Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1



Скачать 120.9 Kb.
НазваниеМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
Дата05.04.2013
Размер120.9 Kb.
ТипПрограмма
источник
1. /Программы внеурочной деятельности Багрова Е.М/факультатив Занимательная математика.docx
2. /Программы внеурочной деятельности Багрова Е.М/факультатив Родной край.docx
3. /Программы внеурочной деятельности Багрова Е.М/факультатив весёлая грамматика.docx
4. /Программы внеурочной деятельности Багрова Е.М/факультативВолшебная иголочка.docx
5. /Программы внеурочной деятельности Багрова Е.М/факультативПодвижные игр.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
Багрова Елена Михайловна п. Безенчук 2011 год пояснительная записка программа по курсу вышивания «Волшебная иголочка» составлена для работы по изучению вышивки, знакомству с профессией вышивальщицы программа
Программа факультативного курса «Подвижные игры» для учащихся 1-4 классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

п. Безенчук Самарской области



Утверждаю

Директор ________/О.А.Энговатов/

«__»_____________2011г.

М.П.


Согласовано

«___»________2011 г.

Зам. директора по УВР

________/Багрова Т.А.

Программа рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов

Протокол № ___от «__»_____2011г.

Руководитель МО

________________/Демидова Е.Б./



ПРОГРАММА

факультативного курса

«Занимательная математика»


Класс 1 «_А_»


Программу разработала

учитель начальных классов

Багрова Елена Михайловна

п. Безенчук

2011 год

Пояснительная записка

Реализация задачи воспитания любознательного, активного и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Факультатив «Занимательная математика» расширяет математический кругозор и эрудицию учащихся, способствует формированию познавательных универсальных действий.

Предлагаемый факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Данный факультатив учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе.

Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» предназначена для учащихся 1 класса, рассчитана на 66 часов.

Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю.

Продолжительность занятий 35 минут. Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способность дать простор воображению.

Цель программы: расширять математический кругозор и эрудицию учащихся.

Задачи программы:

  • развивать умение последовательно описывать события и выполнять последовательность действий;

  • обучить решению логических задач;

  • научить решать задачи с геометрическим содержанием;

  • научить решению и составлению задач-шуток, магических квадратов;

  • научить обобщать математический материал;

  • воспитывать умение сопереживать, прийти на помощь;

  • воспитывать интерес к предмету;

  • развивать наблюдательность;

  • развивать математический кругозор, мышление, исследовательские умения учащихся;

  • воспитывать настойчивость, инициативу;

  • углублять и расширять знания по математике.

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения факультативного курса «Занимательная математика».

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

- анализировать правила игры; действовать в соответствии с заданными правилами;

- включаться в групповую работу; участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;

- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

- конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи;

- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;

- оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

- конструировать несложные задачи;

- ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

- ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки;

- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

- анализировать расположение деталей (треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

- составлять фигуры из частей; определять место заданной детали в конструкции.

Предметные результаты отражены в содержании программы.

Принципы программы:

  • Актуальность

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

  • Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  • Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.


Организация работы факультатива.

В основе факультатива лежит принцип добровольности. Он организован для всех желающих. В течение года факультативные занятия увязаны с другими формами внеклассной работы по математике, в подготовке которых активное участие принимают члены кружка.

Основные требования к программе факультатива:

1) связь содержания программы кружка с изучением программного материала;

2) использование занимательности;

3) использование исторического материала;

4) решение нестандартных, олимпиадных задач;

5) учет желаний учащихся;

6) особенности школы;

7) наличие необходимой литературы у учителя.

Ведущими формами организации обучения является парная и групповая. Наряду с вышеназванными формами работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к учащимся, так как в связи с их индивидуальными способностями, результативность в усвоении учебного материала может быть различной. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к предмету и способствует творческому росту учащихся.

Требования к результатам обучения учащихся к концу 1 класса.

Учащиеся должны уметь:

  • решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие несколько действий,

  • читать информацию, записанную в таблицу и заполнять таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов,

  • уметь устанавливать закономерности.

  • заполнять магические квадраты размером 3х3,

  • находить число перестановок не более чем из трёх элементов,

  • проходить числовые лабиринты, содержащие двое – трое ворот,

  • объяснять решение задач по перекладыванию одной – двух палочек с заданным условием и решением,

  • решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур,



Формами проверки результативности занятий являются:

  • выпуск книг-самоделок собственных логических заданий

  • подготовка и проведение детьми « Минуток смекалки» на уроках в своём классе

  • участие в интеллектуальных играх и марафонах.


Формами подведения итогов реализации программы могут быть - конкурсы знатоков, викторины, интеллектуальные марафоны, КВНы, олимпиады.

Содержание программы

(1 час в неделю, всего – 33 часа)

1 класс

Числовые головоломки, арифметические ребусы. Логические задачи на поиск закономерности и классификацию. Арифметические лабиринты, математические фокусы. Задачи на разрезание, составление фигур. Задачи с палочками. Упорядоченный перебор вариантов. Поиск закономерностей. Таблицы.

Тематическое планирование.





п/п

Тема

Кол-во

часов

Содержание

1

Вводное занятие. Математическая викторина.

1

Вопросы математического характера, направленные на формирование интереса к занимательным заданиям (групповая работа).


2

Логические таблицы с несколькими изменяющимися признаками

1

Задания на закономерность изменения фигур в таблицах.


3

Последовательности и закономерности.

1

Система упражнений, направленная на поиск правил расположения предметов и фигур. Творческая работа «Последовательность для друга».


4

Комбинаторные задачи

1

Задания на усвоение принципа построения перестановок.


5

Игра «Математическая карусель» (таблицы, закономерности, перестановки)


1

Групповая работа.

6

Арифметические ребусы.

2

Знакомство с ребусами на определение арифметических знаков, зашифрованных чисел в выражениях. Творческая работа «Ребус для друга»


7

Геометрические фигуры.

1

Знакомство с шаром, конусом, цилиндром, параллелепипедом, кубом, пирамидой. Изображение фигур на клетчатой и нелинованной бумаге. Узнавание в составе более сложных фигур.


8

Задачи с геометрическим содержанием. Конструирование фигур из палочек. Перекладывание палочек для получения новой фигуры

2

Задания на сообразительность с использованием палочек, спичек.


9

Решение ребусов.

1

Обучение решению и составлению рисуночных ребусов, содержащих числа. Творческая работа «Числовой ребус».


10

Логические таблицы.

1

Задания на закономерность изменения фигур в таблицах.


11

Задачи с геометрическим содержанием. Нахождение необходимого количества фигур на чертеже.

1

Решение задач на узнавание знакомых геометрических фигур в составе более сложных.


12

Нумерация чисел в пределах 10.

1

Решение текстовых логических задач на восстановление числовых последовательностей и на определение нужного номера, считая в прямом и обратном порядке.


13

Сложение и вычитание чисел в пределах 10.

1

Решение текстовых логических задач на сложение и вычитание в пределах 10. Задачи на внимание с лишними данными.


14

Задачи с геометрическим содержанием. Разрезаем, перекладываем, составляем

1

Разбиение фигур на заданные части. Составление фигур из её частей.


15

Числовые головоломки. Числовые лабиринты.

1

Поиск правила составления числовой головоломки. Творческая работа «Числовая головоломка»



16

Шифровки

1

Задания на расшифровку и зашифровку. Творческая работа «Зашифруй имя сказочного героя».


17

Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения.

1

Решение текстовых задач, в которых широко используется схематический рисунок, таблицы, доказательство от противного.


18

Игра «Математическая карусель» (ребусы, задачи с геометрическим содержанием, числовые головоломки)


1

Групповая работа.

19

Логические задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами

1

Обучение решению задач данного вида путём составления таблицы.


20

Задачи, связанные с величинами.


1

Система разнообразных упражнений, связанных с решением задач на взвешивание, переливание, измерения.


21

Комбинаторные задачи на упорядочивание множеств


1

Обучение решению задач данного вида путём составления схем.


22

Магические квадраты

1

Знакомство с правилами заполнения магических квадратов. Проект «Мой магический квадрат»


23

Решение логических задач изученного вида.

1

Задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами, на упорядочивание множеств, на взвешивания, переливания, измерения.


24

Расстановки. Задачи на промежутки

1

Упражнения, направленные на развитие умения решать логические задачи на расстановку предметов, подсчёт промежутков, число распилов и т.д.


24

Задачи-шутки

1

Система упражнений, направленных на выработку смекалки.

25

Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения


1

Решение текстовых задач, содержание которых определяется требованиями программы и предусматривает вариативность способов решения.


26

Старинные задачи. Арифметические игры и фокусы.

1

Познакомить учащихся со сборниками старинных задач. Решение задачи про волка, козу и капусту. Фокусы «Задумайте число».


27

Нумерация чисел в пределах 20.

1

Решение текстовых логических задач на восстановление числовых последовательностей и на определение нужного номера, считая в прямом и обратном порядке, задачи о ступеньках.


28

Сложение и вычитание чисел в пределах 20.

1

Решение текстовых логических задач на сложение и вычитание в пределах 20. Логические цепочки, перестановки чисел, расстановка знаков действий.


29

Игра «Танграм»

1

Обучение игре (составление фигур из набора заданных)


30

Разные логические задачи.

1

Задания на повторение и систематизацию знаний. Подготовка к математической олимпиаде.


31

Математическая олимпиада

1

Систематизация знаний. Контроль и учет приобретенных знаний. Задания для самостоятельного решения.


32

Математический КВН

1

Математические игры, задания для детей и их родителей.


33

Итоговое занятие

1

Конкурс книжек-малышек «Мои логические задания». Подведение итогов работы факультатива за год. Награждение победителей олимпиады.

Методическое обеспечение программы

  1. Дидактический материал «Занимательные задачи по математике».

  2. Олимпиада по математике в 1 классе.

  3. Игры «Математическая карусель».

Список использованной литературы

  1. М.В.Беденко «Сборник текстовых задач по математике. 1 – 4 классы».М.: «ВАКО», 2004.

  2. И.Г.Сухих «Занимательные материалы. 1 – 4 классы. М.: «ВАКО», 2005.

  3. О.В.Субботин «Олимпиадные задания по математике 1- 4 классы : Волгоград «Учитель», 2010.

  4. В.Н.Рудницкая «2000 задач по математике». Мю: «Дрофа»,1999.

  5. В.Волина «Праздник числа» - М. : АСТ-ПРЕСС, 1997.

 

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru