты опытов и объяснять влияние условий окружающей среды на испарение воды листьями. А также познакомимся со значением листопада в жизни растений

-Ребята, а скажите для чего нам это нужно? (мотивация)

(Чтобы развивать у себя биологическую грамотность, расширять кругозор и прививать любовь к родному краю и природе)

- Откройте лист 2. Отпечатанные конспекты уроков.

Запишите тему урока.

СЛАЙД 1.

^ ИСПАРЕНИЕ ВОДЫ РАСТЕНИЯМИ. ЛИСТОПАД.


4. Изучение нового материала

А) – Как я уже сказала, что новая тема связана с изучением третьей функцией листа – испарением, или транспирацией. Это физическое явление.


? Так что такое транспирация?

СЛАЙД 2.

Транспирация – испарение воды листьями.

Запишите в тетрадь данный термин. Запомните его.


СЛАЙД 3.

Какой орган растения испаряет воду?



Б) -Какой орган растения испаряет воду?

Чтобы точно ответить на вопрос мы проведем опыт.

СЛАЙД 4.

Начало опыта (по слайду)


(Объяснение по слайду и показ на пробирки)

ОПЫТ. Три дня назад в четыре пробирки на одинаковый уровень была налита вода. 1 пробирку оставили без растения – контрольной, во 2 пробирку – побег, лишенный листьев, в 3 – лист, в 4 – побег с листьями. Уровень воды в пробирках снова выровняли, а чтобы вода не испарялась с поверхности, залили ее тонким слоем масла. В таком виде опыт простоял три дня. Что же получилось?

СЛАЙД 5.

Результат опыта (пробирки)


Показ. (Пробирок и слайда одновременно)

- Зарисуйте в своем конспекте конечный результат опыта.

- Ответьте на раннее поставленный вопрос: Какой же орган является испаряющим и где испарилось воды больше?

(ответы детей)

СЛАЙД 6.

Вывод по опыту


ВЫВОД: Испаряющим органом является __________. Где было больше листьев и воды испарялось больше.

- Запишите в конспект под рисунком опыта вывод, который только что сделали. Он на доске.


В. Английский священник Стефан Хейлз в 1724 году показал, что вода с растворенными минеральными веществами (ксилемный сок) может подниматься вверх по растению благодаря процессу транспирации, то есть испарению воды с поверхности листьев.

СЛАЙД 7.

А можно ли увидеть воду, которую испаряет растение?


Проблема: А можно ли увидеть воду, которую испаряет растение?

-Выяснить это нам поможет опять-таки опыт.


СЛАЙД 8. + Опыт 2

Объяснение по опыту


ОПЫТ 2. Наклонив веточку с листьями и, не отрезав ее от растения, поместили в стеклянную колбу. Горлышко колбы закрыли ватой. Через некоторое время стенки колбы запотели и покрылись капельками воды.

? Откуда же взялась в колбе вода?

(Уч-ся …)

СЛАЙД 9.

Вода испаряется с поверхности клеток мякоти листа. Образовавшийся водяной пар проникает по межклетникам к устьицам и выходит наружу через них.


ВЫВОД: вода испаряется с поверхности клеток мякоти листа. Образовавшийся водяной пар проникает по межклетникам к устьицам и выходит наружу через них.

- Допишите в выводе вашего конспекта недостающие слова.

( показываю на слайд)


СЛАЙД 10.

Какой же поверхностью лист испаряет воду?


^ Г. Какой же поверхностью лист испаряет воду?

Снова обращаемся к опыту.

СЛАЙД 11.

Начало опыта по слайду


ОПЫТ 3

Обратимся к трехдневному опыту, в котором в одном случае мы смазали вазелином верхнюю поверхность листовой пластинки, а в другом – нижнюю. В обоих случаях поверхность воды в пробирках залили маслом.


СЛАЙД 12.

Результат опыта


? В какой же пробирке понизился уровень воды.

Ответ: Уровень воды понизился там, где у листа была смазана верхняя поверхность.

Сформулируем вывод по опыту!

? Через какую поверхность листа у данного растения происходит испарение и почему?

(ответы детей)

ОТВЕТ: Через нижнюю поверхность листа, так как у наземных растений устьица находятся с нижней стороны листа.

СЛАЙД 13.

Вывод: через нижнюю поверхность листа, так как у наземных растений устьица находятся с нижней стороны листа.



Д. Главная роль в испарении принадлежит устьицам. Если устьица открыты, испарение происходит, а если закрыты, то испарение не происходит.

Например, у рогоза (то, что вы называете камыш) на 1 квадратном мм – 1300 устьиц. Устьица способны регулировать испарение, в этом – то и состоит отличие испарения воды листьями (то есть живыми клетками и тканями листа) от простого испарения с какой-либо поверхности, например, с блюдца, либо поверхности водоема летом.

^ Работа с гербарием.

Подсчитано, что разные растения испаряют разное количество воды. Так, взрослое растение кукурузы за сутки испаряет 800 грамм воды, капусты – 1 л, береза – больше 60 литров воды.


? От чего же зависит испарение?

-Представим мысленно листья кукурузы, капусты, березы . Выясним, в чем их отличие.

^ ОТВЕТ: в окраске, в размерах, в форме листовой пластинки.


- Все названные ответы связаны с отличием листьев друг от друга, а какие отличия мы свяжем с испарением?

(ответы детей)

Вывод: Размер листовых пластинок и их количество.


Е. Количество испаряемой за одно и то же время воды зависит от общей поверхности листьев.

СЛАЙД 14

Практическая работа


^ Практическая работа

«Определение общей площади поверхности одного листа и общей площади поверхности всех листьев ветки»


Инструкция

Вы сидите в 4 группах. Каждая группа получает модель ветки липы, березы, тополя и дуба (листья искусственные, так как мы должны беречь и охранять природу) и таблицы, которые вы должны заполнить по мере выполнения заданий. На каждой ветке находятся 5 листьев. Возьмите их. Каждому человеку по 1 листику. Листик с обратной стороны в клеточку. Примем 1 клеточку за 1 кв.см.

1. Подсчитайте число полных квадратов (а), попавших внутрь контура

Запишите к себе в таблицу показания.

2. Подсчитайте число неполных квадратов (в), пересеченных контуром. Запишите показания в таблицу.

3. Разделите число неполных квадратов пополам. Внесите показания в таблицу.

4. Найдите общую площадь листовой поверхности данного по формуле

S = Σа + Σb/2, где S – площадь, Σ – сумма.

5. Общая площадь поверхности всех листьев ветки S0 складывается из суммы площадей каждого листа, то есть вы должны сложить все показания 6 столбца

S0 = S1 + S2 +… +Sn

Закончили. Проверяем.

1 человек от группы зачитывает показания 5 столбца и 6.





липа

5

6

1-










2-










3-










4-










5-
















береза

5

6

1










2










3










4










5
















дуб

5

6

1










2










3










4










5
















тополь

5

6

1










2










3










4










5











-Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Листья были большие и маленькие.

Скажите, какие листики будут больше испарять воды большие или маленькие. Сделайте вывод.

ВЫВОД: большая поверхность листьев имеет огромное значение для питания растений и для испарения большого количества воды.


СЛАЙД 15.

Работа по опорному конспекту


Ж. Испарение зависит не только от состояния устьиц, площади листовой поверхности, но и от окружающих условий (рассказ)

1. При солнечном освещении испаряется больше воды, чем в тени

2. Много воды испаряют молодые листья

3. При сильном сухом ветре испарение сильнее, чем в тихую погоду


З. Каково же значение испарения?

(Рассказ по опорному конспекту)

  1. Листья охлаждаются, и растение не перегревается

  2. Происходит передвижение воды и минеральных веществ (ксилемного сока)

  3. Испарение воды способствует ее поступлению через корни и поднятию по стеблю в листья

  4. Поднятие воды в листья осуществляется при участии корневого давления

(ГЕРБАРИЙ: верблюжья колючка, саксаул, черника, брусника, карликовая береза)

И. Испарение связано также с разнообразным строением листьев, местообитанием растений. У кактусов листья превращены в колючки, которые защищают их от поедания животными и испаряют мало воды.

Листья многих растений сухих мест имеют густое опушение, восковой налет и испаряют мало влаги.


К. Закрепление изученного материала (по опорному конспекту)

Давайте закрепим то, с чем сейчас только что познакомились, используя опорный конспект.

Молодцы!


СЛАЙД 16.

Лес осенью.


Унылая пора

Очей, очарованье

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье

В багрец и золото одетые леса


-Какое время года вы видите на экране? (ОСЕНЬ)

И в этот период идет листопад.


^ Л. Листопад и его значение.

(Самостоятельная работа с текстом учебника)

Прочтите из п.36 пункт Листопад и ответьте на вопрос:

Каково же значение листопада?

СЛАЙД 17.

Каково значение листопада?


(чтобы не погибнуть от недостатка влаги)


5. Подведение итогов. Результат.

Фронтальная беседа

-С какой темой урока мы сегодня знакомились?

-Что такое транспирация?

-Какой орган растения испаряет воду?

-Какой поверхностью лист испаряет воду?

-От чего зависит испарение? (от состояния устьиц, площадь поверхности, окружающих условий)

-Каково значение испарения?

-Для чего или зачем мы это все делали?


  1. Д/з п.36, №129-134 рабочая тетрадь, повторить п.26 Строение стебля




  1. РЕЗЕРВ:




  1. Тест «Испарение воды растениями»

  2. Чтение статьи «Зеленый лист растения»

Книга для чтения по ботанике стр. 30-31

  1. Задача № 26

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru