«Знакомство детей старшего дошкольного возраста с «Цветочным календарем» icon

«Знакомство детей старшего дошкольного возраста с «Цветочным календарем»

Реклама:



Название«Знакомство детей старшего дошкольного возраста с «Цветочным календарем»
страница1/4
Автор: Давыдова
Дата02.04.2013
Размер0.64 Mb.
ТипДокументы
источник
  1   2   3   4

МБДОУ «Детский сад № 90»


Знакомство детей старшего дошкольного возраста с

«Цветочным календарем»




Фото автора


Автор: Давыдова

Галина Викторовна

воспитатель 1 кв. категории


Березники 2012 год

В нашей стране сформировалась общая концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональное впечатление о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

В экологическом воспитании есть свои над – и подсистемы. Одной из таких подсистем является тематический блок «Цветочный календарь».

Мир цветов – это могущественный источник, из которого ребенок, с помощью взрослого, черпает много знаний и впечатлений. Построить работу по развитию у детей интереса к цветам в системе помогает календарь.

«Календарь – месяцеслов, или численник, издание в виде плаката или книги, содержащий последовательный перечень всех дней в году, праздников или выдающихся событий, снабжаемых иногда попутно сведениями справочного характера».

Таким образом, тема моей работы «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с «Цветочным календарем».


Актуальность моей работы заключается в том, что в настоящее время в педагогической практике необходимо изучать и разрабатывать проблему формирования в системе, у детей дошкольного возраста, знаний о цветах. Такой вывод я сделала после проведения диагностики с детьми своей группы. Проверка показала то, что знания детей по данному разделу ниже среднего уровня.

Представленные материалы отражают современный уровень преподавания и соответствуют требованиям государственного и регионального образовательных стандартов.

Региональность. Региональный компонент предполагает: знакомство с природным ландшафтом Пермского края, его географическими и климатическим особенностями, животным и растительным миром. На доступном, близком материале дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи между явлениями природы. Разрабатывая содержание данной методической разработки, я использовала региональный компонент, как основополагающий. Особенность состоит в том, что среда обитания (среда жизни) человека представлена как окружающий мир, в котором люди и растительный мир Прикамья неразрывно взаимосвязаны.


Краеведение. В последнее время многие детские сады стали увлекаться краеведением. Что такое краеведение? Это изучение природы родного края, его хозяйства, экологических проблем. Работа по краеведению развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности.

При отборе конкретных знаний я учитывала и это направление, так как оно расширяет область социально – нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю. А так же знания о родном крае несут информацию, вызывают эмоции, чувства, отношения, побуждают к поступкам. Доступная информация о растительном окружении – лесах, лугах, водоемах – развивает познавательный интерес к прошлому и настоящему.

^ Природоохранная деятельность. Проблема охраны редких и исчезающих видов особенно остро стоит на Урале, где растительный мир в течение последних столетий подвергался все усиливающемуся антропогенному воздействию – сначала в связи с вырубкой лесов, разработкой недр и сельскохозяйственным освоением территории, а в последнее время и в связи с бурным развитием промышленности, транспорта, химизацией сельского хозяйства, мелиорацией, созданием гидротехнических сооружений, урбанизацией, использованием природы для отдыха многочисленных граждан.

Дети должны осознать и принять необходимость природоохранной деятельности, тогда природолюбие станет действенным регулятором его поведения.


^ Охрана безопасности и жизнедеятельности. Здоровье – одна из главных ценностей жизней. Каждый должен думать о своем здоровье, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму. Человек – часть природы. Поэтому, знакомя детей с лекарственными растениями, я стараюсь довести до их сознания то, какую пользу они приносят, как помогают бороться с вредными микробами, проникшими в организм, как усиливают защиту организма, но использовать их необходимо лишь по рекомендации врачей.

Предупреждая об опасностях, связанных с употреблением ядовитых растений, провожу специально организованные беседы, целью которых является научить детей отличать ядовитые растения по внешнему виду и характерным признакам. Ведь задача педагога не только научить ребенка различать растения, но и уберечь его от опасностей, которые подстерегают его в природе.


^ Цель моего опыта: с помощью «Цветочного календаря» развивать интерес к цветам, как к представителям растительного мира. Я хочу, чтобы дети могли не только различать и правильно называть цветы, но и знали этимологию названий, место произрастания растений и их значение в природе. В ходе такой работы воспитывается осознанное и бережное отношение к цветам.


Новизна моей работы заключается в том, что в практике детских садов отсутствуют разработки по выше указанной тематике. Материал, используемый педагогами в дошкольных учреждениях, не приведен в соответствующую систему, используется от случая к случаю. Углубление в тему обеспечивает взаимосвязь и одновременное развитие познавательных, интеллектуальных и художественных способностей. «Цветочный календарь» – тематический блок, что является систематизирующей единицей планирования. Блок предусматривает организацию и последовательность работы по освоению темы и представляет собой целостное, завершенное, логическое построение единиц учебного материала, формы организации работы, ее содержание, последовательность осуществления и ожидаемые результаты освоения темы на протяжении определенного отрезка времени (один календарный год). Обозначенная форма планирования раскрывает возможности творческого осмысления и преобразования знаний, глубокого эмоционального переживания.


^ Практическая ценность данной методической разработки в том, что она понятна, удобна в использовании: практический материал скомпонован таким образом, что педагогу нет необходимости искать какие – либо другие источники для реализации, поставленной цели. (В приложении можно найти: учебно-тематический план на год, сказки, легенды, стихи, загадки, иллюстративный материал, модель цветочного календаря, описание дидактических игр, энциклопедические данные о цветах.) Работа по знакомству детей с «Цветочным календарем» благотворно влияет на развитие психических процессов, таких как мышление, память, внимание, речь; и познавательных процессов ребенка. Позволяет конкретизировать систему работы с детьми, обеспечить ее направленность на решение поставленных задач.


Последовательность работы.

Человечеством создано множество календарей – женские, школьные, спортивные, сельскохозяйственные, народный календарь погоды, народный календарь примет… Из народного календаря примет Валерия Миронова (журнал «Уральский следопыт» 1985 год) следует то, что каждому месяцу года соответствует определенный цветок – символ.

Январь – гвоздика.

Февраль – фиалка.

Март – нарцисс.

Апрель – душистый горошек.

Май – лилия.

Июнь – роза.

Июль – кувшинка белая.

Август – гладиолус.

Сентябрь – астра.

Октябрь – календула.

Ноябрь – хризантем.

Декабрь – рипсодопсис. (декабрист)


Учитывая психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, я разработала модель цветочного календаря. Он представляет собой цветок с двенадцатью лепестками. Каждый лепесток символизирует определенный месяц года. Согласно календарю погоды С. Николаевой каждому времени года соответствует определенный цвет. Создавая свой календарь, я использовала предложенную, ею символику, но внесла дополнения, используя оттенки цветов.


Весна – оттенки красного цвета.

Лето – оттенки зеленого цвета.

Осень – оттенки желтого цвета.

Зима – оттенки синего цвета.


На каждом лепестке расположен цветок символ. В центре цветка – стрелка, которая помогает в «путешествии» по «Цветочному календарю». Календарь может использоваться и как дидактическое пособие к играм. В приложении прилагается модель «Цветочного календаря».

В течение месяца дети получают конкретные знания о конкретном цветке (этимология названия, место произрастания, место в экосистеме), через знакомства с легендами, сказками, стихотворениями, музыкальными произведениями. В ходе такой работы у ребенка формируется целостное представление о конкретном представителе цветочного мира.

Мною разработан учебно-тематический план на год, который помогает выстроить работу с детьми системно, в определенном логическом порядке. В плане предложены темы, задачи, формы работы и прогнозируется предполагаемый результат на каждый месяц. Однако использование предложенного материала предполагает, что педагоги практики могут вносить в него свои изменения, ориентируясь на детей, с которыми они работают, и, исходя из собственных интересов и уровня подготовки.

Опытным путем я подошла к тому, что знакомство детей с цветочным календарем целесообразно начать с апреля месяца.

Весна – это особенно радостное время. Пробуждается от зимнего сна земля и вся природа. Постепенно возвращается богатое разнообразие, красота, обновляется цвето-звуковая картина природы, появляются новые ароматы. Апрель – месяц бурного пробуждения, на глазах у детей происходят замечательные изменения – цветы, бабочки, букашки, все они появляются день за днем. Весна – это сезон появления первоцветов. Дети видят пробуждение природы, наблюдая за последовательностью появления цветущих растений. Одновременно ведется работа по расширению знаний детей о сезонном цветении растений.

Лето - одно из благодатных времен года. Цветы, травы - все привлекает внимание детей. Важно научить замечать и видеть красоту родной природы, понимать и чувствовать ее. Поэтому так важно проведение экскурсий и целевых прогулок в поле, на луг, на опушку леса, наблюдение и труд на участке детского сада.

Осень это пора, когда исчезает красота цветов. Пользуясь метафорой, Матушка Земля раздевается перед зимним сном, умывается осенним дождем, накрывается теплым белым покрывалом. В этот период мы прощаемся с красотой летних и осенних цветов, наблюдаем за поздноцветущими растениями. Вместе с детьми вспоминаем, что полезного и интересного они узнали и увидели за лето, обсуждаем, за что мы можем сказать спасибо природе.

Зима – сон земли, сон природы, но вся ли природа спит, бездействует ли она в это время года? Нет. Солнце неуклонно движется вперед к новой весне, а вместе с ним и все мы. В это время года внимание детей чаще всего обращено к комнатным растениям. Происходит уточнение и закрепление ранее полученных знаний. Больше внимания уделяется чтению сказок и легенд о цветах, слушанию музыки, дидактическим играм.

Для закрепления знаний мною разработаны и апробированы дидактические игры, целью которых является не только уточнение знаний о внешнем виде, названии и строении цветка, но и его значение в экосистеме.

В реализации задач моей работы немаловажным фактором является месторасположение детского сада. Детский сад находится в экологически чистом районе, вдали от автомагистрали. Рядом с детским садом находится лесной массив, луг и поле, что позволяет проводить экскурсии и наблюдения в любое время года.

Кроме этого рекомендую проводить ежеквартально занятия – развлечения, интегрированные занятия, на которых проходит обобщение полученных знаний. Отследить результаты работы помогает диагностика, которую я рекомендую проводить три раза в год (апрель, октябрь, март). Двенадцатимесячный цикл по знакомству детей с цветочным календарем заканчивается в марте проведением музыкального праздничного развлечения «Букет для мам».

Таким образом, у детей развивается стойкий интерес к цветам как к представителям цветочного мира, что является целью моей работы. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:


  • Формировать у детей элементарные экологические представления о взаимосвязях в мире природы, о мире как системе систем, о связях между человеком и природой.




  • Развивать познавательный интерес к знаниям о растениях произрастающих в родном крае; о легендах, сказках, стихах, связанных с ними.




  • Расширять и уточнять знания детей о практическом применении лекарственных растений человеком.




  • Способствовать развитию осторожности и осмотрительности во время прогулок, экскурсий; довести до сознания детей к чему может привести незнание о свойствах ядовитых растений.




  • Формировать у детей старшего дошкольного возраста эстетическое восприятие предметов и объектов окружающего мира посредством становления у них процесса любования.




  • Воспитывать осознанно – бережное отношение к объектам растительного мира.



Отбор содержания осуществлен в соответствии со следующими принципами:


  • ^ Принцип доступности – предполагает не только ориентацию воспитателя в специальных знаниях по экологическому воспитанию, но и способность адаптировать знания возрасту и возможностям детей, владение эмоционально – образным языком изложения материала, с целью наиболее полного донесения знаний до ребенка.

Например, во время знакомства с этимологией названия цветка, я использую сказки или легенды, как наиболее доступную и удовлетворяющую органически присущую детям любознательность. «Сказка неотделима от красоты… Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу… Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах…» /11/


  • ^ Принцип системности в овладении экологическими представлениями заключается в приобретении жизненного опыта и реализуется с учетом следующих моментов: в пределах одновозрастной группы, от простого к сложному, от отдельных ярких представлений, чувственных впечатлений до системной структуры знаний доступной возрасту. Например, беседуя с детьми - помогаю им понять то, что каждый вид цветущих растений занимает свое место в мире цветов, а мир цветов, в свою очередь, является частью экосистемы.




  • ^ Принцип последовательности и концентричности – обеспечивает постепенное обогащение содержания от элементарных представлений к обобщенным. Знания даются детям от простого к сложному. Например, знакомство с цветком происходит поэтапно:

  1. Знакомство с названием цветка и любование им, слушание музыкальных произведений.

  2. Рассматривание цветка и нахождение отличий в строении от других растений.

  3. Знакомство с разнообразными сортами цветка.

  4. Классификация его места в экосистеме.




    • Принцип научности – предполагает отражение в предъявленном материале основ научного мировоззрения.

Даю детям энциклопедические знания о цветах. Например, во время знакомства с ядовитыми и лекарственными цветами дети получают достоверные знания об их свойствах.


    • ^ Принцип наглядности – предполагает формирование культуры обыденного и эстетического восприятия. Принцип наглядности требует использование всех наглядных приемов и методов (вариативности наглядного материала: картины, иллюстрации, пособия, специально организованная натура и прочее).

    • ^ Принцип интегрированности – предусматривает получение знаний детьми в различных видах деятельности, таких как занятия, экскурсии, наблюдения в природе, игры и так далее.




    • ^ Принцип кульрурообразности и регионализма – обеспечивает становление устойчивого интереса к миру растений на основе народного календаря и флоры родного края. Предполагает знакомство детей с растениями, занесенными в «Красную книгу Урала».


Содержание методической разработки ориентированно как на общечеловеческие знания о цветах (сказки, легенды народов мира), так и на культурные российские экологические традиции (народный календарь примет), включает региональные аспекты природы Пермского края. Реализация методической разработки осуществляется на протяжении одного календарного года с детьми старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет).

Знакомство с миром цветов не только помогает приобщить детей к природе, но и способствует развитию личности ребенка, формированию его активной гражданской позиции. Дело цветов – расти и цвести, наше – изучать и применять для своей пользы.


Формы , методы и приемы образовательной работы с детьми так же многообразны и привлекательны, доступны и одновременно сложны, как мир цветов.

В учебно-тематическом плане по ознакомлению дошкольников с «Цветочным календарем» имеют место специально организованные занятия.


Занятия – это форма организации и обучения в детском саду. Занятия проходят при руководящей роли воспитателя, который сообщает детям новые знания, уточняет и систематизирует имеющиеся, организует практическую деятельность, в ходе которой дети упрочивают полученные знания и овладевают разнообразными умениями и навыками.


Интегрированные занятия, которые я провожу, помогают детям обобщить полученные знания. Это такие занятия как:

«Приключения Медуницы»,

«Путешествие Колобка» и другие. Проходят они весело и интересно. С конспектами этих занятий вы можете ознакомиться в приложении.


Беседа – один из основных словесных методов, в ходе которых педагог активизирует познавательную деятельность детей: выявляет имеющиеся знания, исправляет и уточняет ответы, сообщает новые сведения, учит простым рассуждениям. Обмен мнениями создает благоприятные условия для усвоения детьми новых знаний, развития их мышления и познавательных интересов. Мною разработаны конспекты таких бесед как:

«Астра – цветок сентября»

«Гвоздика – цветок января»

В приложении прилагается подробные конспекты этих бесед.


В своей педагогической практике я широко использую и проблемные беседы, которые дают детям возможность самим найти решение в проблемной ситуации. Например:

«Подснежник. Почему он так называется?»

«Одуванчик – облачко на стебельке?»

«Лютик или Куриная слепота. Почему он так называется?»

Конспекты этих бесед есть в приложении.


Чтение. Большое место в работе с детьми занимает художественное чтение. Я знакомлю детей с легендами, сказками, стихами, загадками о цветах. Это помогает сообщить новые знания, вызвать нужное эмоциональное состояние: радость, гордость, веселье, лирическое настроение. Например, чтение легенд Заболоцкого о цветах:

«Легенда о самовлюбленном Нарциссе»

«Роза – царица цветов»,

«Легенды о кувшинке»;

чтение сказки И. Северянина «О душистом горошке»;

знакомство со сказками Г. Х. Андерсена «Цветы маленькой Иды», «Ромашка», «Подснежник»;

чтение стихов о цветах Герасимовой, Заболоцкого, Тютчева и других авторов.

Все предусмотренные учебно-тематическим планом художественные произведения включены в приложение.


Творчество детей. На основе полученных знаний дети уже сами пытаются сочинять свои сказки о цветах. «Создание сказок – один из самых интересных для детей видов поэтического творчества. Вместе с тем это важное средство умственного развития. Детская фантазия неистощима…» /11/

Результаты детского творчества, зафиксированные мною, находятся в приложении.

Рассказ педагога. Я использую его для сообщения детям новых знаний, сведений о цветах и связанных с ними общественных событий. Я стараюсь, что бы рассказ имел четкую логическую структуру, был содержательным, интересным, художественным, эмоциональным. Все это играет важную роль. В свой учебно-тематический план я включила такие темы для рассказывания детям как:

«Календула – как лекарственное растение»,

«Вороний глаз – берегись!»,

«Осторожно – чистотел!».

Достоверные сведения для рассказывания детям о цветах можно найти в приложении.


Наблюдения и экскурсии – это организованное, целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие детьми предметов и явлений окружающего мира. Они связаны с показом изменяющихся явлений. Их цель не только познакомить детей с предметом и явлением, но и научить замечать изменения в окружающей обстановке. В своей работе я планирую длительные наблюдения за цветами: от посадки до сбора семян. (Астра, календула.) А выгодное месторасположение детского сада позволяет без особых проблем организовать экскурсии на луг, поле, водоем, опушку леса в любое время года. В учебно-тематический план мною включены такие экскурсии как:

Осенью – экскурсия в парк «Как растения готовятся к зиме»

Весной - «Весенняя экскурсия в лесопарк»

«Почему они так называются»

Летом – «Что в лесу вредно, я что полезно» (лекарственные и ядовитые растения).


Показ иллюстраций я использую тогда, когда нет возможности показать детям живое растение, а так же при знакомстве с многообразием сортов. Для воплощения этого приема в жизнь в группе имеются коллекции открыток с изображением цветов, паспорт группы с фотографиями растений уголка природы, методическое пособие «Цветы».

Иллюстративный материал необходимый для знакомства детей с цветами календаря имеется в приложении.

Любование – рассматривание цветов с удовольствием, восхищением. Созерцание родной природы, любование объектами реального мира, восприятие и сравнение многообразных форм художественного воплощения помогают педагогу активизировать процесс восприятия. Любование природой, развивает чувство прекрасного, а затем уже развивает желание сохранить эту красоту, преумножить ее.


Слушание музыкального произведения стимулирует удивление, возникающее у ребенка в процессе рассматривания растений. Музыка - прежде всего это язык чувств. Слушание музыкального произведения яркой эмоциональной окраски побуждает ребенка к сопереживанию, к размышлению об услышанном. Слушание музыкального произведения активизирует процесс любования, затрагивая туго натянутые тонкие струны детской души. «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности» /11/

Совместно с музыкальным руководителем был подобран репертуар для прослушивания. В него мы включили такие произведения классиков и современных композиторов. Например, как:

Поляков К. «Ночная музыка»,

Темнов П. «Семечки»,

Чайковский П. И. «Вальс цветов»,

Шопен Ф. «Ми – минор», «Цветы и бабочки».

А так же произведения, включенные в музыкальное приложение к программе А. И. Бурениной такие как:

«Танец цветов и бабочек»,

«Волшебный цветок»,

«Дети и природа»,

«Осенний парк».

В приложении можно найти список необходимых аудиокассет.


Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Игра - специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Особенно важное место занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательные содержания и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует (например, название и внешний вид цветка и т. п.) Решая умственную задачу в игре, ребенок упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации цветов по общим и отдельным признакам. Таким образом, дидактические игры не только способствуют закреплению и уточнению знаний, но и активизируют мыслительную деятельность детей. Широкое применение дидактические игры нашли в диагностике знаний детей. Мною разработаны, адаптированы и апробированы такие дидактические игра как:

«Составь букет»,

«Что где растет»,

«Лепестки»,

«Собери цветок»,

«Цветок заблудился»,

«Цветочный ковер»,

«Цветочное лото»,

«Семицветик»,

«Лабиринт здоровья».

Описание дидактических игр в приложении.


Праздники и развлечения на цветочную тематику являются своеобразным итогом деятельности детей. Во время проведения этих мероприятий дети пытаются выразить свои впечатления, свое отношение к ранее полученным знаниям о цветах. Они обнаруживают при этом не только знания песен, стихов связанных с цветами, но и выражают свой непосредственно проявляющийся восторг с захватившими их ранее впечатлениями. Таким выражением восторга станет проведение в нашей группе праздничного представления «Букет для мам», который будет посвящен Международному женскому дню. Дети исполнят песни: «Звездочки в саду», «Ромашковая кошка», «Букет для мам», «Отчего на голове не растут цветочки», «Кактус толстокожий»; прочитают стихи о цветах, порадуют своих мам и бабушек танцами и упражнениями с цветами. А так как знакомство с цветочным календарем заканчивается в марте, этот праздник станет своеобразным итогом моей работы с детьми за год.

В приложении находится подробный сценарий праздника.


Сотрудничество с семьей . Для достижения наиболее эффективных результатов необходимо тесное взаимодействие с семьей. Только при условии трехсторонней связи «ребенок – педагог – родитель» можно добиться устойчивого интереса к миру цветов. Для этого необходимо привлекать родителей к совместной деятельности через проведение:

организация консультаций «Цветы и ребенок», «Цветы в вашем доме»;

труд в цветнике: высадка цветочной рассады, прополка и полив цветов; праздничное развлечение «Праздник роз»;

организация выставок: «Красота цветов в изобразительном, народно-прикладном искусстве», «Цветочные шедевры из овощей»;

акции: «Берегите первоцветы!», «Мир похож на цветной луг!»;

поэтический вечер: «Цветы в поэзии и музыке».

Такая работа сближает всех: детей, родителей, педагогов и делает их одной большой дружной семьей, любящей цветы родного края.


Работа с коллегами. Всем нам необходимо прийти к осознанию того, что сохранить и улучшить природу, человек сможет, лишь улучшив, усовершенствовав себя. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Для этого необходима система непрерывного экологического образования: проведение педсоветов, консультаций, семинаров – практикумов, аукционов педагогических идей, открытых занятий внутри детского сода.

В нашем детском саду приоритетным направлением является экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Регулярно я провожу консультации для педагогов. Так в сентябре мною была проведена консультация «Обзор отечественных программ экологического образования и воспитания детей». В октябре я показала открытое занятие для педагогов детского сада «Экоигротека». В ноябре представила на «Аукцион педагогических идей» методическую разработку «Цветочный календарь», а так же познакомила коллег с рядом дидактических игр разработанных и апробированных мною по этой теме; в марте запланировано проведение семинара – практикума «Знаешь ли ты первоцветы?».


Таким образом, выше перечисленные формы, методы и приемы помогают мне в достижении поставленной цели и решении задач: развития стойкого интереса к цветам, как представителям растительного мира. Ведь именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.


Достигнутые результаты работы. Работа по знакомству детей с «Цветочным календарем» в течение 10 месяцев (начиная с апреля) уже дала определенный положительный результат. Но специально проведенная диагностика (март, август, декабрь) дала возможность более объективно, обстоятельно и точно зафиксировать результаты познавательной деятельности детей.

В современном понимании педагогическая диагностика – система методов и приемов, специально разработанных педагогических технологий, методик и тестовых заданий, позволяющих определить уровень развития ребенка - дошкольника, а так же диагностировать причины недостатков и находить пути улучшения качества воспитания и обучения в дошкольном учреждении.

К программе «Пермский край – мой родной край» А. М. Федотовой прилагаются диагностические задания и методики, которые стали основой моей диагностики. При разработке диагностических заданий и оценки полученных результатов я опиралась на критерии, разработанные А. М. Федотовой:


  • Полнота знаний – соотношение объема знаний ребенка и объема предлагаемого методической разработки.




  • Осознанность - степень осмысленности знаний и их применение в ситуации общения ребенка с окружающим миром.

  • Доказательность – умение аргументировать свои суждения, используя имеющиеся знания и опыт.




  • Глубина – умение устанавливать связи и зависимости. Определяется по характеру ответов на вопрос: «Почему?».


Зафиксированные результаты позволили провести сравнительный анализ, который дал четкое представление о том, как повлияла проведенная мной работа на экологические знания детей о цветах.

Проверка знаний проводится по специально разработанной диагностике с учетом психологических особенностей развития детей старшего дошкольного возраста. Диагностика предполагает обязательное использование наглядности (иллюстративный материал, дидактические игры, модель «Цветочного календаря»).

Диагностика предусматривает семь обязательных вопросов, которые оцениваются баллами (1 -3) и три вопроса, которые определяют глубину знаний, умение устанавливать связи и зависимости, закономерности, причинно-следственного характера. С вопросами к диагностике и ее результатами можно познакомиться в приложении.


Вывод-заключение. Реализация материала предлагаемого данной методической разработкой возможна как в утренний и вечерний отрезки времени, так и при организации кружковой работы.

Для тех, кого заинтересует эта разработка, я предлагаю, особое внимание обратить на отбор познавательного материала. Необходимо помнить, что знания выполняют разные функции: информативную, эмоциогенную и регуляторную. Непременным условием для формирования представлений то, что знания должны быть научными, адаптированными в соответствии с возрастами воспитанников, вызывать чувства у детей, активно способствовать выработке взглядов, оценок, реализоваться в их поведении.

Процесс знакомства детей с «Цветочным календарем» должен отличаться от обязательных занятий: ребенок должен прочувствовать саму атмосферу – непринужденность, необычность в обстановке, присутствии игровых персонажей, которые непременно что – то интересное рассказывают и показывают; большим наличием наглядного материала, чтением стихов, слушанием музыки, дидактическими играми так далее. Положительным моментом может послужить и приглашение гостей, родителей, чьи профессии связаны с цветоводством.

Не следует забывать основное и главное правило знакомства с «Цветочным календарем» - работа, если вы ее начали, должна проводиться системно и регулярно, только в этом случае педагог получит прогнозируемый результат.

Знания, полученные детьми, должны находить отражение в продуктивных видах деятельности и на музыкальных занятиях. Для этого необходимо тесное сотрудничество с музыкальным руководителем и руководителем по изобразительной деятельности.

Окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника, поэтому очень важно, чтобы те игры, пособия, модели, книги и так далее, которые будет использовать педагог, были доступны детям и находились в их свободном пользовании.

В заключении хочется сказать, что последовательная реализация данной методической разработки потребует от воспитателя творческого отношения и умения анализировать результаты своей работы с учетом уровня развития детей, условий социоприродного окружения детского сада и понимание родителями значимости экологического воспитания.

Потенциал ребенка в области интеллектуального и морального развития значительно выше, чем это принято считать. Между тем упущенные в дошкольном возрасте возможности впоследствии не восполняются или восполняются с трудом.





^ Фото автора

Учебно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с «Цветочным календарем»

П



М/ц

Тема и задачи

Форма работы

Взаимосвязь с семьёй

1.

А

П

Р

Е

Л

Ь



«Цветы»

Задачи: познакомить детей с «Цветочным календарем».

Расширять знания о многообразии флоры Пермского края.

Уточнить знания детей о классификации цветов.


«Душистый горошек – цветок апреля»

Задачи: познакомить детей с отличительной особенностью произрастания душистого горошка.

Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, закреплять умение соотносить цветы по типу.


«Первоцветы»

Задачи: воспитывать осознанно бережное отношение к первоцветам.

Познакомить с этимологией названия.


  1. Рассказ педагога о многообразии

Флоры.

  1. Знакомство с «Цветочным календарем»

  2. Д.игра «Составь букет»



1.Рассматривание иллюстративного материала.

  1. Слушание музыки «Вальс цветов» П.И.Чайковский./4/

  2. Чтение сказки И. Северянина «О душистом горошке».

4. Д.игра «Что где растет»


1. Проблемная беседа «Подснежники. Почему они так называются?»

Консультация «Цветочный календарь»


Проведение акции «Берегите первоцветы!»


2

М

А

Й


«Лилия – цветок мая»

Задачи: дать детям знания о цветке, почему он так называется.

Развивать эстетические чувства.


«Первоцветы»

Задачи: расширять знания о первоцветах. Воспитывать осознанно бережное отношение к ним.



  1. Любование цветущим растением.

  2. Слушание музыки «Танец цветов и бабочек» /1/

  3. Рассказ воспитателя «Лилия в легендах и стихах»


1.Чтение легенд, стихов о ландыше.

2. Интегрированное занятие «Приключение Медуницы»



Посадка цветочной рассады на клумбы.


«Весенняя экскурсия в лесопарк»

3.

И

Ю

Н

Ь

«Роза – цветок июня»

Задачи: обогащать знания детей о цветке. Развивать эстетические чувства, зрительное восприятие и логическое мышление.


«Ядоцветы»

Задачи: познакомить детей с ядовитыми растениями, с этимологией названия.


«Лекарственные цветы»

Задачи: познакомить детей с лекарственными растениями.

  1. Любование цветущим растением.

  2. Слушание музыки П. Темнова «Семечки»./2/

  3. Рассказ педагога «Роза – царица цветов»

  4. Д. игра «Цветок заблудился».




  1. Проблемная беседа «Лютик. Почему он так называется»



1.Рассказ воспитателя «Одуванчик – облачко на стебельке».


«Праздник роз».


Консультация «Где, как и когда можно собирать лекарственные растения»


4.

И

Ю

Л

Ь

«Кувшинка белая – цветок июля»

Задачи: расширять знания детей о цветке и ее видах, месте произрастания.

Развивать эстетические чувства.

Закреплять названия знакомых цветов.


«Ядоцветы»

Задачи: продолжать знакомство с ядовитыми цветами и их свойствами»


«Лекарственные цветы»

Задачи: дать знания о том, что одно и то же растение может быть как ядовитым, так и лекарственным.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.


«Цветы»

Задачи: показать многообразие цветущих растений в естественной среде. Учить сравнивать цветы на основе общих признаков.


1.Экскурсия на водоем.

2. Рассказ воспитателя «Кувшинка в легендах»

3. Д. игра «Цветочный ковер»

4. Слушание музыки Ф. Шопен «Ми-минор» /6/


  1. Рассказ воспитателя о чистотеле как о ядовитом растении.



1.Рассказ воспитателя о чистотеле как о лекарственном растении.

2.«Зверобой» - рассказ воспитателя.



  1. Целевая прогулка на луг.

  2. Проблемная беседа «Колокольчики мои, цветики степные…»

  3. Д. игра «Цветочное лото»




Привлекать родителей к сбору лекарственных растений


Консультация «Цветы и ребенок».

5

А

В

Г

У

С

Т

«Гладиолус – цветок августа»

Задачи: расширять знания детей о том, что цветок может быть как садовым, так и дикорастущим.

Закреплять знания детей о значении растения в жизни человека.

Развивать эстетические чувства.


«Ядоцветы»

Задачи: пополнять знания детей о ядоцветах.


«Лекарственные цветы»

Задачи: пополнять знания детей о лекарственных растениях и способах их использования.


«Цветы»

Задачи: развивать эстетические чувства. Продолжать знакомить детей с полевыми растениями и возникновением их названий.



  1. Любование цветущим растением.

  2. Слушание музыки «Соломенное лето». /3/

  3. Рассказ воспитателя о гладиолусе и его разновидностях.

  4. Д. игра «Значение растений»


.

  1. Рассказ воспитателя «Вороний глаз»

  2. «Пастушья сумка» - рассказ педагога.




  1. «Ромашка – лекарственная» - рассказ воспитателя.

  2. «Тысячелистник» - рассказ педагога.

  3. Итоговое занятие в виде игры-импровизации сказки «Колобок».




  1. Экскурсия в поле.

  2. Проблемная беседа «Василек. Почему они так называются».


Акция «Мир похож на цветной луг».


Привлекать родителей к участию в экскурсиях.

6

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

«Астра – цветок сентября»

Задачи: расширять знания детей о наступившем месяце и его цветке – символе. Развивать эстетические чувства.

1.Беседа «Астра – цветок сентября»

2. Любование цветущим растением.

3. Слушание музыкального произведении «Волшебный цветок»./5/

4. Д. игра «Семицветик»

Консультация «Цветы в вашем доме»

7

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь



«Календула – цветок октября»

Задачи: расширять знания детей о календуле. Развивать эстетические чувства.



  1. Любование цветущим на клумбе растением.

  2. Рассказ воспитателя о календуле.

  3. Рассматривание иллюстративного материала.

  4. Слушание музыки «Осенний парк»/5/

  5. Рассказ воспитателя о календуле как о лекарственном растении.

Выставка «Цветочные шедевры из овощей».

8

Н

О

Я

Б

Р

Ь

«Хризантем – цветок ноября»

Задачи: познакомить детей с отношением к цветку в разных странах.

Развивать зрительное восприятие и внимание, эстетические чувства.

  1. Любование цветущим растением.

  2. Слушание романса «Отцвели уж давно хризантемы в саду»

  3. Чтение легенд о хризантеме.

  4. Рассказ воспитателя «Хризантем на обеденном столе»

  5. Д. игра «Собери цветок».




9

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

«Рипсодопсис (декабрист) – цветок декабря»

Задачи: пополнять знания детей о семействе кактусовых.

Развитие эстетических чувств.

  1. Любование цветущим растением.

  2. Рассматривание иллюстративного материала.

  3. Слушание музыки «Дети и природа»/1/

  4. Рассказ педагога о семействе кактусовых.




Консультация «Цветы в вашем доме».

10

Я

Н

В

А

Р

Ь

«Гвоздика – цветок января»

Задачи: познакомить детей с цветком месяца и его местом в истории.

Закреплять знания о цветах, умение правильно их классифицировать.

Развивать эстетические чувства.

  1. Рассматривание иллюстративного материала.

  2. Беседа «Гвоздика – цветок января».

  3. Чтение легенд о гвоздике.

  4. Д. игра «Лепестки»




Выставка «Цветы в народно - прикладном, декоративном творчестве».

11

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

«Фиалка – цветок февраля»

Задачи: уточнять знания детей о разных видах фиалок, о том, как их название объясняется в легендах.

Прививать любовь к цветам.

  1. Любование цветущим растением.

  2. Слушание музыки Поляковой О. «Ночная музыка»/2/

  3. Рассказ воспитателя о многообразии видов фиалок.

  4. Проблемная беседа «Анютины глазки. Почему они так называются»




Поэтический вечер «Цветы в поэзии и музыке».

12

М

А

Р

Т

«Нарцисс – цветок марта»

Задачи: расширять знания детей о цветке. Развивать эстетические чувства.


«Первоцветы»

Задачи: воспитывать осознано бережное отношение к объектам растительного мира посредством становления у них процесса любования.


«Цветы»

Задачи: обобщить знания детей, создать праздничное настроение

  1. Любование живым цветком.

  2. Слушание музыки «Весенний танец»/4/

  3. Рассказ воспитателя «Нарцисс в легендах и стихах»




  1. Любование цветущей мать-и-мачехой.

  2. Рассказ воспитателя о нем с объяснением проблемного вопроса «Почему он так называется»



1. Праздничное развлечение «Букет для мам»



Праздничное развлечение «Букет для мам».


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт


Реклама:

Похожие:

«Знакомство детей старшего дошкольного возраста с «Цветочным календарем» iconТема «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русскими календарными праздниками»
Тема проекта: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русскими календарными праздниками»

«Знакомство детей старшего дошкольного возраста с «Цветочным календарем» iconМальцева Оксана Яковлевна автор Программы дополнительного образования «Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями народов Севера»
«Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями народов Севера»

«Знакомство детей старшего дошкольного возраста с «Цветочным календарем» iconПроект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Родничок родного края»
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

«Знакомство детей старшего дошкольного возраста с «Цветочным календарем» iconМк доу «Детский сад №254» компенсирующего вида «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»
«Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»

«Знакомство детей старшего дошкольного возраста с «Цветочным календарем» iconДля детей подготовительной к школе группе
Игровой проект для детей старшего дошкольного возраста: «Путешествия по островам»

«Знакомство детей старшего дошкольного возраста с «Цветочным календарем» iconКонспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме
Познакомить детей с историей возникновения города Орехово – Зуево; с гербом города

«Знакомство детей старшего дошкольного возраста с «Цветочным календарем» iconРазвитие речи в процессе формирования коммуникативно-речевых навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста

«Знакомство детей старшего дошкольного возраста с «Цветочным календарем» icon1. Значение музыкально- дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей
Авторская музыкально- дидактическая игра «В гости к Музыке» для детей старшего дошкольного возраста (6-7лет)

«Знакомство детей старшего дошкольного возраста с «Цветочным календарем» iconПедагог-психолог Центра образования №1619
Дидактические игры на развитие навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста

«Знакомство детей старшего дошкольного возраста с «Цветочным календарем» iconДокументы
1. /исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста.doc

Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
Документы


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
Документы