Методическая разработка «Ознакомление дошкольников с родным городом посредством дидактической игры»



Скачать 64.96 Kb.
НазваниеМетодическая разработка «Ознакомление дошкольников с родным городом посредством дидактической игры»
Жук Екатерина Владимировна
Дата04.04.2013
Размер64.96 Kb.
ТипМетодическая разработка
источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 33 «Светлячок» г. Воркуты

Методическая разработка

«Ознакомление дошкольников с родным городом посредством дидактической игры»




Автор:

Жук Екатерина Владимировна.

Старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 33»


2012

Детей с первых шагов учат добру, состраданию к своим близким, друзьям. Но не мало важно с первых же шагов учить их любить родной город.

Данная работа актуальна потому, что, прививая ребенку, любовь к родному краю, педагог воспитывает в нем чувство патриотизма. Кроме того, происходит всестороннее развитие личности ребенка.

Перед Вами полифункциональное, развивающее пособие, предназначенное как для совместных игр ребенка и взрослого, так и для самостоятельной игры одного или нескольких детей дошкольного возраста 5-7 лет, может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях по развитию речи и занятиях познавательного цикла.

Данное пособие развивает у ребенка:

- восприятие (тактильное, пространственное – справа, слева, вверху, внизу и т.п.);

- внимание, память, воображение, мышление;

- мелкую моторику пальцев рук.

Преимуществом такого пособия являются:

- содержательность и разнообразие тематики;

- возможность включения игр в повседневную жизнь, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.

- максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;

- сотрудничество детей друг с другом и взрослыми во время подготовки к игре и в самой игре.

Пособие изготовлено в соответствии с рекомендациями программы «Детство», по которой работает наше образовательное учреждение. Согласно требованиям программы, в старшем дошкольном возрасте в совместную деятельность детей и взрослых вводятся игры, связанные с ориентированием по схеме, модели, карте, плану. Такие игры способствуют формированию коммуникативных навыков и умений – интересу к общению со сверстниками и коллективной деятельности, желанию работать в команде, самостоятельно объединяться в подгруппы согласно взаимным интересам. Происходит активизация речевой активности детей (расширение словарного запаса, совершенствование связной речи), а также поддерживается положительный эмоциональный настрой.

Работа с представленным материалом способствует эффективному усвоению детьми знаний о родном крае, помогает им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями. Все изучаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину сведений о малой Родине.

Дети получают краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях. У детей формируется чувство гордости за свою малую Родину, желание сделать ее лучше.

Игра «Собери картинку» предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Может использоваться как совместно с пособием при закреплении знаний о государственной символике родного города, так и самостоятельно.

На первых этапах ознакомления с игрой детям в качестве зрительного образца предлагается карта с закрепленными на ней гербом и флагом города (5-6 лет). Детям более старшего возраста карта предлагается по окончании выполнения задания для проверки результата.

Игра «Покажи и назови» предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Игра может использоваться как в самостоятельной деятельности, так и в совместной деятельности с воспитателем. При параллельной работе с картой игровые карты могут использоваться в качестве листов заданий, когда детям к имеющимся правилам добавляют задание найти здание или сооружение на карте города.

Знакомство с игрой проводится по принципу от простого к сложному, то есть дети сначала используют в игре карты с видами зданий, сооружений и памятников, находящихся рядом с детским садом, постепенно с усвоением детьми знаний материал обогащается, за счет расширения территории, на которой располагаются здания, сооружения и памятники.

Игра «О чем рассказывают здания города» предназначена для детей старшего дошкольного возраста.

I вариант игры рассчитан на детей 5-6 лет, II вариант игры рассчитан на детей 6-7 лет.

Знакомство с игрой происходит постепенно, сначала дети называют 1-2 учреждения, скрывающиеся за фасадом, позже количество учреждений увеличивается до полного списка. В ходе освоения детьми игры, она постепенно может усложняться, могут добавляться такие задания, как «покажи на карте, где расположено здание, о котором ты рассказываешь».

Для закрепления имеющихся у детей знаний об архитектуре города и его достопримечательностях, детям предлагается разместить на карте модель архитектурного сооружения или достопримечательности, обосновать, почему именно это место было выбрано, что находится рядом, что дети знают об истории данного сооружения, достопримечательности, района.


^ Методический комплект «Моя малая Родина»

Название игры

5-6 лет

6-7 лет

«Собери картинку»

1 вариант

Цель: обобщение и закрепление знаний детей о государственной символике города Воркуты

Правила:

Детям предлагаются разрезные картинки с изображением герба и флага города. Собрав изображение, дети соотносят его с заданным образцом, затем прикрепляют флаг и герб на карту и рассказывают о значении государственной символики.

2 вариант

Цель: обобщение и закрепление знаний детей о памятниках и архитектурных сооружениях города Воркуты.

Правила:

Детям предлагаются разрезные картинки с изображением памятников и архитектурных сооружений. Собрав изображение, дети соотносят его с заданным образцом, затем прикрепляют макет на карту, объясняя свой выбор.



«Покажи и назови»

Цель: обобщение и закрепление знаний детей об архитектурных сооружениях, памятниках и зданиях г. Воркуты, расположенных рядом с детским садом.

Правила:

Детям предлагают карты с видами сооружений расположенных в районе детского сада и просят назвать, что на них изображено, где расположено это сооружение и закрепить модель на карте города (с опорой на вспомогательный материал. Пример: Фонтан, расположен на площади Мира напротив находится ДКШ).

Цель: обобщение и закрепление знаний детей об архитектурных сооружениях, памятниках и зданиях г. Воркуты.

Правила:

Детям предлагают карты с видами сооружений различных районов города и просят назвать, что на них изображено, где расположено это сооружение, назвать достопримечательности, расположенные рядом и закрепить модель на карте города (без опоры на вспомогательный материал.).



«О чем рассказывают здания города»

Цель: обобщение и закрепление знаний детей о социальном назначении различных городских зданий.

Правила:

Детям предлагается назвать, какие вывески и названия они видели, прогуливаясь по городу. Дети объясняют, что скрывается за вывеской, для чего предназначено заведение. При правильном ответе на карту закрепляется соответствующая модель.

Цель: обобщение и закрепление знаний детей о социальном назначении различных городских зданий.

Правила:

Детям задаются загадки. Ответив на них дети выбирают необходимую карточку, и называют социальное назначение данного заведения и закрепляют на карте соответствующую модель.

При правильном ответе должна получиться следующая логическая цепочка:

изображение здания → вывеска → объяснение ребенка о назначении данного заведения → модель здания, размещенная на карте.



Необходимо помнить, что с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, семье, улице, городу начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству.


Авторская разработка

^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Социализация дошкольников. -М.: Академия, 1999. -159с.

  2. Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. -М., 1999. -80с.

  3. Артемонова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1972. -75с.

  4. Бородич А.М. Методика социализации детей. - М.: Просвещение, 1981. -255с.

  5. Жуковская Р.И. и др. Родной край. –М., 1990. -98с.

  6. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование геральдики // Дошк. воспитание.-1991.-№9.-С.16-22.

  7. Мацкевич А.Я. Геральдика - дошкольникам //Работа с книгой в детском саду /Сост.: В.А. Богуславская, В.Д. Разова. - М.: Просвещение, 1967. -С.46-60.

  8. Наша Родина /Сост. Н.Р. Виноградова, С.А.Козлова -М., 1984. -87с.

  9. Подготовительная к школе группа в детском саду. Под ред. М.В.Залужской. М.,Просвещение, 1975.

  10. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика социализации детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1977. -239с.

  11. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1983.-№7.-С.18-21.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru