Методическая разработка музейного урока



Скачать 141.04 Kb.
НазваниеМетодическая разработка музейного урока
Дата03.04.2013
Размер141.04 Kb.
ТипДокументы
источник



Департамент образования города Липецка

Гимназия № 12


« Ленинградский метроном»

(методическая разработка музейного урока)


Руководитель Водопьянова Татьяна Михайловна,

заведующая музеем гимназии


Липецк 2012, ноябрь


1.№ ОУ - Гимназия № 12

2.Ф.И.О. педагога - Водопьянова Т.М., руководитель музея гимназии

3.Возраст участников – 5-11 класс

4.Тема – Методическая разработка урока, посвященного 67 годовщине снятия блокады Ленинграда

5 Форма проведения:

Музейный урок


Цели:

Формирование познания в области исторического прошлого нашего государства, создания у школьников начального представления о важных периодах истории


Задачи:

1.Обучающие

а) реализовать познавательные и других интересы и потребности учащихся через изучение истории своего родного края и своей страны средствами музейной педагогики;

б) разработать формы реализации исследовательских и познавательных интересов учащихся;

в) создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления, удовлетворения их запросов, формирование профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности

2. Развивающие:

а) развивать мыслительную деятельность;

б) развивать творческую, познавательную активность.

3. Воспитательные:

а) воспитывать уважение к традициям гимназии;

б) беречь духовные ценности нашего народа,

Предполагаемые результаты:

- приобретение учащимися знаний по истории Великой Отечественной войны и, в частности, блокады Ленинграда.


7. Оборудование:

Проектор, экран, презентации. Видеоролик документального фильма « Просто Марии»


8. Оформление:

Выставка рисунков учащихся на тему

« Блокада Ленинграда».


9. Актуальность:

Активизация воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения связи поколений в настоящее время является одной из важнейших задач сегодняшней педагогики.

Разработка может быть использована при подготовке уроков истории и внеклассных мероприятий.


Описание мероприятия:


(Звучит песня А.Розенбаума « Дорога жизни» на фоне документальных кадров блокадной кинохроники).


1. Учащиеся 10 класса, члены Совета клуба:


«Сестра моя, товарищ, друг и брат,

Ведь это мы, крещеные блокадой!

Нас вместе называют — Ленинград,

И шар земной гордится Ленинградом.


Да здравствует, да царствует всегда

Простая человеческая радость,

Основа обороны и труда,

Бессмертие и сила Ленинграда!»

В нашей школе в ноябре 1984 года был создан городской поисковый клуб

« Подвиг». По инициативе ветерана войны, бывшего морского офицера Василия Васильевича Мигалкина старшеклассники разыскали и объединили в нем липчан – блокадников, тех участвовал в обороне, освобождении Ленинграда, а также его жителей. На одну из первых встреч пришли 218участников войны. С тех пор в нашей школе 27 января, День снятия блокады отмечается в 28 раз как один из самых важных.


Вместе со школьниками бывшие участники войны проводили встречи, уроки мужества, активно участвовали в жизни школы. Вместе с клубом в течение многих лет были учителя Галина Ивановна Березовская, Любовь Владимировна Зайцева, Валентина Васильевна Сударикова и Людмила Васильевна Павловская. Председателем Совета клуба в 1984 году был выбран Сергей Сторожев, его в разное время сменили Тагир Хайруллин, Игорь Тумашов, Сергей Калганов, Сергей Абрамов. Сейчас председателем является ученик10 класса Илья Оболонский.

В ноябре 2012 года эстафету примут ученики нынешних 5, 6, классов. Обычно старшеклассники торжественно передают эмблему клуба младшим ребятам.


В Комнате Боевой славы собраны документы, фотографии, письма ветеранов. Самые ценные реликвии это солдатская каска, Андреевский флаг, капсула с землей, привезенная с места боев и, конечно, кусочек хлеба, испеченного по блокадному рецепту из остатков муки и золы. Его передала нам большой друг нашей школы Мария Александровна Дружинина. В центре экспозиции помещена картина Л .М .Буракова

« Последний залп», которая была написана ветераном в память о защитниках Ленинграда.

.Школьный театр поставил спектакль « Дети блокады», основанный на подлинных документах музея гимназии. Старшеклассники успели снять несколько документальных фильмов о своих старших друзьях. Некоторые из них выложены в сети Интернет. На Всероссийском портале BlokadeNet на сайте Народная книга памяти также выложена информация об участниках блокады из клуба « Подвиг».


3.


В нашем клубе есть и своя песня, которая традиционно исполняется на каждой встрече. Это - « Вечер на рейде». Композитор Соловьев – Седой написал ее в 1942 в блокадном Ленинграде. Сегодня песню клуба исполняют учащиеся 6 классов (Исполнение песни)

4.

В нашей гимназии будет храниться память о незабываемых встречах с ветеранами в школе и в гостях у них. Мы будем помнить их воспоминания о войне, которые не заменит ни один учебник истории.


5.

Мы надеемся, что и вы сумеете сберечь память об участниках В.О.в, сохранить традиции нашей гимназии.


2. Учащиеся 6 класса


Дела, гремевшие в веках,

Не сгинули безвестно,

Не превратились в тусклый прах,

Не погрузились в бездну.


Что было позади, до нас

Не стало пустотою,

Но в нас, живых, живет сейчас

В душевном нашем строе.


В историю войны вошли героические сражения у стен Брестской крепости, под Москвой и Сталинградом, на Курской дуге. Но нечеловеческие испытания выпали на долю блокадного Ленинграда, которая длилась 900 дней и унесла около полутора миллионов жизней мирных людей: детей, женщин, стариков. Осада города началась в августе 1941 года. Фашисты планировали захватить Ленинград, а после этого развернуть

наступление войск на Москву. Тогда люди встали плечом к плечу на защиту родного города. Взрослые ушли в ополчение. Подростки заменили их в цехах, у станка.

Потерпев неудачу у стен Ленинграда, фашисты решили задушить город голодом.

К концу августа фашистам удалось перерезать железную дорогу Москва-Ленинград.

8 сентября 1941 года фашистское кольцо вокруг Ленинграда по суше было сомкнуто.


Началась блокада. На  начало блокады в городе оставалось около 2,5 млн. человек, из них 400 тыс. детей. Но с каждым днем их становилось все меньше и меньше. Осень 41-го. В Ленинграде страшный голод. Сейчас мы не знаем, что это такое, а тогда каждый блокадник испытал это на себе. В нашем музее есть самый главный экспонат-это хлеб, испеченный по блокадному рецепту. На его изготовление шло все: мякина, отруби, целлюлоза. Меньше всего там было муки. И все же это был хлеб.

Получая эти 125 грамм хлеба, дети продолжали учиться в школах, чаще в бомбоубежищах.39 школ Ленинграда работали без перерыва в самые тяжелые блокадные дни. Но голод и смерть сокращали количество людей с каждым днем. Город оставался без электричества, запасов продовольствия, но ленинградцы продолжали сражаться и работать. Чтобы не терять силы духа и поддерживать других, люди писали стихи, рисовали картины и сочиняли музыку.

С конца ноября 1941 года заработала ледовая Ладожская трасса – легендарная дорога Жизни, по которой везли хлеб. Фашисты беспощадно ее бомбили. Для многих людей эта дорога стала последней. Люди не падали духом. Блокада всех сплотила воедино.

Позже в своих воспоминаниях, командующий Ленинградского фронта генерал Жуков так

писал о ситуации в городе: "Обстановка для войск и жителей была настолько тяжелой, что, кроме наших людей, никто бы ее, пожалуй, не выдержал".

Да, люди действительно выдержали, и город выстоял, выжил!27 января 1944 года советские войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокадное кольцо. Закончилась самая длительная и чудовищная блокада в мировой истории. Но память о ней жива. Среди наших земляков было немало участников боев за Ленинград и жителей блокадного города. Долгие годы в нашей школе проходили встречи членов клуба « Подвиг».


3.Ученики 6 класса:


За все годы работы клуба «Подвиг» в памяти ребят и учителей остались интересные воспоминания участников Великой Отечественной войны, которые остались в архиве клуба. Мы изучили их. В основном ветераны рассказывали о себе: где родились, где учились, как попали на фронт, как сражались, как сложилась жизнь после войны.




Василий Васильевич Мигалкин родился в 1912 году. В годы Великой Отечественной войны служил на боевых кораблях балтийского и Северного флота, участник обороны Ленинграда и Советского заполярья. В 1944году участвовал в приёме военных кораблей от союзников, судов с грузами северным путём. Василий Васильевич, постоянно встречаясь со школьниками, рассказывал им о войне , о прорыве блокады Ленинграда. Его воспоминания о войне неоднократно печатались в газетах. Вот одно из них:

«Крупномасштабная операция по прорыву блокады была проведена силами 67-ой армии Ленинградского фронта при значительной поддержке Балтийского флота на Шлиссельбургско – Синявинском выступе с 12 по 18 января 1943 года и увенчалась успехом. В ходе операции 18 января был освобождён Шлиссельбург. В результате прорыва блокады Ленинград получил сообщение со страной. 27 января 1944 года, в день полного освобождения от вражеской блокады, Ленинград салютовал победителям 24 артиллерийскими залпами из 324 орудий. В боях по освобождению Ленинграда особо отличились Липчане – Герой Советского Союза Сергей Гаврилович Литаврин, Герой Советского Союза Иван Фёдорович Кованёв, рядом с ними воевали Герой Советского Союза Митрофан Алексеевич Ануфриев, танкист Иван Михайлович Макаренков, и пехотинцы Николай Федорович Богатырёв, потом ставший Героем Социалистического Труда, Василий Васильевич Милованов и многие другие». Во всех своих рассказах о войне В. Мигалкин всегда вспоминал земляков. Конечно, не многие из этих героев остались в живых, но участники клуба «Подвиг» старались найти информацию о них.


Бураков Леонид Митрофанович воевал на Балтийском фронте. Капитан-лейтенант в отставке. Награждён орденом «Красной Звезды», медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За победу над германцами в Великой Отечественной войне». Был лучшим другом и школьным товарищем Сергея Литаврина. Леонид Митрофанович автор картины « Последний залп», подаренной клубу «Подвиг» липецкой гимназии № 12. На ней изображен линкор «Октябрьская революция» , на котором в дни блокады служили липчане Л. Бураков и В. Мигалкин.





Герой Советского Союза Кованёв Иван Фёдорович.

Участник - обороны Ленинграда. Сначала войны по октябрь 1944г-командир эскадрильи, за это время совершил 258 боевых вылетов. В воздушных боях был сбит четыре раза, имел два тяжёлых ранения. С октября 1944г до окончания войны являлся командиром командировочного автопоилка и участвовал в боевых действиях 3-го Белорусского фронта. За отличие в боевых действиях отмечен тремя орденами Ленина и золотой звезды Героя Советского Союза, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Суворова, двумя орденами Отечественной войны 1ст, орденом Красной звезды и многими медалями.


Фёдоров Иван Егорович в обороне Ленинграда участвовал в составе курсантского батальона. Был ранен, отмечен правительственными наградами. Иван Егорович многие годы работал в должности заместителя председателя Липецкого облисполкома.


Герой Советского Союза Макаренков Иван Михайлович в прошлом был механиком- водителем танка. В начале войны он участвовал в боевых действиях на Юго – Западном фронте. После лечения по ранению направлен на Ленинградский фронт, участник прорыва блокады Ленинграда. Экипаж танка «Малютка» И. М. Макаренкова за время боёв по прорыву блокады уничтожил до 500 солдат и офицеров противника, 11 орудий и 9 пулемётных точек.


Старший лейтенант Куницын Сергей Николаевич воевал в составе команды эскадрённого миноносца «Стойкий», участник таллиннского похода и операции по снятию гарнизона полуострова Ханко. С 1943г служил в отряде тендеров Ладожской военной флотилии.





Наш липецкий поэт Сергеи Панюшкин в числе последних защитников Таллинна уходил 27 августа в Кронштадт. Транспорт, на котором он шёл, был потоплен. Взрывом он был выброшен за борт, контужен. В блокадном Ленинграде в боях за город был ранен. После излечения и окончания курсов ускоренной подготовки командного состава Сергея Панюшкина, лейтенанта флота направляют на ладожскую дорогу жизни. Был в составе отряда тендеров на трассе Кобоно-Ошновец снова ранен и контужен. В конце 1944 он был откомандирован на Тихоокеанский флот. День Победы встретил за океаном, в США, куда ходили за кораблями в порядке закупа. Капитан 3-го ранга Сергей Панюшкин писал стихи с детства, писал стихи и в том числе на фронте. Первая публикация стихов состоялась в Вологде, первый политический сборник «Сердце помнит» вышел в Липецке, как и автобиографический роман о войне « Крах». Ветеран ушел из жизни в 2011 году

Тема войны была главной в творчестве писателя – фронтовика. Пронзительную правду о блокаде Ленинграда он открыл в автобиографическом романе

« Крах». О защитниках города и его мужественных жителях он написал в поэме « Былою болью».В 2009 году композитор Вершинин положил ее на музыку.


Ученики гимназии №12 не только встречали гостей у себя в клубе, но и сами навещали их. За чашкой чая ветеран войны молодым корреспондентам о тяжёлой жизни ленинградцев рассказала о себе. В клубе «Подвиг» хранятся воспоминания наших землячек, участвовавших в войне.

Мария Лазарева дежурила 22 июня 1941 года в больнице. «День был солнечным и тихим, ничто не предвещало беды. В 12 часов дня было сообщено о нападении фашистской Германии на Советский Союз. Начались слёзы, тревога, многие больные уходили домой. Мне вручили повестку, в которой было сказано явиться 23 июня с вещами в военкомат». Так начался первый день Великой Отечественной войны для Марии. Ей ещё не было 19 лет, но в 1939 году она уже воевала с Белофиннами и поэтому знала, что такое война. Сначала Мария была послана в Воронеж, потом Волховской фронт, оборона Ленинграда, 2-ой Белорусский фронт. Так она прошла всю войну. .Победу Мария встретила в Польше. В ночь с 8 на 9 мая 1945 года он услышала от раненых, что передали о капитуляции немецких войск. «С радостью мы все встретили это сообщение. Долгих 4 года мы шли к победе. Сейчас думаю, сколько нужно было сил, сколько терпения, мужества нашим людям, чтобы покончить с фашизмом. Много было трудностей, обо всём не рассказать. Но победа была нам наградой, я всегда буду помнить этот первый День Победы, который мы праздновали 60 лет назад».


Нина Михайловна Пастухова вышла замуж 21 июня 1941. Собрались родственники, гости. Утром разбудил шум во дворе. Потом все затихли - соседи слушали радио-речь Молотова, о начале войны. С Витебской железной дороги перешла на работу в госпиталь. Позднее пришлось научиться водить грузовик и отправиться в состав дороги жизни на Ладожском озере. После эвакуации Нина Михайловна служила на других фронтах, была ранена. Но её жизненной энергии, оптимизму могли позавидовать многие.

Воспоминания о войне – это всегда боль, которую вызвали, всплывшие в памяти воспоминания. Коновалова Мария Архиповна постоянно вспоминала дни, прошедшие на войне со слезами на глазах. До войны Мария Архиповна жила в городе Пушкине, работала медсестрой в детской больнице города Ленинграда. 22 июня 1941 года Мария Коновалова подала заявление в военкомат о принятии её в ряды Советской Армии. Не каждая женщина пошла бы на такой шаг, пойти добровольцем на войну.

Мария Архиповна была зачислена медсестрой медсанбата батальонного ополчения. 13 сентября 1941 г. Город Пушкин был занят фашистами. Отступление Армии закончилось около станции Шушары, где находилось очень много раненых, которых она должна была сопровождать в город Ленинград. Вернуться в свой госпиталь она не смогла. Коновалову отправили в новообразованный госпиталь №65, медсестрой. Ленинград бомбили, в основном по продуктовым складам. Гитлер надеялся сломить Ленинградцев голодом, но они оказались сильнее и выжили в невыносимых условиях. Когда замёрзло Ладожское озеро, и по нему открыли некоторое сообщение с «большой землёй», могли проехать машины и провести для Ленинградцев продовольствие- это была «Дорога жизни». В госпитале Мария Архиповна получала 125 граммов сухариков, 150 граммов горохового пюре и 220 граммов пшённой каши. Когда взвешивали сухарики, всегда (по словам Коноваловой), был довесок, который они сосали целый день, запивая водой. На улице Киришской жил её брат с женой и двумя детьми. Всё, что Мария Архиповна получала в госпитале - кашу, гороховое пюре, всё складывали в кастрюлю с кипящей водой, и получался «суп». В апреле 1942 года. Брат Марии Коноваловой умер от дистрофии – истощения, ему было всего 30 лет.

В госпиталь, где работала Мария Архиповна, поступало очень много раненых, однако, по словам очевидца, это были люди с крайней степенью дистрофии. Один момент остался в памяти нашей героини на всю жизнь: «Мне, почему то, запомнился один совсем юный солдат, который всё время просил меня: «Сестричка, сделай что-нибудь, я не хочу умирать», я в ответ: «Ты не умрёшь, я сделала тебе укол камфары и кофеина». Через некоторое время солдат умер. Мария Архиповна очень близко к сердцу приняла именно эту смерть. Она оставила большой след в её сердце.




Дружинина Мария Александровна вспоминала:

-Когда началась война, мне было 14 лет. Это известие мы услышали по радио. В семье я была одна. На защиту Ленинграда брали мальчишек с 16 лет, а девчонок постарше. Мне прибавили один год и вместе с мамой отправили на защиту Ленинграда. Мы дежурили в шахтах и рыли окопы. Хлеба выдавали 20 грамм на человека, а хлеб - почти одна солома. Всех кошек и собак поели. За водой ездили на Неву. По улице с левой стороны не ходили, потому что был обстрел. Все купола были покрашены в синий цвет, так что бы не было видно для самолетов. Умирало очень много людей. Зимой мертвых закрывал снег, а весной, когда снег растаял, на улицах оказалось много трупов.

День Победы Мария встречала в Ленинграде. У Кировского моста был салют. Все друг друга поздравляли, целовались, обнимались со слезами на глазах». Каждой из них пришлось вместе с остальными жителями осажденного Ленинграда пережить голод, замерзший водопровод, бомбежки, смерть на каждом шагу. Но, наверное, именно в таких обстоятельствах и проявился настоящий русский характер. Выжить всем смертям назло сумели эти женщины блокадницы.

Мария Александровна Дружинина привезла в школьный музей кусочек хлеба (125 граммов!), который после войны был испечен по блокадному рецепту. Дети в школьном музее изумленно спрашивают: “А где же хлеб? ”. Этот хлеб она получила по карточке на всю семью, в которой не всем удалось выжить. С 14 лет М.А. Дружинина работала на строительстве оборонительных сооружений. Она рассказывала, как зимой,

прежде чем рыть окопы, жгли костры, отмораживали землю. Среди книг подаренных Марией Александровной - альбом рисунков детей блокадного Ленинграда. Его трудно смотреть без слез. Еще недавно эта моложавая женщина участвовала в “Поле Чудес”, посылала приветы своим друзьям-ветеранам в Липецке и Ленинграде, куда она собиралась съездить на место захоронения своих близких. В сентябре 2011 ее не стало.

4. Просмотр документального фильма о Дружининой М.А. И Коноваваловой М.А, снятого членами клуба « Подвиг» в 2006 году. (YouTube, Липецк Гимназия № 12.Просто Марии)

5. Слово предоставляется дочери Дружининой М.А, Татьяне Викторовне.


6. Объявляется минута молчания

(звучит ленинградский метроном)


6. Выступают учащиеся 5 класса, победители конкурса чтецов со стихотворениями о блокаде Ленинграда.


Заключительное слово руководителя музея.

Выход учащихся.

( Звучит запись песни « Вечер на рейде»)


Комментарии к фотографиям по истории клуба « Подвиг»


1.Исполняется песня клуба « Вечер на рейде»2012 год

2. Танцуют М.А.Дружинина и одинадцатиклассник Комаричев А.2010 год

3. Экскурсию в музее ведет С.Абрамов 2008 год


Литература


Августынюк А. В огненном кольце. Л., 1948. 208 с.

Баранов Н. В. Силуэты блокады. Л., 1982. 175 с.

Без антракта: Актеры города Ленина в годы блокады. Л., 1970. 368 с.

Беляев С., Кузнецов П. Народное ополчение Ленинграда. Л., 1959. 132 с.

Буров А. В. Блокада день за днем: 22 июня 1941 г.—27 января 1944 г. Л., 1979. 478 с.

Буров А. В. Твои герои, Ленинград. Л., 1970. 650 с.

Грачев Ф, Ф. Записки военного врача. Л., 1970. 208 с.

Девятьсот дней: Литературно-художественный и документальный сборник, посвященный героической обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Л., 1962. 600 с.

Дети города-героя. Л., 1974. 424 с.

Зубаков В. Е. Ленинград — город-герой. М., 1981. 214 с.

Карасев А. В. Ленинградцы в годы блокады. 1941—1943. М., 1959. 316 с.

Короткевич А. А музы не молчали...: Рассказывает актер. Л., 1965. 216 с.

Крюков А. Н. Музыка в городе-фронте. Л., 1975. 176 с.

Крюков А. Н. Музыка в кольце блокады: Очерки. М., 1973. 158 с.

Кулагин Г. А. Дневник и память: О пережитом в годы блокады. Л., 1978 317 с.

Литературный Ленинград в дни блокады. Л., 1973. 292 с.

Луговцов Н. Сражающаяся муза: Подвиг Ленинграда в творчестве советских поэтов. 1941—1945. Л., 1973. 176 с.

Ополченцы: Рассказывают участники обороны Ленинграда. Л., 1975. 478 с.

Очерки истории Ленинграда. Т. V. Период Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941—1945 гг. Л., 1967. 748 с.

Солдатов В. А. Матросовы в битве за Ленинград. Л., 1966. 44 с.

Ярхунов В. М. Через Неву (67-я армия в боях по прорыву блокады Ленинграда). М., 1960. 96 с.


.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru