Развитие речи в процессе формирования коммуникативно-речевых навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста



Скачать 315.01 Kb.
НазваниеРазвитие речи в процессе формирования коммуникативно-речевых навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста
Дуреева Елена Сергеевна
Дата03.04.2013
Размер315.01 Kb.
ТипДокументы
источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Промышленновский детский сад № 1 «Рябинка»


Развитие речи в процессе формирования коммуникативно-речевых навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста.

(Методика развития речи)


Автор:

Дуреева Елена Сергеевна,

Педагог - психолог МБДОУ Промышленновский

детский сад №1 «Рябинка»


Промышленная 2012

Методика формирования коммуникативно-речевых навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста направлена на обучение речевой деятельности, т.е. учить правильно выполнять отдельные акты, речевые действия и операции. В результате правильного выполнения речевых операций формируются автоматизированные речевые навыки (произносительные, лексические, грамматические). Но для речевой деятельности этого не достаточно и поэтому у детей следует формировать не только речевые навыки, но и коммуникативно-речевые умения. Для усвоения языка требуется процесс повторения. Это процесс творческий, когда ребенок на основе готовых форм, заимствованных из речи взрослых, поиска связи, отношений между элементами языка, правил строит свои высказывания. Главным в обучении должен быть не метод имитации, а организация творческого познания слова и действия с ним. Главным определением нашей методики являются языковые способности, как отражение системы языка в сознании говорящего. Этот механизм формируется у каждого отдельного ребенка на основе врожденных психофизиологических особенностей организма и под влиянием речевого общения. Языковая способность – это совокупность речевых навыков и умений, сформированных на основе врожденных предпосылок.

Речевой навык – это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию. Речевые навыки включают: навыки оформления языковых явлений (внешнее оформление – произношение, членение фраз, интонирование; внутреннее – выбор падежа, рода, числа).

Речевые умения – особая способность использования данных механизмов для различных целей. Включают в себя комбинирование языковых единиц, применение последних в любых ситуациях общения и носят творческий продуктивных характер. Из этого следует, развивая языковую способность ребенка - развиваем коммуникативно-речевые умения и навыки.

Различают четыре вида речевых умений:

  1. Умение излагать свои мысли в устной форме;

  2. Умение понимать речь в ее звуковом оформлении;

  3. Умение излагать свои мысли в письменной форме,

  4. Умение понимать речь в ее графическом изображении.

Наша дошкольная методика имеет дело с навыками и умениями в устной речи и разработана исключительно для детей, имеющих проблемы в межличностном общении.

^ Цель методики: сформировать языковую способность в теоретической, интеллектуальной и практической деятельности и научить детей выстраивать устойчивые, продуктивные межличностные взаимоотношения со сверстниками.

Задачи данной методики можно рассматривать в двух направлениях:

^ Первое направление – развитие речевого действия: развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи.

^ Второе направление – использование данных механизмов для различных целей: умение излагать мысли в устной форме, умение аудировать и вступать в коммуникативный контакт с окружающими.

Данный вариант методики предполагает работу в течении 18 месяцев в группах 5-7 человек, два раза в неделю, продолжительность каждого занятия 25-30 минут.

Работа по формированию языковой способности в деятельности и научении детей выстраивать продуктивные межличностные взаимоотношения со сверстниками проходит в два этапа. Каждый этап имеет свое наполнение коррекционными играми и игровыми упражнениями. Обучением речевым навыкам на первом этапе могут заниматься воспитатель или учитель – логопед, так как на данном этапе проводятся занятия по развитию речи по определенным лексическим темам. Ведущим коррекционных игр и упражнений на втором этапе является педагог – психолог. Участие родителей в данной работе обеспечивается на уровне психолого-педагогического сопровождения родителей, педагогом – психологом, учителем - логопедом или воспитателем, ведущим коррекционные занятия.

Критерии результативности, по которым проводится оценка эффективности работы, представлены по завершению каждого этапа в графе «Результаты».


^ I этап.

Цель первого этапа методики: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа с учетом возрастных особенностей.

Задачи данного этапа формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического и развития связной речи.

Занятия первого этапа по развитию речи могут быть классифицированы следующим образом:

  1. В зависимости от основного программного содержания занятия: занятия по формированию словаря (осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качеством предметов); занятия по формированию грамматического строя речи (образование существительных, прилагательных, глаголов, местоимений и т.д.); занятия по воспитанию звуковой культуры речи; занятия по обучению связной речи (беседы, все виды рассказывания).

  2. В зависимости от применения наглядного материала: занятия, на которых используются предметы реальной жизни, наблюдения явлений действительности; занятия с применением изобразительной наглядности; занятия словесного характера без опоры на наглядность.

Занятия требуют тщательной предварительной подготовки, соответствие материала возрастным возможностям умственного и речевого развития детей. Большое значение имеет интерес к занятию, которые поддерживают и развивают путем занимательности, игр и игровых приемов, образности и красочности материала.

Речевой образец – это правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировкам.

В соответствии со старшим дошкольным возрастом дети должны научиться различными видами рассказывания, анализом звуковой культуры слова, составом предложения при помощи специальных грамматических и лексических упражнений, словесных игр. Грамотное овладение речевыми навыками ведет к развитию речевого умения взаимодействия с окружающими (установка межличностных контактов со сверстниками, увеличение возможности коммуникации в играх, на занятии, на прогулках, четкое распределение ролей, контактирующих между собой и т.д.)

Занятия по развитию речи представляют собой систему игровых упражнений, и рассчитаны на работу в течение всего учебного года. Блок упражнений на неделю составлен с учетом определенной лексической темы: «Обувь; Продукты питания, Мебель, Цвета; Осень; Игрушки; Зима. Рождество; Домашние животные; Дикие звери и т.д.» (см. Приложение 1). Работа на занятиях формирует следующие речевые навыки:

- лексико-грамматические категории русского языка;

-обогащение и активизация словарного запаса;

-развитие навыков связной речи;

-работа над звуковой стороной речи;

-развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

Результаты: к концу первого этапа обучения у детей старшего дошкольного возраста активизируется словарь, формируется грамматический строй речи и улучшается звуковая культура речи. Важнейшим результатом данного этапа является обучение связной речи, как средство практического овладения языком, а именно работа по развитию диалогической речи, которая направлена на формирование коммуникативно-речевых умений, необходимых для общения.




СЕНТЯБРЬ 2009г.



МАЙ 2010г.


II этап

Цель второго этапа методики: развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

  • развить у детей умения правильного общения со сверстниками,

  • научить детей правильно воспринимать сверстников,

  • понимать эмоциональные состояния: мимику, движения, прикосновения, интонацию.

  • научить установлению эмоциональных контактов в группе незнакомых и малознакомых детей.

  • обучить детей умению самим адекватно использовать разные языковые виды общения в контакте со сверстниками.

Структура занятий на втором этапе включает игры и игровые упражнения, призванные помочь детям познакомиться, снять страх тактильных контактов, сформировать позитивное отношение к ситуации игрового взаимодействия со сверстниками (см. Приложение 2). Все игры должны быть освоены только на добровольном участии. В каждой группе всегда есть часть детей, которым необходимо наблюдать за происходящим со стороны и лишь после этого они могут присоединиться к общей игре. На этом же этапе необходимо дать детям возможность самим выражать поддержку другим, что позволяет ребенку получить удовлетворение от своего доброго поступка. Дети дошкольного возраста часто не замечают эмоциональное состояние другого человека. Если ребенок сосредоточен на себе, он обращает внимание на других детей только тогда, когда они мешают или угрожают ему, или когда в их руках он видит привлекательные для себя игрушки. Задача взрослого в этих случаях состоит в том, чтобы привлечь его внимание к другим детям, научить прислушиваться и присматриваться к ним. Наилучшим способом для этого является воспроизведение чужих слов или действий, эмоциональных состояний. При формировании у детей эмоционально – волевой саморегуляции поведения на основе выполнения правил в игре данный этап работы требует от педагога большей осторожности, терпения и такта, Обучая восприятию ситуаций с разных точек зрения.

На этом этапе важно научить детей самостоятельно договариваться между собой на игру и регулировать конфликтные отношения на основе правил, компромиссных решений, чтобы и без участия взрослого их отношения оставались продуктивными.

Результаты: Дети умеют адекватно передавать основные эмоциональные состояния, понимают и могут отразить эмоциональные состояния сверстников. Умеют выполнять правила в игре, освобождаться от негативных эмоций самостоятельно, приемлемыми в ситуации общения способами. Учатся договариваться между собой.

Итог: Комплексное решение речевых задач приводит к существенным сдвигам речевого развития детей. Данная методика, применяющаяся на занятиях, обеспечивает высокий и средний уровень речевого развития большинства обучающихся детей, независимо от их индивидуальных способностей. У детей развивается поисковая активность в сфере языка и речи и формируется лингвистическое отношение к речи.


Список использованной литературы

1. Алексеева М.М., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. [Текст] / М.М. Алексеева, В.И.Яшина М.- 2001.

2. Арефьева З.А. Организация работы логопедического пункта в ДОУ. [Текст]/ З.А.Арефьева, С.О. Подобед Логопед. 2004. № 6.

3. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! [Текст]/ О.И. Крупенчук С-П, Литера 2001.

4. Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. [Текст]/ Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков М., Владос 2001.

5. Панфилова М.А. Игротерапия общения. [Текст]/ М.А. Панфилова М., Гном 2011.

6. Степанова О.А. Организация психолого-логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. [Текст]/ О.А.Степанова М., 2007.


Приложение 1.

Примерные конспекты занятий по развитию речи на первом этапе обучения.
^

Тема «Обувь» (занятие № 1)


Цели:

— расширение словаря по теме «Обувь»;
— использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
— развитие внимания, памяти.

Оборудование: кукольная обувь, обувь взрослого человека и детская.

Ход занятия

1. Организационный момент. «Сядет тот, у кого на ногах туфли... (называются разновидности обуви)».

2. Введение в тему. Логопед сообщает детям, что только что мы назвали, во что обуты наши ноги. Все это называется одним словом — «обувь». «Какую обувь мы еще не назвали? Для чего нужна людям обувь?» По мере называния видов обуви выставляются картинки.

3. Рассматривание и называние деталей обуви: у сапога — голенище, подошва, каблук, носок, пятка, стелька, пряжка; у ботинка — верх, язык, шнурки, дырки, молния, застежка...

4. Физкультминутка.

Посмотрите Леночке на ножки, дети идут по кругу
Хороши у нее босоножки, Лена ходит в кругу
Каблучок мой, топай смелее, дети стучат каблучками
Да пускайся в пляс веселее, кружатся...
Затем в круг вызывают другого ребенка, и игра повторяется.

5. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и существительных с увеличительным суффиксом -ищ-. Логопед демонстрирует сапоги разных размеров: кукольный, детский, мужской. Обсуждается, как в зависимости от величины можно по-разному назвать сапоги. Игра «Гномик и Великан». Все дети превращаются в гномиков, приседают. Логопед спрашивает, что у них на ногах (туфли). Дети отвечают, что у них на ножках туфельки. Задаются вопросы о разных видах обуви, и в зависимости от этого дети образуют уменьшительно-ласкательную форму существительных. Теперь же дети превращаются в Великанов. Для этого они встают на стульчики. Задание повторяется уже с использованием слов с увеличительным суффиксом (например, сапожище).

6. Развитие мышления. Выучить стихотворение «Сапожки».

Как у нас на ножках нарядные сапожки.
Каблучки-то топ-топ, а ладошки хлоп-хлоп.

Итог занятия. «О чем мы сегодня говорили? Назовем по цепочке детали обуви».
^

Тема «Обувь» (занятие № 2)


Цели:

— расширение и активизация словаря по теме;
— практическое употребление относительных прилагательных;
— активизация глагольного словаря;
— развитие внимания и памяти.

Оборудование: разнообразная обувь, сундук.

Ход занятия

1. Орг. момент. «Волшебные ворота». Через них можно пройти только тому, кто назовет какую-нибудь обувь.

2. Образование относительных прилагательных. На доске выставляются предметные картинки с изображением обуви, уточняется, что все эти предметы можно назвать одним словом — «обувь». Логопед сообщает детям, что обувь изготавливается из различных материалов: кожи, войлока, замши, меха, резины... Показывает сапоги из кожи, задает вопрос: «Какие это сапоги?» — «Кожаные». Ботинки из войлока — войлочные. Тапочки из меха — меховые. Калоши из резины — резиновые. Кроссовки из замши — замшевые.

3. Развитие осязания. Составление простого предложения. Игра «Загадочный сундук» (или пакет, сумка). В сундуке находится настоящая детская обувь. Дети должны, не доставая обувь из сундука, ощупать ее и определить, что это и из какого материала сделано. Например: «Я достал меховой сапожок» и т.д.

4. Физкультминутка. Проводится в форме соревнования двух команд «Кто быстрее зашнурует ботинки». На полу стоят по паре ботинок со шнурками. Дети разбиты на команды. По сигналу логопеда по одному игроку бегут к своей паре ботинок, шнуруют на одну дырочку и бегут обратно. Получив эстафету, второй игрок повторяет те же самые действия. Результат подводится по времени и качеству исполнения задания.

5. Активизация глагольного словаря. Сначала задание выполняется фронтально, затем проводится индивидуальный опрос. За каждый глагол ребенок получает фишку, затем оценивается, кто больше запомнил слов. «Носить, чистить, мыть, сушить, протирать, проветривать, надевать, снимать, переодевать, хранить, беречь...»

Итог занятия. «О чем мы сегодня говорили? Из какого материала может быть изготовлена обувь?»
^

Тема «Мебель» (занятие № 1)


Цели:

— уточнение и расширение словаря по теме;
— уточнение значения обобщающего слова «мебель»;
— усвоение притяжательных местоимений: мой, моя, мое, мои;
— использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: картинки «мебель», кукольная мебель.

Ход занятия

1. Организационный момент. Повтори за мной:

стол — стул — шкаф
зеркало — тумбочка — кровать
кресло — диван — шифоньер и т.д.

2. Развитие мелкой моторики. Дети изображают «стол», «стул», «кровать».

3. Введение в тему. Логопед загадывает детям загадки.

Стоит Антошка на 4 ножках,
На Антошке суп да ложка. (Стол)

Языка нет, а всю правду скажет. (Зеркало)

Я удобный, очень мягкий,
Вам нетрудно угадать,
Любят бабушки и внуки
Посидеть и полежать. (Диван)

На доску выставляются картинки «мебель». Дети называют их. Делается обобщение, что все это мебель. «Для чего нам нужна мебель? — Для удобства жизни человека». Далее детей просят назвать мебель, которой нет на наших картинках.

4. Употребление притяжательных местоимений. Игра-упражнение «Про что можно сказать — моя, мое, мой?».

Моя — кровать, тумбочка, полка, вешалка...
Мой — диван, шкаф, шифоньер, стул, стол, табурет...
Мое — зеркало, кресло...

5. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Логопед предлагает детям кукольную комнату, говорит, что у Кати мебель та же, но очень маленькая. Давайте ее назовем ласково: стульчик, столик, табуреточка, креслице, диванчик.

6. Физкультминутка. Дети стоят у стульев и по инструкции логопеда выполняют различные действия. «Я кладу руки на спинку стула, убираю руки со спинки стула.
Я обхожу стул, сажусь на него, встаю со стула, пролезаю под стулом...». Сначала логопед говорит и показывает, дети повторяют. Затем логопед показывает, дети выполняют действия и обговаривают их.

7. Игра. «Что есть у стула? — Ножки, сиденье, спинка. Что есть у стола? — Крышка, 4 ножки. Что есть у шкафа? — Ножки, дверки, полки, стенки, ящики...»

Итог занятия. «О чем сегодня говорили? На какой мебели можно только лежать? На какой только сидеть? На какой сидеть и лежать?»

^

Тема «Мебель» (занятие № 2)


Цели:

— расширение словаря по теме;
— упражнение в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и с суффиксом -ищ-;
закрепление навыка употребления предлогов: в, на, под, за;
усвоение навыка составления небольшого описательного рассказа.

Оборудование: кукольная комната с мебелью, игрушка-котенок, картинки «мебель».

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «Назови мебель Гномика и Великана». На доску выставляется картинка, например, стол. Вызванный ребенок рассказывает: «У Гномика столик.
У Великана столище». По аналогии с другой мебелью: кроватка — кроватище, креслице — креслище, табуретка — табуретище, шкаф — шкафище...

2. Развитие логического мышления без опоры на картинки. Игра «Что лишнее?» (на слух).

Стол — тумбочка — шарф — кровать,
кровать — одеяло — стол — стул.
Шкаф — платье — кресло — диван,
шифоньер — шуба — табуретка — стол...

3. Употребление предлогов: в, на, под, за. Логопед ставит кукольную комнату. «Это Катина комната. У Кати живет маленький котенок. Он очень любит играть. Посмотрите, сейчас он лежит (где?) на диване, спрыгнул (откуда?) с дивана, залез (куда?) в шкаф, вылез (откуда?) из шкафа, забрался под стол, а сейчас этот шалун залез и на стол...». Далее ребенку предлагается поиграть с котенком, обговаривая все действия. Второй вариант. Один ребенок водит котенка, второй обговаривает действия. Третий вариант. Один ребенок говорит, куда надо посадить сейчас котенка, второй водит котенка по словесной инструкции первого ребенка.

4. Закрепление материала. Логопед: «Сейчас кот устал. Вот он спит на диване.
И ему снится сон (скажи правильно). Вот мышка бежит ... норку. — В норку. Испугалась и прыгнула ... полку. — На полку. Уронила кружку ... полки. — С полки. Молоко вылилось ... кружки. — Из кружки. Мышка юркнула ... диван. — Под диван.

5. Физкультминутка.

Вот идет Черный кот, дети идут
Притаился, мышку ждет, присели
Мышка норку обойдет, обходят по кругу
Но к коту не подойдет убегают от кота

6. Составление небольшого описательного рассказа. На столе логопеда разложены картинки «мебель». Выходит ребенок, берет картинку (остальные не видят, что он взял). Составляет про эту мебель загадку, не называя ее. Например: «Это мебель. Пригодится она и для письма, и для обеда. У него есть 4 ножки и сверху крышка. Что это?» Дети угадывают, картинка появляется на доске. Ребенок, угадавший первым, идет сам загадывать загадку.

Итог занятия. «О чем говорили на занятии? Куда прятался шалун-котенок?»

^

Тема «Посуда» (занятие № 1)


Цели:

— активизация и расширение словаря по теме;
— закрепление навыка употребления существительных в родительном падеже;
— употребление притяжательных местоимений: мой, моя, мое;
— составление сложного предложения с союзом а.

Оборудование: игрушки: гномик, сова, котик, картинки посуды, кукольная посуда.

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «Будь внимательным». На столе три игрушки: гномик, сова, котик. Логопед по очереди разное количество раз дотрагивается до игрушек. Дети должны запомнить и обговорить действия логопеда. Например: «Вы до совы дотронулись один раз, до котика — два раза, до гномика — три раза» и т.д.

2. Развитие мелкой моторики. Пальцы сжаты в кулак. Начинаем разгибать с большого пальца.

Этот пальчик воду носит,
Этот пальчик дрова возит,
Этот пальчик огонь разводит,
Этот кастрюлю на плиту ставит,
А этот кашу варит.
Каша вкусная — «Ура», пальцы раскрываем все
Все трудились с утра, сжимаем в кулак

3. Введение в тему. Логопед загадывает загадки про посуду:

  • Сама не ем, а людей кормлю. — Ложка.

  • Из горячего колодца через нос водица льется. — Чайник.

  • Рыба в море, а хвост на заборе. — Ковш.

  • Деревянная темница, а в ней хлебушек хранится. — Хлебница.

  • Круглая, как блин, а сверху ручка. — Сковородка.

Все отгадки выставляются на стол. «Как все это назвать одним словом?» Называют посуду, какой здесь нет.

4. Приходит Незнайка, удивляется, что это у нас на столе расставлено. Говорят, что у него этого нет. Спрашивает детей: «Что это? — Чайник. — Что это у чайника? — Носик, дно, крышка, стенка, ручка». У тарелки: края, дно, стенки. Далее Незнайка просит поиграть с детьми в игру «Чего не стало?».

5. Употребление существительных в родительном падеже. Игра «Чего не стало?». Выставляются 5—6 предметов посуды. Детей просят закрыть глаза, Незнайка прячет один предмет. Дети догадываются и отвечают, какой. Не стало кастрюли, чайника, сковородки, стакана, чашки, тарелки, ложки, вилки, блюдца...

6. Употребление притяжательных местоимений. Игра «Расскажи про свою посуду». Логопед выставляет на доску картинки, например: чашку, блюдце, стакан. Говорит, что эта посуда Алешина. Алеша, расскажи про свою посуду. «Это моя чашка. Это мой стакан. Это мое блюдце». Спрашивает еще 3—4 детей, меняя картинки.

7. Употребление уменьшительно-ласкательной формы существительных. Накроем стол к чаю для Незнайки. У детей в руках по одному предмету кукольной посуды, звучит музыка (песня «Во поле березка стояла»). На первую музыкальную фразу идет ребенок с салфеткой, с концом музыкальной фразы кладет ее на стол, на вторую фразу идет другой ребенок с пирожковой тарелкой и тоже ставит, в конце фразы, тарелку на стол... Так до полной сервировки стола для чая. Проверяют правильность сервировки. Логопед говорит, что посуда кукольная, она маленькая. «Давайте назовем ее всю ласково. — Блюдечко, тарелочка, ложечка, салфеточка, вилочка, чайничек...»

^

Тема «Посуда» (занятие № 2)


Цели:

— активизация и расширение словаря по теме;
— развитие внимания, памяти.

Оборудование: настоящая посуда, картинки «посуда», сюжетные картинки «Девочка пьет чай», «Повар на кухне», «Семья обедает».

Ход занятия

1. Оргмомент. Игра «Цепочка». Дети по цепочке называют части посуды, следят за тем, чтобы «цепочка не порвалась».

2. Развитие мелкой моторики. «Этот пальчик воду носит...»

3. Образование относительных прилагательных. Детям напоминают произведение К.И. Чуковского «Федорино горе». «Прибежала посуда и к нам, да так вся перепуталась: тут и для чая. Давайте все вместе разберем ее». Логопед берет кастрюлю, сковороду, большой чайник, половник, терку, нож, дуршлаг...

— Для чего эта посуда нам нужна?

— Эта посуда нужна для приготовления пищи.

— Где готовим пищу?

— На кухне. Это кухонная посуда!

Логопед берет тарелки глубокие и мелкие, ложки, вилки, ножи, хлебницу... «Для чего нужна эта посуда? Да, она нужна для готовой пищи, в нее кладут готовую еду, а потом обедают. Это обеденная посуда или столовая!» Логопед берет чайное блюдце, чашку, чайную ложечку, заварной чайничек, сахарницу, конфетницу... «Для чего нужна эта посуда? Да, ее расставляют, когда пьют чай. Подумайте, как она называется? Чайная

4. Физкультминутка. «Давайте еще раз накроем стол к чаю. Вдруг гости придут». Накрывают стол под русскую народную песню «Во поле береза стояла».

5. Закрепление материала. На доске три сюжетные картинки: «Девочка пьет чай», «Повар на кухне», «Семья обедает». У детей предметные картинки «посуда», дети подставляют свои картинки к сюжетным. Например: «Чашка — это чайная посуда. Кастрюля — это кухонная посуда...».

6. Развитие логического мышления. Игра «Четвертый — лишний». Например: чашка, блюдце, дуршлаг, ложка.

Итог занятия. «О какой посуде сегодня говорили?»

^

Тема «Игрушки» (занятие № 1)


Цели:

— расширение словаря по теме «Игрушки»;
— формирование обобщающего значения слов;
— практическое употребление притяжательных местоимений;
— подготовка к овладению диалогической формой общения.

Оборудование: игрушки, геометрические формы.

Ход занятия

1. Оргмомент. Игра «Послушай, запомни, повтори».

мяч — кукла — машинка
ведерко — кубики — зайка
Чебурашка — мишка — лошадка
пирамидка — лодка — рыбка
котик — сова — гномик
петушок — лиса — утка

2. Формирование обобщающего значения слов. На стульчике сидят 2 мишки. Логопед просит ребенка принести мишку. «Что принес?» Другого ребенка просят принести игрушку, оставшуюся на стуле. «Что принес?» Далее логопед поясняет, что этот предмет мы назвали двумя словами: «мишка» и «игрушка». На столе появляются другие игрушки: кукла, мяч, пирамидка... Пояснение логопеда, что все предметы имеют свое название, но про каждый можно сказать — игрушка. Делается обобщение — все это игрушки. «Для чего нам нужны игрушки? — Чтобы играть. — Сейчас поиграем». Дети выходят на ковер, берут понравившуюся игрушку и играют. Логопед задает вопросы: «Какая у тебя игрушка? Что ты делаешь? — Катаю машинку. Разбираю пирамидку...».

3. Физкультминутка.

Куклы пляшут раз-два, раз-два, ноги выбрасывают поочередно вперед
Бьют в ладоши раз-два, раз-два, ладонями делают хлопки — «тарелочки»
Ой! — воскликнул Буратино, — присели
Разболелась голова. встали, покачивают головой

4. Употребление притяжательных местоимений. Игра «Про какую игрушку можно сказать — мой, моя?». Логопед предлагает сначала выбрать все игрушки, про которые можно сказать «моя». Дети по очереди выбирают и говорят:

Моя — кукла, юла, лошадка, собачка, рыбка, сова...
Мой — кот, Буратино, зайчик, утюжок, мяч...

5. Развитие памяти и зрительного восприятия. Игра «Расскажи, что я сделала?». На столе две игрушки (три игрушки) — логопед дотрагивается до каждой игрушки разное количество раз. Дети внимательно смотрят, затем рассказывают: «До зайчиков вы дотронулись один раз, до гномика — два раза, до лисы — тоже один раз. Второй вариант: выкладывание машинки из геометрических форм, по инструкции логопеда.

6. Итог занятия. «О чем говорили? Какие игрушки были на занятии?»
^

Тема «Игрушки» (занятие № 2)


Цели:

— активизация словаря по теме;
— расширение словаря относительных прилагательных;
— практическое употребление существительных в единственном числе родительном падеже;
— упражнение в составлении простого распространенного предложения.

Оборудование: игрушки, Незнайка, мешок.

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «Какой игрушки не стало?». Дети сидят по кругу на ковре. В центре 5—6 игрушек. Дети называют их. Все закрывают глаза, одну игрушку убирают. «Какой игрушки не стало? (можно спросить «на ушко» каждого ребенка). — Не стало лисы, машинки, совы, гномика, куклы...»

2. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Заводные зайчики» (зайчики шевелят ушками).

3. Введение в тему.

Его бьют, а он не плачет,
Веселее только скачет. (Мяч)

Зверь забавный, сшит из плюша.
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного
И устрой ему берлогу. (Мишка)

Я хорошая игрушка, буду девочкам подружка.
Я могу сидеть в коляске, закрывать умею глазки. (Кукла)

Совсем не нужен ей водитель,
Ключом ее вы заводите.
Колесики начнут крутиться.
Поставь ее, она помчится. (Машинка)

Отгадки появляются на столе.

4. Употребление существительных единственного числа родительного падежа. Логопед предлагает поиграть с этими игрушками. Игра «Поручения». Сначала логопед, а потом дети дают друг другу поручения. Например: «Покатай куклу на машине. Что делает Саша? Подбрось и поймай мяч. Покорми куклу и т.д.».

5. Физкультминутка.

Ванька-Встанька, Ванька-Встанька, покачиваются
Приседай-ка, приседай-ка, приседают
Будь послушен, ишь какой, стоят, покачивая головой
Нам не справиться с тобой. покружиться один раз

6. Образование относительных прилагательных. Приходит Незнайка, у него в мешке игрушки. «Что принес Незнайка?» Незнайка говорит, что ему дали задание написать, из какого материала сделаны игрушки. Он просит детей помочь разобраться. Логопед рассказывает, что игрушки сделаны из разных материалов. «Пирамидка из дерева, она деревянная. Мяч из резины — резиновый. Петушок из железа — железный». Далее детям предлагается выбрать все игрушки, сделанные из дерева (матрешка, ложка, пирамидка, кубики...).

7. Итог занятия. «О чем говорили на занятии? В какую игру играли в начале занятия?»
^

Тема «Домашние животные» (занятие № 1)


Цели:

— расширение и обогащение глагольного словаря по теме;
— закрепление обобщающего понятия;
— практическое усвоение творительного падежа существительных;
— развитие внимания, памяти.

Оборудование: картинки «домашние животные», предметные картинки — «угощение» для животных.

Ход занятия

1. Организационный момент. «Назвать все, у чего (у кого) есть шляпка (у гномика, дамы, девочки, гвоздя, желудя, шурупа, гриба...)».

2. Введение в тему. Игра «Приход гостей». За дверью слышится: «My». «Как вы думаете, кто сейчас придет в гости? Как вы догадались?» Картинка «корова» выставляется на доску (аналогично и с другими животными). Называем всех гостей. «Эти животные живут около человека. Он о них заботится, ухаживает. Многие живут прямо в его доме. Это домашние животные. Каких еще домашних животных мы не назвали?» Далее логопед с детьми уточняют, что общего у всех домашних животных (все покрыты шерстью, у всех 4 ноги или лапы, у всех есть морда, хвост...).

3. Развитие слухового внимания и памяти. Игра «Запомни по порядку». Логопед дает инструкцию: «Поставить сначала лошадь, за лошадью корову, за коровой козу, за козой кролика». Ребенок расставляет. Другой проверяет правильность выполнения и еще раз обговаривает. В следующий раз инструкцию дает уже ребенок.

4. Физкультминутка. «Покажи размеры животного». Дети стоят стайкой по группе. Называется животное, дети руками показывают его размеры. Рассказывают, уточняют.

5. Расширение глагольного словаря по теме. «Животные с нами разговаривали. Как корова голос подавала? Что она делала? (Мычала)». Аналогично: «Овца блеяла, лошадь ржала, свинья хрюкала, собака лаяла, кошка мяукала».

6. Чтение сказки К.И. Чуковского «Путаница» (фрагмент), обговаривание по тексту.

7. Образование творительного падежа существительных. «Угощение животных». Ребенок берет маленькое ведерко и рассказывает, кого он хотел угостить и чем. «Я хочу угостить лошадь овсом и т.д.».

Итог занятия. «Кто приходил в гости? Как мы их назовем одним словом?»
^

Тема «Домашние животные» (занятие № 2)


Цели:

— расширение глагольного словаря;
— закрепление навыка употребления притяжательных прилагательных;
— словообразование: глаголы с разными приставками.

Оборудование: картинки «домашние животные», игрушка-котенок.

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «Кто как кричит?». У каждого ребенка картинка с домашним животным. Дети называют картинку, изображают, как кричит животное. У взрослого голос грубее, а у детеныша нежнее, ласковее, тише. Например: «У меня корова. Корова кричит: «Му-му». Она мычит» (аналогично с другими картинками).

2. Введение в тему. Загадки о домашних животных.

Нос пятачком, хвост крючком (свинья).
Мягкие лапки, а в лапках царапки (кошка).
Бэ-э, кричу я со двора,
Стричь меня давно пора,
Жарко в шубе меховой
Бегать в поле за травой (овца).
Посреди двора стоит копна,
Спереди вилы, а сзади метла (корова).
С хозяином дружит.
Дом сторожит.
Живет под крылечком.
Хвостик колечком (собака).

3. Образование притяжательных прилагательных. «Сказка о кошке, которая меняла свой хвост». Логопед рассказывает сказку. «Надоел кошке свой хвост. Решила она с собакой поменяться. Пришла к собачьей конуре и говорит: «Жучка, давай хвостами меняться». Жучка согласилась. Прицепила кошка хвост собаки. И стал у нее хвост не кошачий, а ... собачий (затем лошадиный, коровий, свиной...). Ни один хвост не подошел. В конце концов кошка решила, что лучше своего кошачьего хвоста не бывает». Вопрос: «Чьи хвосты примеряла кошка?»

4. Физкультминутка, развитие мелкой моторики. Стоя в кругу.

Вышла кошечка гулять, кошечка из пальцев
Хвостиком виляет, движение рукой
А навстречу из ворот ворота из ладоней
Две собаки лают. лают

5. Расширение глагольного словаря по теме. Игра «Кто больше соберет слов» (по командам).

Что делает собака? — Лает, ест, бегает, лежит, грызет, сторожит, защищает, возит, носит, греется, сидит, лакает...

Что делает кошка? — Лакает, мяукает, лежит, сидит, мурлычет, лижет...

Далее выбирают слова, которые можно отнести только к кошке (мурлычет, мяукает), только к собаке (лает, сторожит, охраняет, грызет). А какие слова подойдут и к кошке, и к собаке? (Лежит, сидит, ест, пьет, бегает.)

6. Развитие связной речи; словообразование. Игра «Собака гуляет». На столе макет собачьей площадки (лесенка, бревно...). Логопед показывает действия с собакой — игрушкой. Дети обговаривают: «Собака на бревно запрыгнула, с бревна спрыгнула, бревно перепрыгнула. А теперь по команде хозяина подпрыгнула».

Итог занятия.
^

Тема «Продукты питания» (занятие № 1)


Цели:

— расширение словаря по теме;
— закрепление навыка употребления существительных единственного и множественного числа;
— употребление предлогов в, из;
развитие внимания, памяти.

Оборудование: картинки «продукты питания», атрибуты для игры в магазин: сумка, муляжи...

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «Назови одним словом».

Сарафан, костюм, блузка... одежда.
Груша, яблоко, апельсин... фрукты.
Морковь, репа, картофель... овощи.
Туфли, сапоги, валенки... обувь.
Кубики, кукла, машинка... игрушки.

2. Введение в тему. Логопед говорит: «Мама пришла из магазина. Она принесла молоко, соль, хлеб, рыбу, сосиски... И еще много всего. А также она принесла сладости». Логопед выставляет сладости вперемешку с другими продуктами (5—6 картинок). Дети называют все картинки, затем картинки убирают. Дети по памяти называют их. Например: конфеты, торт, сосиски, шоколад, вафли. Пирожное, молоко, вафли, рыба, хлеб. «Для чего все это нужно человеку? — Правильно, это продукты питания».

3. Образование множественного числа существительных. Логопед читает стихотворение К.Чуковского «Барабек».

Робин Бобин Барабек скушал сорок человек,
И корову, и быка, и кривого мясника,
И телегу, и дугу, и метлу, и кочергу.
Скушал церковь, скушал дом и кузницу с кузнецом.
А потом и говорит: «У меня живот болит!». Вот какой обжора!

Это, конечно, шуточное стихотворение. Давайте мы сейчас скажем, что бы еще съел Робин Бобин? Он ел не одну конфетку, а много, мы не знаем сколько. Поэтому я буду говорить про одну конфету, а вы про много.

конфета — конфеты,
сосиска — сосиски,
котлета — котлеты,
торт — торты,
калач — калачи,
батон — батоны...

Логопед: «Робин Бобин все съел, надо сходить в магазин купить еще продуктов. Как называется магазин, в котором продают продукты? — Продуктовый, продовольственный».

4. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Ларек с продавцом» («Покупатель и продавец»).

5. Составление предложения с предлогом в. Игра «Магазин». На полках — продукты питания. Дети стоят в очереди, у первого в руках хозяйственная сумка. Он берет что-нибудь из продуктов питания и кладет в сумку, обговаривает при этом свои действия. Например, «Я положил в сумку творог». Затем передает сумку следующему и так до конца очереди. «Что мы положили в сумку? — Продукты питания».

6. Физкультминутка.

В магазин мы все ходили и продукты там купили: идут по кругу
Хлеба, мяса, молока, масла, рыбы, творога, взмах руками влево, вправо
Все к обеду припасли, прямо, широко разводят руки
Чуть до дома донесли. приседают

7. Составление предложения с предлогом из. Логопед: «Давайте выложим все продукты на стол». Дети по очереди: «Я вынимаю из сумки творог». Все вместе: «Петя вынул из сумки творог» и т.д.

Итог занятия. «О чем сегодня говорили? Вспомните, про кого я вам читала шуточное стихотворение».

^

Тема «Продукты питания» (занятие № 2)


Цели:

— образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;
— расширение словаря относительных прилагательных;
— развитие внимания, памяти.

Ход занятия

1. Организационный момент. «Про что мы говорили на прошлом занятии? Про продукты питания. Сейчас я буду называть их обычно, а вы ласково».

колбаса — колбаска
молоко — молочко
масло — маслице
сметана — сметанка
пряник — пряничек
сахар — сахарок
творог — творожок
хлеб — хлебушек

2. Образование относительных прилагательных. Вы ходили на экскурсии в продовольственный магазин. Видели, что там есть разные отделы. Давайте вспомним, что продают в отделе: молочном — молоко, творог, сметану, ряженку, кефир, йогурт, сливочное масло...; мясном — мясо, колбасу, сосиски, сало, сардельки...; рыбном — свежую и соленую рыбу, консервы...; хлебном — хлеб, булки, пряники, сушки, калачи, лаваш...; кондитерском — конфеты, карамель, вафли, шоколад...; овощном — морковь, чеснок, огурцы... и яблоки, груши, апельсины...

3. Физкультминутка. Игра «Съедобное — несъедобное». Логопед называет слова и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Если слово обозначает то, что едят, мяч ребенок ловит и прижимает к груди. Если нет, ребенок тут же возвращает мяч логопеду. Второй вариант. Дети стоят в шеренге. На съедобное — шаг вперед, на несъедобное — стоят на месте. Третий вариант. Съедобное — кивок головой, несъедобное — мотают головой.

4. Развитие мелкой моторики. Логопед говорит, что знает одну сороку-белобоку, которая умеет готовить. Предлагает спросить ее, что она сейчас готовит.

Сорока-сорока, кашу варила,
деток кормила, водят пальцем по ладони
Этому дала, он в лес ходил, разгибаем пальцы из кулака
Этому дала, он дрова рубил.
Этому дала, он воду носил.
Этому дала, он печь топил.
А этому ничего не дала: загибаем пальцы
Он в лес не ходил, дрова не рубил,
Воду не носил, печь не топил.

5. Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Сорока варила деткам кашу. Логопед спрашивает детей, из чего можно варить кашу, далее дети называют крупу, а логопед демонстрирует пакетики с крупой (гречка, пшено, рис, манка, овсянка и др.). Предлагает детям самим сварить кашу. Ребята кладут пакетик с крупой в кастрюльку и говорят: «Я варю манную кашу. Я варю пшенную кашу».

Итог занятия. «Назовите отделы продовольственного магазина».


Приложение 2.

Игры и игровые упражнения для второго этапа.

«Передай привет по кругу». Каждый здоровается тем способом, который показал взрослый, или придумывает свой способ отличный от других.

«Назови соседа ласково». Перекидывая мяч из рук в руки, надо посмотреть на соседа и назвать его ласково по имени.

«Волшебные очки». Каждый игрок, который надевает волшебные очки, все и всех видит только с хорошей стороны, о чем и рассказывает всем.

«Настроение». Дети передают свое настроение (мимикой, словом, интонацией, прикосновением, движением).

«Попроси игрушку». Группа детей делится на две пары берет в руки какой либо предмет. Другой должен попросить этот предмет. Инструкция участнику №1: Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только тогда, когда тебе действительно захочется это сделать.

Инструкция участнику №2: Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали. Затем участники меняются.

«Рассказ по кругу»

Цель: развить умения вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.

Эта игра проста в организации проведения, поскольку не требует особой подготовки. Однако она очень эффективна для развития речевых умений детей, их воображения, фантазий, умений быстро ориентироваться в партнёрах и неизвестных ситуациях общения.

Дети садятся в круг. Воспитатель начинает рассказ: “Сегодня выходной день и ...” его подхватывает следующий ребёнок. Рассказ продолжается по кругу.

«Волшебные водоросли»

Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.

«Вежливые слова»

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

«Диалог-шутка»

Цель: развить умение осознавать и творчески исполнять различные выразительные интонации.

Воспитатель предлагает поиграть в диалог: читает все вопросы (строгая интонация), а дети хором повторяют слово “забыл” (плаксивая интонация).

- Где жил?

- Забыл.

- Где был?

- Забыл

- Что ел?

- Забыл

- Что пил?

- Забыл.

Игру можно варьировать.

1. Девочки задают вопросы, а мальчики отвечают и наоборот. Интонации при этом предлагаются различные.

2. Вопросы задаются хором детьми, а один ребёнок отвечает.

Покажи:

1. Твои плечи говорят: “Я горжусь”.

2. Твоя спина говорит: “Я старый человек”.

3. Твой палец говорит: “Иди сюда”.

4. Твоя голова говорит: “Нет”.

5. Твой рот говорит: “М-м-м. Я люблю это печенье”.

«Подарки»

Цель: развить умение благодарить товарища, высказывать поздравление, определять мнение и отношение к себе товарищей по общению.

Детям предлагается разыграть ситуацию празднования дня рождения одного из своих товарищей. Поскольку на день рождения принято дарить подарки, воспитатель говорит ребятам, что каждый из них может подарить имениннику то, что могло бы его по-настоящему обрадовать и, так или иначе, охарактеризовать автора подарка. Выбирается “именинник”, ему даётся задание угадать автора подарка.

Затем “именинник” выходит за дверь. Остальные ребята говорят воспитателю о том, какой “подарок” каждый из них “подарит” имениннику на день рождения. Воспитатель составляет список “подарков”. Входит “именинник”. Воспитатель называет первый из списка подарков и спрашивает “именинника”, кто его может подарить. Далее называются по очереди все подарки.

«Пресс-конференция»

Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.

Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: “Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”, “В цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.

«На балу у короля»

Цель: развить умения выражать приветствия, просьбы, приглашения; учить соотносить средства вербального и невербального общения.

Дети “приезжают” в сказочное королевство и попадают на бал к королю. Они должны придумать себе маскарадные костюмы и рассказать о них. Остальные гости должны отгадать придуманный ребёнком костюм.

«Позвони другу»

Цель: Развить умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.

Игровое правило: сообщение должно быть хорошим, звонивший должен соблюдать все правила “телефонного разговора”.

Дети стоят по кругу. В центре круга – водящий. Водящий стоит с закрытыми глазами с вытянутой рукой. Дети движутся по кругу со словами:

Позвони мне позвони
И что хочешь мне скажи.
Может быль, а может сказку
Можешь слово, можешь два –
Только, чтобы без подсказки
Понял все твои слова.

На кого покажет рука водящего, тот ему должен “позвонить” и передать сообщение. Водящий может задавать уточняющие вопросы.

«Магазин игрушек»

Цель: развить умение выполнять различные роли, учить оценивать эмоциональное поведение партнёров по общению.

Дети делятся на покупателей и игрушки. Дети-покупатели отходят в противоположный конец комнаты, дети-игрушки усаживаются в ряд на скамеечке, изображая товар, расставленный на полках в магазине. Продавец подходит к каждому ребёнку и спрашивает, какой игрушкой он будет. Покупатель должен отгадать игрушку, которую ему показывают. Кто не угадает, уходит без покупки.

«Скажи по-разному»

Цель: развить умения чувствовать друг друга, дифференцировать слуховое восприятие.

Детям предлагается по очереди повторить с различными чувствами, с различной интонацией различные фразы (зло, радостно, задумчиво, с обидой).

- пойдём гулять;

- дай мне игрушку и др.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru