Тема «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русскими календарными праздниками»



Скачать 383.47 Kb.
НазваниеТема «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русскими календарными праздниками»
страница1/2
Дата02.04.2013
Размер383.47 Kb.
ТипДокументы
источник
  1   2


Творческий проект


Тема «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русскими календарными праздниками»


Сафронова Татьяна Аркадьевна

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 17»

город Лысьва

Пермский край


2013

Паспорт проекта

Тема проекта: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русскими календарными праздниками»

Контактная информация:

  • Сафронова Татьяна Аркадьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 17»

  • МБДОУ «Детский сад № 17»

Пермский край, г. Лысьва, 618900, ул. Репина 38

т/факс 8(34249)25107

e-mail: detsad172009@yandex.ru

  • Срок реализации проекта: с сентября 2012 – май 2013

  • Участники проектной команды:

руководитель – Сафронова Татьяна Аркадьевна;

разработчик - Сафронова Татьяна Аркадьевна;

участник – Самарина Ольга Михайловна, музыкальный руководитель;

Метелева Лариса Аркадьевна, инструктор по физическому воспитанию;

Сунцова Наталья Валентиновна, руководитель изостудии;

Бакулина Наталья Евгеньевна, младший воспитатель;

Морозова Наталья Ивановна - председатель родительского комитета старшей группы;

Дети группы (5 лет) – 20 человек;

Родители воспитанников – 20 семей.

^ Аннотация проекта

Данный проект направлен на создание и реализацию эффективного плана по ознакомлению детей с русскими календарными праздниками в рамках реализации программы Князевой О.Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

^ Актуальность проекта

Модест Петрович Мусоргский сказал: «Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей - это национальная трагедия и угроза самому существованию нации». Программа Князевой О.Л. предусматривает реализацию программного содержания с младшей группы, но в силу особенностей формирования контингента детей в нашем детском саду, реализация программы носит фрагментарный характер и в старшем дошкольном возрасте по результатам диагностики в начале учебного года было отмечено: дети перечисляют праздники, но не знают их особенностей, представления о русской культуре отрывочны и поверхностны. По результатам анкетирования родителей установлено: 64% «не знаем содержание праздников», 20 % - «знаем отрывочно», 90% - «будем участвовать с детьми в мероприятиях, чтобы узнать», 90% - «чтобы быть патриотом - знать родную культуру необходимо».

^ Новизна проекта

В рамках реализации проекта мы решили познакомить детей с русскими календарными праздниками в комплексе всех видов деятельности, через образовательные области.

^ Противоречие, проблема

В детском саду создана среда национального быта («Изба»), в группе имеется методический материал по данной теме. В образовательную деятельность специалистов и воспитателя включено знакомство с родной культурой, однако по результатам диагностики мы отмечаем, что дети имеют отрывочные представления о праздниках, фрагментарные о родной культуре.

^ Цель

Создание перспективного плана по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русскими народными праздниками.

Задачи

  1. Разработать перспективный план по ознакомлению детей с календарными русскими праздниками.

  2. Реализовать перспективный план с детьми старшей группы в течении года с активным привлечением родителей.

  3. Создать развивающую среду в группе в рамках реализации проекта.

  4. Провести диагностику детей в конце года.

  5. Откорректировать план.

Возможные риски и пути их преодоления

  1. Трудности в представлении программного содержания детям.

Выход – работа с методической литературой, интернетом. Повышение компетентности педагога.

  1. Нежелание родителей участвовать – использование активных форм взаимодействия.

  2. Отсутствие динамики результатов диагностики детей - промежуточные экспресс диагностики, внесение изменений в образовательную работу.

^ Продукт проекта

  • Дидактические игры:

- «Крестьянский быт»

- «Праздничный пирог»

- «Составь узор из листьев»,

- «Распиши пасхальное яичко»,

- «Составь последовательность народных праздников».

  • Изготовление набора инструментов (для шумового оркестра);

  • Оформление фото-стендов, с переносом фотоснимков в фотоальбом, праздников:

- «Осенины на Руси»

- «Празднуют ребятки веселые колядки»

- «Масленица – годовая, наша гостьюшка дорогая»

- «Пасхальное яичко»

- «Праздник русской березки»

  • Подборка конспектов досугов

  • Поделки ручного труда (фотоальбом):

- «Лесные жители» (из листьев)

- «Карнавальный костюм»

- «Кукла-закрутка»

- «Пасхальное яйцо»

Коллективная работа:

- «Русский хоровод».

  • Картотеки:

- «Малых фольклорных форм»

- «Русские народные подвижные игры»

  • Альбомы: «Одежда на Руси»

  • Выставка: «Куклы в народном костюме»

  • Оформленная промежуточная экспресс - диагностика

Предполагаемый результат

  1. Повышение компетентности педагогов по данной теме.

  2. Обогащение представлений детей о русской народной культуре.

  3. Обогащение развивающей среды.

  4. Повышение компетентности родителей по данной теме.

Анализ ресурсов

Информа-

ционные


Кадровые


Научно-

метод.

Материально-

технические

Финанансовые


Интернет

Методическая литература

Конспекты

Сценарии

специалистов

Воспитатель группы

Инструктор по физ. воспит.

Зам.зав. по ВМР

Руководитель ИЗО - студии

Заведующий

Программа Князевой О.Л.

Печатная и копировальная техника

Компьютер, муз.центр

Ноутбук

фотоаппарат

Экран, проектор

Бюджетные и внебюджетные средства

Личные средства

Спонсорские средства родителей


^ План – программа реализации проекта

1 этап – подготовительный (организационный). Сентябрь - октябрь 2012.

  • Анкетирование родителей по знаниям о народной культуре, обрядовых праздниках, традиции.

  • Диагностика детей.

  • Родительское собрание.

2 этап - основной




«Осенние мероприятия»

сроки

Ответствен-е

Исполн-ли

I.

Праздник «Осенины»

Сентябрь - ноябрь 2012




1. Совместная деятельность




  • Наблюдения за изменениями в природе

Сентябрь - ноябрь



Педагог группы



дети




  • Знакомство с малыми формами фольклора (загадки об овощах, хлебе; потешки, пословицы, поговорки, приметы)




2. Подвижные игры русские народные




«Капустка», «Сорока», «Гуси-лебеди», «Корзинки», «Пугало» (2 варианта), «Есть у нас огород».

Сентябрь - ноябрь

Педагог группы

дети




3.Беседы




«Что нам осень принесла», «Подпечные жители» (знакомство с крестьянским бытом)

Сентябрь - ноябрь

Педагог группы

дети




4.Дидактические игры




«Вершки-корешки»,

«Выложи узор из осенних листьев»

Сентябрь - ноябрь

Педагог группы

дети




5. Художественное творчество




  • Рисование «Осенний пейзаж»

Сентябрь - ноябрь

Руководит. ИЗО - студии

дети




  • Лепка «Собираем урожай»

  • Аппликация «Осенний ковер»

  • Ручной труд «Плетеная корзинка»




6. Досуги




  • Спортивное развлечение «Пугало ищет друзей»

Сентябрь - ноябрь

Педагог группы

дети





  • Музыкальный «Осенняя сказка»

Муз.рук.

дети




7. Совместное творчество детей и родителей.




  • Выставка «Дары осени»

Сентябрь - ноябрь

Руководит. ИЗО - студии

родители




  • Консультации для родителей «Игры из бабушкиного сундучка»

Инструктор по физ. воспит.

родители




  • Привлечь родителей к подбору и оформлению материала

Педагог группы

родители

II

Колядки


Декабрь-январь 2013




1.Cовместная деятельность




  • Наблюдение за изменениями в природе

Декабрь-январь 2013


Педагог группы





дети





  • Знакомство с русским народным фольклором (приметы, поговорки, пословицы, сказки: «Мороз Иванович», «Морозко», «Зимовье зверей», «Лисичка сестричка и серый волк».




2. Разучивание русских народных подвижных игр




«Два мороза», «Мороз красный нос», «Медведушка», «Белый пух»

Декабрь-январь 2013

Инструктор по физ.воспит.

дети




3. Беседы




«Ты гори моя лучина», «Знакомство с обрядами крестьянского быта, костюмами, рождественская колядка (разучивание колядок)

Декабрь-январь 2013

Педагог группы



дети




4.Дидактические игры




«Укрась ведро для Емели» (Урало-Сибирская роспись)

Декабрь-январь 2013

Руков. ИЗО - студии

дети




5.Художественное творчество




  • Рисование «Рождество в лесу, праздники зверят»




Руков. ИЗО - студии





дети




  • Лепка «Конек» (мотив Дымковской игрушки)




  • Аппликации «Укрась варежку»




  • Ручной труд «Зимняя избушка» (складывание трубочками)




6. Досуги




  • «Пришла колядка, отворяй ворота»




Муз.рук.

родители




  • «Гадание» (с родителями)

Педагог группы


родители




7. Совместное творчество детей и родителей




  • «Изготовим карнавальный костюм»




Председат. род. комит.

родители




«Масленица»

III.

Подготовка к масленнице

Февраль-март 2013










1. Cовместная деятельность




  • Наблюдение за изменениями в природе

Февраль-март 2013

Педагог группы





дети




  • Знакомство с малыми формами фольклора (заучивание закличек о птицах, о масленице)







  • Инсценировка сказок «Заюшкина избушка»







  • Творческая игра по сказке «Снегурочка» (придумай другой конец сказке)







2. Подвижные игры русского народа




  • «Блин горит», «Ручеек» (2 варианта, «Горелки»

Февраль-март 2013

Инстр. по физич. воспит.

дети




3. Беседы




  • «Труд людей весной»,

  • «Знакомство с традициями праздника «Масленица»

Февраль-март 2013

Педагог группы



дети




4. Дидактические игры




  • «Знакомтесь, мы птицы» (перелетные, зимующие, и т.д….)

Февраль-март 2013

Педагог группы



дети




  • «Ремесла на Руси» (хлеб)




5. Художественное творчество




  • Рисование «Улыбка весны»

Февраль-март 2013

Руков. ИЗО - студии



дети




  • Лепка (тестопластика) «Птички,

жаворонушки»




  • Аппликация «Укрась поднос» (декоративное)




  • Ручной труд «Кукла-закрутка»




6.Досуги




«Масленица-кривошейка, встречаем тебя хорошенько»

Февраль-март 2013

Муз.рук.

дети




7. Совместное творчество детей и родителей




  • Посиделочки с блинами (дети и родители)

Февраль-март 2013

Педагог группы



родители




  • Обереговые куклы (презентация обереговых кукол мамами)

IV

Подготовка к празднованию пасхи


Март-апрель 2013




1. Совместная деятельность




Наблюдение за птицами, классификация птиц (поговорки, пословицы о птицах)

Март-апрель 2013

Педагог группы


дети




2.Русские народные подвижные игры




«Злючка», «Жаворонок», «Птицы прилетели» «Вербохлест» «,Баба-яга», «Воробьи-вороны», «Птицы в гнезде»

Март-апрель 2013

Инстр. по физич. воспит.

дети




3. Беседы




«История пасхального яйца»

Март-апрель 2013

Педагог группы


дети




4. Дидактические игры




«Составь узор для пасхального яйца»

«Назови птиц правильно»

Март-апрель 2013

Педагог группы


дети




5. Художественное творчество




  • Рисование «Яйца-писанки»

Март-апрель 2013

Руков. ИЗО - студии




дети




  • Лепка «Курочка с цыплятами»




  • Аппликация «Вербочка»




  • Ручной труд «Мозаика из яичной скорлупы»




6. Досуги




  • Спортивное развлечение «В гостях у птиц»

Март-апрель 2013

Инстр. по физич. воспит.

Дети




7. Совместное творчество детей и родителей




«Расписное яйцо» (совместное расписывания яйца, разными материалами в разной технике)

Март-апрель 2013

Педагог группы


родители

V

«Скоро лето» Май 2013





1.Совместная деятельность




  • Наблюдение за изменениями в природе

Май 2013


Педагог группы



дети




  • Заучивание пословиц, поговорок о лете и природных явлениях (дождь, радуга, …)




  • Драматизация «Петушок и бобовое зернышко»




2. Русские подвижные игры




«Заря-зариница», «Лапти», «Веник», Жмурки», Кукушкино крещение», «Водяной».

Май 2013


Инстр. по физич. воспит.

Дети




3. Беседы




  • «Традиции празднования»,

  • «О безопасности и правилах поведения в лесу и на воде»

Май 2013


Педагог группы


дети




4. Дидактические игры




«Сплети веночек», «С какого дерева листочек», «Как используют березку на Руси»

Май 2013


Педагог группы


Дети




5. Художественное творчество




  • Рисование «Кошкин дом» (по пожарной безопасности)

Май 2013



Руков. ИЗО - студии



дети




  • Лепка «Глинянная свистулька»




  • Аппликация «Русский хоровод»




  • Ручной труд «Русская матрешка» (конусная игрушка)




6. Досуг




«Люблю березку русскую»

Май 2013


Муз.рук.

дети




7. Совместное творчество детей и родителей




Привлечение родителей к оформлению цветников

Май 2013

Педагог группы


родители

^ 3 этап – заключительный ( май 2013)

Посиделки у самовара совместно с родителями (анализ работы, выступление детей).

Подведение итогов на педсовете (результаты диагностики детей).

Перспективы распространения результатов

  1. Обобщение опыта работы на итоговом педсовете.

  2. Трансляция на городском уровне и через интернет на российском.

  3. Использование наработанных материалов педагогами детского сада.

Управление проектом

Руководитель проекта несет ответственность за реализацию проекта в целом. Руководитель согласует всю деятельность по проекту с участниками, проводит анализ работы по реализации проекта. Администрация детского сада утверждает бюджет и вправе внести изменения в бюджет. Участники проекта несут ответственность за выполнение рабочего плана проекта. Дети и родители старшей группы являются участниками проекта.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru