Пояснительная записка к тематическому планированию по математике 3 класс



Скачать 294.67 Kb.
НазваниеПояснительная записка к тематическому планированию по математике 3 класс
Н.Б.Истоминой
Дата13.04.2013
Размер294.67 Kb.
ТипПояснительная записка
источник

Пояснительная записка к тематическому планированию

по математике 3 класс

Рабочая программа по математике составлена на основе программы «Математика» 1-4 класс для четырехлетней начальной школы автора Н.Б.Истоминой. (2005 г). Программа Н.Б.Истоминой рассчитана на 136 часов (из расчета 4 часа в неделю).

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные Федеральным компонентом Государственного стандарта начального общего образования.

В основе построения данного курса лежит методическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного)содержания.

Цель курса: формировать приёмы умственной деятельности, учитывая опыт ребёнка.

Задачи курса:

  • формирование навыков табличного умножения, которые совершенствуются в процессе овладения приемами устных вычислений;

  • изучение “деления по содержанию” и “ деления на равные части”;

  • знакомство с единицами площади и изучение правила нахождения площади и периметра прямоугольника;

  • формирование навыков решения задач;

  • знакомство с нумерацией многозначных чисел.

В третьем классе учащиеся знакомятся с единицами площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр и квадратный метр; учатся измерять площадь прямоугольника с помощью палетки и вычислять ее по определенному правилу.

Одновременно рассматриваются способы вычисления периметра прямоугольника.

Работа, связанная с формированием вычислительных навыков и умений, находит свое органическое продолжение в темах: «Порядок выполнений действий в выражениях», «Распределительное свойство умножения», «Деление суммы на число».

Нумерация многозначных чисел в курсе третьего класса представлена темами «Четырехзначные числа» и «Пятизначные и шестизначные числа».

Основными способами усвоения десятичной позиционной системы счисления являются: анализ многозначных чисел с точки зрения их разрядного состава, выявление признаков сходства и различия в конкретных числах, построение рядов чисел в соответствии с определенными правилами.

Применение калькулятора при изучении нумерации многозначных чисел позволяет активно использовать в учебных заданиях ранее изученные понятия: «увеличить на (в)», «уменьшить на (в)», разностного и краткого сравнения.

При решении задач на пропорциональную зависимость величин используются таблицы и схемы. Задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость» учащиеся решают при изучении тем «Четырехзначные числа» и «Пятизначные и шестизначные числа»


Требования к математической подготовке

Учащиеся третьего класса должны знать:

  • Таблицу сложения однозначных чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания (на уровне автоматизированного навыка).

  • Таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления (на уровне автоматизированного навыка).

  • Свойства арифметических действий:

а) сложения (переместительное и сочетательное);

б) умножения (переместительное, сочетательное и распределительное);

в) деления суммы на число.

  • Названия компонентов и результатов действий; правила нахождения слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делимого, делителя.

  • Разрядный состав многозначных чисел (названия разрядов, классов, соотношение разрядных единиц).

  • Алгоритм письменного сложения и вычитания.

  • Читать, записывать, сравнивать многозначные числа, выделять в них число десятков, сотен, тысяч, использовать знание разрядного состава многозначных чисел для вычислений.

  • Складывать и вычитать многозначные числа «в столбик».

  • Способы сравнения и измерения площадей. Способы вычисления площади и периметра прямоугольника.

  • Правила порядка выполнения действий в выражениях.

  • Названия геометрических фигур: точка, прямая, кривая, отрезок, ломаная, угол (прямой, тупой, острый), многоугольник, прямоугольник, квадрат, треугольник, окружность, круг.

  • Структуру задачи: условие, вопрос.

  • Сравнивать площади данных фигур с помощью различных мерок.



Разделы программы «Математика» 3 класс

Площадь фигуры. Сравнение площадей фигур с помощью различных мерок. Таблица умножения. Сочетательное свойство умножения. Умножение на 10.

Смысл деления. Названия компонентов и результата деления. Взаимосвязь умножения и деления. Понятие «уменьшить в...». Кратное сравнение. Невозможность деления на нуль. Деление числа на 1 и на само себя.

Табличные случаи умножения и соответствующие случаи деления.

Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Палетка. Измерение площадей фигур. Площадь и периметр прямоугольника.

Правила порядка выполнения действий в выражениях.

Распределительное свойство умножения. Приемы устного умножения двузначного числа на однозначное.

Деление суммы на число. Приемы устного деления двузначного числа на однозначное, двузначного числа на двузначное.

Четырехзначные, пятизначные, шестизначные числа. Понятия разряда и класса. Соотношение разрядных единиц. Разрядные слагаемые. Сравнение многозначных чисел.

Умножение и деление на 10, 100, 1000.

Алгоритм письменного сложения и вычитания.

Единицы массы (грамм и килограмм) и соотношение между ними. Единицы длины (километр, метр, дециметр, сантиметр) и соотношения между ними. Единицы времени (час, минута, секунда) и соотношения между ними

Текстовые задачи, при решении которых используются:

а) смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;

б) понятия «увеличить в (на)...», «уменьшить в (на)...»;

в) разностное и кратное сравнение;

г) прямая и обратная пропорциональность.

Выделение фигур на чертеже (треугольник, прямоугольник, квадрат).

Куб, его изображение. Грани, вершины, ребра куба. Развертка куба.



№ п/п

Название темы

Кол-во часов

1

Повторение материала 1-2 классов

10

2

Площадь фигуры. Таблица умножения чисел 8 и 9. Решение задач

4

3

Измерение площади. Таблица умножения с числами 7,6,5,4,3,2. Решение задач.

6

4

Сочетательное свойство умножения. Решение задач

4

5

Смысл деления. Название компонентов

3

6

Взаимосвязь компонентов и результатов действий умножения и деления. Таблица умножения и соответствующие случаи деления

4

7

Уменьшить в несколько раз. Таблица умножения и соответствующие случаи деления

2

8

Деление любого числа на 1, само на себя, деления нуля на число. Невозможность деления на нуль. Решение задач.

3

9

Увеличить в несколько раз. Уменьшить в несколько раз. Во сколько раз ?Решение задач.

8

10

Деление «круглых» десятков на 10 и на «круглые» десятки

1

11

Порядок выполнения действий в выражениях. Табличные случаи умножения и деления. Решение задач.

10

12

Единицы площади.

3

13

Площадь и периметр прямоугольника. Решение задач

6

14

Распределительное свойство умножения. Умножение двузначного числа на однозначное. Решение задач.

10

15

Деление суммы на число. Деление двузначного числа на однозначное. Решение задач.

8

16

Деление двузначного числа на двузначное. Решение задач.

5

17

Цена , количество , стоимость. Решение задач.

7

18

Четырехзначные числа. Единица длины - километр. Единица массы- грамм

10

19

Пятизначные и шестизначные числа. Решение задач

8

20

Сложение и вычитание многозначных чисел. Решение задач.

10

21

Единицы времени. Решение задач

2

22

Куб. Развертка куба. Изображение куба

4

23

Решение задач.

4



Учебно-методический комплект

  1. Н.Б.Истомина. «Математика», учебник для 2 класса, издательство «Ассоциация 21 век», 2007 г.

  2. Н.Б.Истомина. «Математика», тетрадь на печатной основе для 2 класса в двух частях, издательство «Ассоциация 21 век», 2007 г.

  3. Н.Б.Истомина. Методические рекомендации к учебнику для 2 класса «Математика», издательство «Ассоциация 21 век», 2007 г.

  4. А.В.Горячев «Информатика в играх и задачах», учебник – тетрадь в двух частях.

  5. А.В.Горячев. Методические рекомендации для учителя



Календарно-тематическое планирование уроков математики и информатики



№ п/п

Дата

Название темы

Примечания

1.




Понятия: «число», «цифра», «двузначные числа», «трехзначные числа». Сравнение чисел.




2.




Решение задач. Переместительное и сочетательное свойства сложения.




3.




Сложение и вычитание в пределах 100. Переместительное и сочетательное свойства сложения.




4.




Сложение и вычитание в пределах 100. Решение задач.

Алгоритм*.




5.




Решение задач.




6.




Решение задач. Взаимосвязь компонентов и результатов действий.




7.




Смысл умножения. Таблица умножения на 8 и 9; 1 и 0.




8.




Таблица умножения 8 и 9. Решение задач.

Схема алгоритма.




9.




Единицы длины и их соотношения.




10.




Входная контрольная работа.




11.




Понятие «площадь».




12.




Площадь фигур.

Ветвление в алгоритме.




13.




Измерение площади фигур. Решение задач.




14.




Площадь фигур. Обобщение.




15.




Измерение и сравнение площадей с помощью мерок.




16.




Табличные случаи умножения с числом 7.

Цикл в алгоритме.




17.




Таблица умножения с числом 7.




18.




Усвоение таблицы умножения с числом 6. Решение задач.




19.




Усвоение таблицы умножения с числом 5. Решение задач.




20.




Решение задач.

Алгоритмы с ветвлениями и циклами.




21.




Сочетательное свойство умножения.




22.




Сочетательное свойство умножения.




23.




Сочетательное свойство умножения. Решение задач.




24.




Закрепление изученного.

Подготовка к контрольной работе.




25.




Предметный смысл деления.




26.




Смысл деления. Названия компонентов и результата действия деления.




27.




Смысл деления. Повторение табличного умножения.




28.




Формулировка правила о взаимосвязи компонентов и результатов действий умножения и деления.

^ Контрольная работа №1




29.




Взаимосвязь компонентов и результатов действий умножения и деления. Табличные случаи умножения.




30.




Взаимосвязь компонентов и результатов действий умножения и деления. Решение задач на деление.




31.




Табличное умножение и деление. Схематическая и символическая модели. Проверочная работа.




32




Понятие «уменьшить в несколько раз».

^ Анализ контрольной работы




33.




Уменьшить в несколько раз. Решение задач.




34.




Итоговая контрольная работа.




35.




Деление числа на 1, само на себя. Деление 0 на число. Решение задач.




36.




Решение задач.

Повторение




37.




Предметный смысл ответа на вопрос «Во сколько раз больше (меньше)?»




38.




Предметный смысл кратного сравнения. Решение задач.




39.




Предметный смысл кратного сравнения. Совершенствование вычислительных навыков.




40.




Предметный смысл кратного сравнения. Обобщение по теме.

^ Состав и действия объекта




41.




Проверка усвоения учащимися понятия кратного сравнения.




42.




Решение задач на кратное сравнение.




43.




Закрепление по теме : «Уменьшить в несколько раз, во сколько раз?»




44.




Контрольная работа «Усвоение смысла умножения и деления. Табличное умножение и деление».

^ Группа объектов. Общее название




45.




Деление «круглых» десятков на 10 и на «круглые» десятки.




46.




Правила порядка выполнения действий в выражениях




47.




Порядок выполнения действий в выражениях.




48.




Порядок выполнения действий в выражениях. Запись решения задач выражением.

^ Общие свойства предметов группы




49.




Проверка усвоения правил порядка выполнения действий. Решение задач.




50.




Применение правила порядка выполнения действий. Текстовые задачи.




51.




Применение правила порядка выполнения действий при записи задач выражением.




52.




Совершенствование умения записывать решение задач выражением.

^ Особенные свойства объектов подгруппы




53.




Закрепление пройденного по теме «Порядок действий».




54.




Закрепление умений делить «круглые» десятки, решать задачи на кратное сравнение.




55.




Контрольная работа «Порядок действий».




56.




Знакомство с единицей площади 1 кв. см.

Единичное имя объекта




57.




Знакомство с единицами площади 1 кв.дм и 1 кв. м.




58.




Единицы площади и их соотношения.




59.




Площадь прямоугольника.




60.




Периметр и способы его вычисления.

Подготовка к контрольной работе




61.




Площадь и периметр прямоугольника.




62.




Решение задач на вычисление периметра прямоугольника.




63.




Решение задач на вычисление площади прямоугольника.




64.




Проверка усвоения единиц площади и умение вычислять площадь и периметр прямоугольника.

Контрольная работа №2




65.




Распределительное свойство умножения.




66.




Усвоение правила о распределительном свойстве умножения.




67.




Распределительное свойство умножения. Подготовительные упражнения для понимания вычислительного приема при умножении двузначного числа на однозначное.




68.




Умножение двузначного числа на однозначное.

^ Анализ контрольной работы




69.




Умножение двузначного числа на однозначное. Решение задач.




70.




Совершенствовать умения умножать двузначное число на однозначное. Решение задач.




71.




Проверка усвоения распределительного свойства умножения и приема умножения двузначного числа на однозначное.




72.




Решение задач на нахождение площади и периметра прямоугольника, на кратное сравнение.

Повторение




73.




Закрепление изученного материала по теме «Распределительное свойство умножение».




74.




Контрольная работа «Площадь и периметр прямоугольника. Умножение двузначного числа на однозначное».




75.




Деление двузначного числа на однозначное. Два способа деления суммы на число.




76.




Понимание и усвоение приема деления двузначного числа на однозначное.

^ Множество. Число элементов множества




77.




Закрепление умения делить двузначное число на однозначное.




78.




Деление двузначного числа на однозначное. Применение свойства деления суммы на число.




79.




Применение свойства деления суммы на число для решения задач двумя способами.




80.




Решение задач двумя способами.

^ Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств




81.




Проверка усвоения учащимися свойства деления суммы на число.




82.




Обобщение по теме «Деление двузначного числа на однозначное».




83.




Подготовительные упражнения на знакомство с приемом деления двузначного числа на двузначное.




84.




Прием деления двузначного числа на двузначное.

^ Пересечение и объединение множеств




85.




Прием деления двузначного числа на двузначное. Повторение правила порядка выполнения действий в выражениях.




86.




Закрепление умений делить двузначное число на двузначное.




87.




Контрольная работа «Деление двузначного числа на однозначное, двузначное числа».




88.




Понятия «цена», «количество», «стоимость» и взаимосвязь между ними.

^ Истинность высказывания. Отрицание




89.




Повторение понятий : «цена», «количество», «стоимость».




90.




Решение задач. Повторить понятия «больше в…», «больше на…», разностное сравнение.




91.




Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость.




92.




Совершенствовать умения решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость.

^ Истинность высказывания со словами «и», «или»




93.




Закрепление по теме «Цена. Количество. Стоимость».




94.




Контрольная работа «Решение задач с величинами».




95.




Новая счетная единица – тысяча.




96.




Чтение и запись четырехзначных чисел, разрядный и десятичный состав чисел.

Граф. Вершина и рёбра графа




97.




Умножение числа на 100.




98.




Чтение и запись четырехзначных чисел. Повторить: разностное сравнение, увеличение числа в несколько раз.




99.




Чтение и запись четырехзначных чисел. Повторить: «увеличить на…», «уменьшить на…» и распределительное свойство умножения.




100.




Единица длины – километр.

^ Граф с направленными рёбрами




101.




Проверка усвоения нумерации четырехзначных чисел.




102.




Деление чисел, оканчивающихся нулями, на 100 и на 10.




103.




Единица массы – грамм.




104.




Контрольная работа «Четырехзначные числа. Единицы длины и массы».

Закрепление изученного




105.




Разряды и классы.




106.




Чтение и запись пятизначных и шестизначных чисел. Сравнение их.




107.




Умножение числа на 1000, 10000.




108.




Чтение и запись многозначных чисел. Запись в виде разрядных слагаемых.

Контрольная работа №3




109.




Повторение сочетательного свойства умножения.




110.




Повторение о порядке выполнения действий в выражениях. Запись многозначных чисел.




111.




Закрепление по теме «Многозначные числа».




112.




Контрольная работа «Многозначные числа. Решение задач».

^ Анализ контрольной работы




113.




Знакомство со способом сложения «в столбик».




114.




Совершенствование умения складывать числа «в столбик».




115.




Закрепление. Подготовка к вычитанию «в столбик».




116.




Алгоритм письменного вычитания.

Аналогия




117.




Совершенствование умения вычитать «в столбик».




118.




Сложение и вычитание «в столбик». Закрепление.




119.




Сложение и вычитание «в столбик». Решение задач.




120.




Совершенствование вычислительных умений и навыков. Решение задач.

Закономерность




121.




Закрепление по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел».




122.




Контрольная работа «Вычисления в «столбик». Решение задач».




123.




Соотношения между единицами времени.




124.




Решение задач с единицами времени.

Аналогичная закономерность




125.




Представление о кубе и об изображении этой фигуры.




126.




Куб и его изображение. Грани куба.




127.




Развертка куба.




128.




Обобщение по теме «Куб и его изображение».

Подготовка к контрольной работе




129.




Решение задач на нахождение периметра и площади прямоугольника.




130.




Решение задач на кратное сравнение, увеличение в…, уменьшение в….




131.




Контрольная работа «Обобщение пройденного за год».




132.




Решение нестандартных задач.

Контрольная работа №4




133.




Обобщение знаний о величинах.



134.




Обобщение о геометрических фигурах.




135.




Закрепление вычислительных умений и навыков с многозначными числами.



136.




Обобщение пройденного за год.

Обобщение пройденного за год




*Курсивом напечатаны темы по информатике

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru