Тема «Поверхность нашего края»



Скачать 83.25 Kb.
НазваниеТема «Поверхность нашего края»
Дата03.04.2013
Размер83.25 Kb.
ТипУрок
источник



Урок окружающего мира

с применением приёмов технологии развития критического мышления


Тема «Поверхность нашего края»

4 класс


Давыденко Лариса Николаевна

учитель начальных классов

«Основная общеобразовательная школа с. Покровка»

филиал МБОУ «Средняя школа с. Яковлевка»


с. Покровка

Яковлевский муниципальный район

Приморский край


2012


Урок окружающего мира

с применением приёмов технологии развития критического мышления.


^ Тема «Поверхность нашего края».

Цели:

Образовательная:

Сформировать у учащихся представление о поверхности родного края.

Развивающие:

Развивать умение работать с географической картой и другими источниками информации. Развивать познавательную активность, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать и делать выводы. Развивать критическое мышление.

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся потребность в знаниях, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью. Воспитывать патриотизм, ответственность, инициативность через формирование собственных суждений. Способствовать воспитанию культуры поведения на уроке.

^ Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: учебник, компьютер, проектор, физическая карта России.


^ Организационный момент.

Актуализация знаний.

 Красот на свете много есть, не спорю,

У каждого в душе она своя,

Но нет красивей места, чем Приморье –

Мой край любимый, родина моя.


Учитель: Посмотрите на карту России.

- Покажите территорию Приморского края.

- Назовите административную столицу края. (Владивосток).

- А теперь поиграем. Игра «Верю – не верю» 

Стадия «Вызов»

Игра «Верю – не верю».
1.Верите ли Вы, что наш край поверхность нашего края разнообразна?

2. Верите ли Вы, что большую часть нашего края занимают низменности?
3. Верите ли Вы, что территория нашего края гористая?


4.  Верите ли Вы, что в нашем крае высокие горы?

5. Верите ли Вы, что в Приморском крае есть горные вершины более трёх тысяч метров?           
6.  Верите ли Вы, что территория нашего края не пригодна для занятий сельским хозяйством из-за гористости её поверхности?



Учитель:

- Кто может назвать тему сегодняшнего урока? Тема: «Поверхность Приморского края»

Каковы цели нашего урока?

^ Стадия «Осмысление»

Учитель:

- Посмотрите на карту.

http://www.mapmarket.ru/index.php?r=71&id=732

- Какие основные формы рельефа вы видите на карте Приморского края?

- Ребята, а вы хотели бы отправиться в путешествие по нашему краю?

- Сегодня я предлагаю вам стать путешественниками – исследователями. Чем отличается исследователь от просто путешественника?

Учитель:

- Во время путешествия вам необходимо провести исследование. Прочитайте название темы урока и самостоятельно определите цель нашего исследования. (Целью исследования будет изучение поверхности нашего края).

^ Приём «Инсерт»

Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; «?» – не понял, есть вопросы.

Текст «Поверхность Приморского края»

Приморский край - в основном горная страна. Лишь около одной пятой его территории приходится на низменные межгорные впадины и долины рек. Почти вся остальная территория При­морья занята хребтами горной страны Сихотэ-Алинь. Общее простирание хребтов совпадает с направлением бере­говой линии Японского моря.

Сихотэ-Алинь состоит из целой систе­мы горных цепей, вытянутых в направлении с северо-востока на юго-запад и разделенных между собой речными долинами. Отдельные вершины дости­гают высоты 1200-1500 м. Наивысшая из них - гора Облачная. Она подни­мается над уровнем моря на 1856 м. Высота горы Лючихеза 1598 м, а горы Верблюд (1168 м). Сред­няя же высота Сихотэ-Алиня около 500 метров.

Склоны Сихотэ-Алиня имеют выпуклую форму. Особенно четко выражена выпук­лость южных склонов, которые, как правило, круче северных. Во время холод­ной, но солнечной зимы здесь происходят резкие смены температур, разрушающие горные породы. В южной части Сихотэ-Алиня отходит к западу горная гряда, носящая название Синанчинский хребет.

К заливу Петра Великого тянется цепь прибрежных гор – хребет Пидан. Для южной части Сихотэ-Алиня харак­терны возвышенности. В юго-западной части Сихотэ-Алиня хребт Дадян-Шань.

К западу от горной страны Сихотэ-Алиня раскинулась Уссурийско-Ханкайская равнина. Она состоит из приозерной впади­ны и низменных частей речных долин. Равнина окружена низкогорьями и возвы­шенностями, редко превышающими 200-300 м. Наибольшим из них являет­ся Хорольское низкогорье (высота от 240 до 370 м), проходящее через всю равнину между озером Ханка и рекой Суйфун.

Низкогорье разделяет равнину на две не­равные части: северную – Приханкайскую низменность и южную – Присуйфунскую низменность.

^ Заполняют таблицу:

«V» – уже знал

«+» – новое

«?» – не понял, есть вопросы











Учитель: - Исследуя поверхность нашего края, нашли ли вы ответы на вопросы, которые мы записали на доске.

Дети озвучивают ответы, которые им удалось найти.

Учитель:

- Что осталось непонятым, какие новые вопросы появились? Давайте вместе попытаемся на них ответить.

Учитель: - Обобщим наши знания по материалам исследования. Обобщая знания, пользуемся приёмом «Кластер». Все названные объекты показываем на карте. (Приложение)

Учитель: - В начале занятия мы играли в игру «Верю - не верю». Давайте вернемся к нашим вопросам, снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях.
- Я снова читаю вопросы. Во 2-ой строке вы ставите нужный знак. 
Учитель читает вопросы, дети отвечают.

Игра «Верю – не верю».
1.Верите ли Вы, что наш край поверхность нашего края разнообразна?

2. Верите ли Вы, что большую часть нашего края занимают низменности?
3. Верите ли Вы, что территория нашего края гористая?


4.  Верите ли Вы, что в нашем крае высокие горы?

5. Верите ли Вы, что в Приморском крае есть горные вершины более трёх тысяч метров?           
6.  Верите ли Вы, что территория нашего края не пригодна для занятий сельским хозяйством из-за гористости её поверхности?





1

2

3

4

5

6

Первый вариант

ответа



















Второй вариант ответа





















- По каким вопросам ваше мнение совпало? 
- Объясните, почему вы так решили? 
- По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?


Учитель:

-Вы сказали, что территория нашего края пригодна для занятий сельским хозяйством. А ещё как используется поверхность земли?

- Как вы думаете, нужно ли охранять поверхность края? (Ответы детей)


^ Работа по учебнику с. 148 – 149. Для работы используем прием «Фишбоун» (рыбий скелет). Работа в группах.

Каждая группа заполняет свой «скелет»


Учитель:

Я предлагаю тему: «Как приморцы используют поверхность края?» Тема понятна? Приступаем к работе.


^ Голова – «Как приморцы используют поверхность края?»


Левая часть Правая часть

  1. Добыча песка на берегах рек. Изменение русла реки, вымывание почв.

  2. Добыча угля. Образование карьеров и терриконов.

  3. Удобрения на полях. Отравление почвы.

  4. Распашка склонов. Овраги, балки.

  5. Строительство. Свалки.

  6. Заготовка леса. Выветривание склонов.

  7. Туристы Мусор

Учитель:

- Какой вывод можно сделать после выполненной работы?

Хвост – «Часто используют не по-хозяйски».

Учитель:

- Часто можно видеть, как огромные по площади поля вообще не используются. Они пустуют, зарастают травой и кустарниками. На них много лет уже не выезжают тракторы. Как вы думаете, это по-хозяйски? Свой ответ оформите письменно.


Стадия «Рефлексия»

Учитель:

- Завершая знакомство с поверхностью нашего края, предлагаю вам составить синквейн. (Алгоритм его написания уже знаком учащимся, но можно воспользоваться памяткой. Слабым учащимся предлагаю несколько опорных слов, которыми они смогут воспользоваться в работе). Писать следует самостоятельно, затем обсудите написанное в паре (это придаст уверенности при прочтении своего синквейна классу, а темучащимся, кто по каким-то причинам не прочитает вслух, услышать краткий анализ его работы).

Учитель:

- Ребята, прочитайте синквейн классу. (Обсуждаем, критически оцениваем).

Поверхность.

Гористая, равнинная.

Раскинулась, удивляет, меняется.

Я хочу здесь жить!

Красота!

Учитель:

 - На доске не осталось больше вопросов. Вы нашли ответы на все. Вы хорошо потрудились. Оцените свою работу. Кому это сделать трудно, используйте следующие предложения:

1) Я вспомнил много из того, что мы изучали раньше.

2) Думаю, что эти знания мне еще понадобятся.

3) Пришлось подумать, отвечая на вопросы.

4) На занятии я работал в полную силу.

5) У меня больше нет вопросов.

6) И всё-таки я не понял(а) …

^ Учитель оценивает учащихся.


Учитель:

- Ребята, когда вы оценивали свою работу, я услышала новые вопросы, касающиеся темы нашего занятия (думаю, что они будут. В классе часто встречаются неугомонные «Почемучки»).

Например: Почему такие названия у равнин и гор? Сколько лет нашим горам? А есть ли в наших горах пещеры?

- Давайте запишем эти вопросы и ответим на них на следующем занятии. (Эти вопросы должны заинтриговать детей).

^ Учитель: - Спасибо вам за работу.


Приложение


Кластер






























Фотографии можно показать по мере озвучивания.


Список использованной литературы



  1. Плешаков А.А. «Окружающий мир». 4 класс. Учебник в 2х частях.

  2. Энциклопедия путешественника http://travelenc.ru/node/559

  3. «Карта Рельеф Приморского края» http://www.mapmarket.ru/index.php?r=71&id=732

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru