Международный детский творческий фестиваль «Апельсин» Особенности дневника школьника или Зачем учащимся дневник? Автор: Бахова Анастасия, 13 лет, ученица 7-го класса Кодесникова Наталия Викторовна,



Скачать 222.51 Kb.
НазваниеМеждународный детский творческий фестиваль «Апельсин» Особенности дневника школьника или Зачем учащимся дневник? Автор: Бахова Анастасия, 13 лет, ученица 7-го класса Кодесникова Наталия Викторовна,
Дата14.03.2013
Размер222.51 Kb.
ТипДокументы
источник


Международный детский творческий фестиваль «Апельсин»


Особенности дневника школьника или Зачем учащимся дневник?


Автор: Бахова Анастасия, 13 лет, ученица 7-го класса

Руководитель: Кодесникова Наталия Викторовна,

учитель музыки и изобразительного искусства


МБОУ Чулымская средняя общеобразовательная школа

пос. Чистое Поле Балахтинского района Красноярского края


2013 год


Школьный дневник – живая история,

хранящая память о людях, эпохе, - это

целый мир…


Введение

Наверное, каждый знает, что такое школьный дневник. Во все времена он был одним из обязательных атрибутов школьника. Одни его скрывают от родителей во избежание порки за плохие оценки, некоторые скрывают его от учителей под предлогом «извините - опять забыл его дома» во избежание всё той же порки от родителей. Большинство же, не уповая ни на первое, ни на второе, пользуются им ежедневно.

Именно поэтому школьный дневник заинтересовал нас. Работа на избранную тему является актуальной в связи с тем, что школьный дневник во все времена являлся и является одним из обязательных атрибутов школьника.

Однако проблема заключается в том, что современные школьные дневники по своей сути больше напоминают записные книжки или ежедневники. Ученики пишут в нем цветными ручками или фломастерами (хотя это по правилам не разрешается), украшают наклейками или рисунками. Да и отношение к нему уже не такое.

Предварительный анализ проблемы позволил сформулировать гипотезу, которой является предположение о том, что, изменение внешнего вида школьного дневника привело к ослаблению отношения к нему как к документу школьника.

Материалы по данной теме встречаются в сети Интернет, но только в качестве описания исторических сведений, в также приведены иллюстрации из дневников, что говорит о недостаточной разработанности проблемы. В данной работе сделано сравнение дневников двух основных периодов и приведены рекомендации по восстановлению статуса дневника как документа школьника.

^ Основная часть

Цель работы заключается в том, чтобы изучить и описать историю и особенности школьного дневника и его значение в жизни школьников.

Объектом исследования в нашей работе является дневник школьника, а предметом – его история и записи в школьных дневниках.

Для достижения этой цели в соответствии с объектом и предметом исследования нами были выдвинуты следующие задачи:

  1. Дать определение школьного дневника и описать историю его появления и развития.

  2. Сравнить внешний вид и содержание школьных дневников разных лет.

  3. Изучить записи в дневниках современных школьников.

  4. Провести анкетирование для выяснения ответа на вопрос «Зачем нужен школьный дневник?».

  5. Составить рекомендации по ведению школьного дневника.

Для раскрытия теоретических аспектов темы мы использовали материал из энциклопедий, словарей и справочников на печатной основе и ресурсы сети Интернет.

Новизна работы заключается в том, что на основе проведенного исследования разработаны рекомендации для школьников по ведению дневника, что должно повысить его роль как школьного документа для каждого обучающегося.

^ Практическая значимость нашей работы обосновывается тем, что собранный нами материал можно использовать для проведения классных часов, а также в оформлении одного из стендов школьного музея.

Мы использовали такие методы как: анализ литературы, сопоставление и обобщение данных, сравнительный анализ, анкетирование, включённое наблюдение, работа с рисунками и иллюстрациями.

^ Понятие школьном дневнике и его история

Определение школьного дневника

Для каждого школьника на протяжении всего периода обучения дневник – это важный документ, который он с гордостью предъявляет, получая хорошие оценки, и старается припрятать, если в нем появились нелестные замечания.

Для решения первой задачи мы посчитали необходимым определить значение слов «дневник» и «школьный дневник» сравнив и проанализировав определения из разных источников.

В словаре С.И. Ожегова говорится о том, что дневник – это «ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успеваемости и поведении».

Немного иначе говорится в Википедии, в которой школьный дневник или дневник школьника определяется как «основной документ школьника на время обучения. Дневник выполняет функции журнала регистрации оценок, средства общения школы и родителей, а также показателя успеваемости учащегося».

Там же говорится, что «…в России нет закона или нормативно-правовых актов федерального уровня, обязывающего учащегося вести школьный дневник. Данное требование (вместе с требованиями к ведению дневника учителями, классными руководителями, родителями и администрацией школы) обычно закрепляется в местных школьных нормативно-правовых актах».

В универсальном словаре по русскому языку говорится, что «дневник – ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успеваемости и поведении». Это определение полностью совпадает с определением в словаре С.И. Ожегова.

Нередко наши прилежание и успехи прямо связаны с тем, всё ли правильно мы записали в графе «домашнее задание», все ли школьные предметы упомянули в расписании на следующий день. Можно даже узнать по дневнику, аккуратные ли мы, какой у нас почерк, как ведём себя на уроках.

Откуда к нам пришло это слово? Это буквальный перевод французского journal - «ежедневный». По принципу использования и способам занесения информации школьный дневник можно сравнить с еженедельником. Ответственность за его обязательное и аккуратное ведение несет сам ученик.

^ История школьного дневника

Об истории школьного дневника мы нашли совсем немного информации.

Вот как об этом говорится на одном из сайтов в сети Интернет. «В 1930-1934 годах по всей стране было введено всеобщее обязательное четырехлетнее начальное, а в городах и рабочих поселках - семилетнее обучение. В 1932 году стала создаваться десятилетняя средняя школа. Кроме этого в системе народного образования и в работе учебных заведений в результате реформы 1930-1934-х годов произошли и другие заметные изменения. Среди изменений – начало обучения детей с 7-летнего возраста, утверждение пятибалльной системы оценки знаний учащихся. В этот период были разработаны и введены новые учебные планы, программы, учебники по каждому предмету, и, главное, введен важный школьный документ – дневник».

По данным сайта «Из истории школьного дневника» традиция вести дневник уходит своими корнями в самое начало XX века. В этот период дневники печатались только в самых известных типографиях, которым было доверено издание всей учебной литературы. Все варианты делились по школам. Так, для церковно-приходских и земских школ свой вариант (самый простой). Для духовных семинарий, гимназий и училищ – другой вариант.

Так и в наши дни все дневники делятся на дневники: для начальной школы, для средней школы, для старших классов.

«В царской России обложка у дневника была кожаной, цена 15 копеек за экземпляр независимо от других факторов. Во всех дневниках имелось так называемое наполнение рекламой.  1-2 страницы – гербы и флаги всех государств. 3-4 страницы «Памятный листок», который отражал: рост, вес, объем талии, номер очков, размер галош, любимый писатель. 5 страница – график дежурства по классу и по молитве. 6-7 страница – календарь:  памятные даты на текущий год. Месяцы в таком дневнике были прописаны по гражданскому и церковному календарю. Самыми интересными страницами дневника для учеников были страницы, посвященные императорскому дому. В них были прописаны все родственники правящей семьи: царь, супруга, дети, внуки, тети, дяди, братья, сестры. Учебный год делился на четверти, результаты которых были промежуточными и отражались в аттестационном листке на последних страницах. Там же выводились и годовые результаты».

Интересные страницы дореволюционного дневника. Мы узнали, что в таком дневнике медицинская страница описывала случаи оказания первой помощи при насморке. Аптечная страница содержала описание всех препаратов, обязательно имевшихся в каждой школьной аптечке. Было указано его название, от чего применять и каким способом. На странице изоляции уточнялись сроки карантина при разных заболеваниях. Так, например, можно было прочитать, что «продолжительность срока разобщения учащихся после скарлатины – 12-14 дней. После кори — 15 дней. После краснухи — 16 дней. После свинки — 22 дня и т.д. После оспы учащиеся допускаются в школу, когда отпадут корки. Примечание: Желательно, чтобы больные получили 2-3 тепловатых ванны (28 градусов)». На страницах запретов было четко прописано, до какого времени можно быть на катке, в каком платье приходить в школу, какие места занимать в театре, запрет на ношение и хранение холодного оружия. «Форменное платье должно быть опрятно и просто. Никакие украшения, как то: банты, обилие складок не допускаются. Ученицам запрещается посещение ресторанов, клубов, маскарадов, костюмированных, семейных и танцевальных вечеров в каких бы то ни было собраниях для взрослых. Прогулки и отлучки учениц дозволяются с 15 августа по 15-е апреля до 8-ми часов вечера, в остальную часть учебного времени – до 10 часов. Пребывание на катках – до 10 часов вечера. Ученицам запрещается собираться  и ходить на улицах группами. Ученицы обязаны занимать в театре места, означенные в билетах, за исключением первых трех рядов. Проникать за кулисы, занимать места на галерке или в оркестре, посещать буфет ученицам запрещается. Ученицам запрещается ношение при себе и хранение кинжалов, финских ножей, револьверов, пистолетов».

Родители обязаны были регулярно проверять такой дневник и расписываться в нём, тем самым извещая учителя о владении данной информацией. Надо отметить, что подобные приёмы используют учителя и в наше время.

В настоящее время представители старшего поколения утверждают, что у них отношение к школьному дневнику было совсем иное, чем у нынешних учеников. Он действительно воспринимался как документ. В нем не было лишних записей, которые бы не отражали сути учебного процесса, и уж тем более картинок. А сейчас дневник напоминает записную книжку с яркими деталями, дополнительной информацией. Любой ученик пытается его индивидуализировать.

Проведём сравнение по поводу того, какими были дневники во времена наших родителей, и что они представляют собой в настоящее время.

^ Сравнительная характеристика дневников нашего времени и 1980-1990-х гг.

Везде говорится о том, что дневник является школьным документом учащегося, и ведение его обязательно. Изложение нижеследующего текста решает вторую задачу нашей работы.

Каким же был дневник в годы Советского периода нашей истории? Обложка дневника была из картона сероватого, грязно-желтого или бледно-фиолетового цветов.

Сегодняшним школьникам уже трудно представить дневники без толстых глянцевых корочек, на которых изображены яркие картинки в виде машин, зверей, актеров, музыкантов, героев мультфильмов, и разных непонятных существ.

Именно поэтому теперь обложку можно назвать информативной в психологическом плане. Во-первых, глядя на нее, практически безошибочно можно определить, кому принадлежит дневник – мальчику или девочке. Во-вторых, по рисунку можно судить о возрасте владельца. И самое интересное, что сюжет, изображенный на обложке, может рассказать о характере ученика и иногда о его увлечениях.



Стоит отметить, что классические белые дневники продолжают выпускать, но и они значительно изменились. Их обложка изготавливается из плотного мелованного картона, который дольше сохраняет внешний вид и не ворсится. А внутренний блок делается из высококачественной бумаги повышенной белизны. Многие производители отмечают, что плотность страниц уже много лет не опускается ниже 65 г/м2.

В старых дневниках на первой странице помещались «Указания по ведению дневника». В современных дневниках первая страница – это титульный лист, на котором указываются «Личные данные ученика», начиная с фамилии, имени и отчества и заканчивая группой крови. Бывают страницы, где размещены права учащихся.



Далее следуют страницы: предметы и ФИО преподавателей, расписание уроков, расписание факультативных занятий, расписание внеклассных и внешкольных занятий.





После этого и в старых дневниках, и в современных следуют знакомые страницы, разделенные на дни недели, где записывается расписание и домашние задания, и выставляются текущие оценки.



Меньше всего изменения коснулись «сетки» расписаний. До сих пор разворот традиционно разделяется на шесть дней недели, а каждый из них – на несколько уроков. Однако теперь для разлиновки практически не применяется черный цвет, гораздо чаще используются яркие тона: красный, синий, зеленый. При этом она не обязательно одноцветная, иногда производители «раскрашивают» её в два тона. По своим очертаниям «сетка» стала более округлой, сгладились углы и появились дополнительные украшения. Все это, на наш взгляд, делает дневник менее «официальным» и более персонализированным. Количество линеек для названий уроков увеличилось до 7-8-ми, а графа «Что задано» изменила своё название на «Домашнее задание».

Мы узнали, что, оказывается, многие до сих пор представляют себе схему недели в том виде, в каком дни её были расположены в школьном дневнике. То есть, понедельник, вторник, среда – одним столбцом, четверг, пятница, суббота – другим, воскресенье – в уме.

В конце дневника шли страницы: замечания классного руководителя, трудовая практика и общественно полезный труд, сведения об успеваемости, поведении и прилежании ученика. Все четко, строго, лаконично – документ есть документ. В настоящее время эти смысл этих страниц сохранился, но изменилось название. Они стали называться немного «мягче».





В конце современных дневников в дополнение к традиционным страницам идут справочные материалы, шпаргалки по различным предметам, таблицы, схемы (от 4 до 10 страниц), а также некоторые другие страницы в зависимости от производителя.



На одном из сайтов мы прочитали, что «…до 2010 года в Москве планируется ввести электронный школьный дневник. Посещаемость, текущие оценки, результаты контрольных и лабораторных работ – все это ученики и их родители смогут увидеть на специальном сайте в Интернете. Там же будет размещаться информация о ежедневном домашнем задании. У каждого преподавателя, а также у родителей и учеников будет свой личный пароль для входа в систему. Причем родителям будут доступны сведения только об их ребенке. При желании всю эту информацию родители смогут получать в виде sms на свои мобильные телефоны».

Там же говорится о том, что «необычный эксперимент прошел в школе № 81 Ростова-на-Дону: здесь ввели sms-дневники, и ежедневно вся информация о поведении и успеваемости учеников поступала на мобильные телефоны родителей. В результате за 7 месяцев эксперимента в школе повысилась успеваемость и улучшилась дисциплина! «Родители в восторге, дети в замешательстве», – так охарактеризовали сложившуюся ситуацию в школьной администрации: за нововведение высказались практически все папы и мамы, хотя каждый пятый школьник активно возражал против дополнительного контроля со стороны взрослых». 

^ Записи школьника или о чём может рассказать школьный дневник

Каждый день в каждой школе нашей необъятной родины кто-то с содроганием достает школьный дневник из портфе­ля и, опустив глаза долу, несет учите­лю для замечания или для очередной двойки.

Замечания учителей чаще всего выглядят комично, а иногда «рабо­тают» против учителя. Например, "Разговаривал на русском языке!”

Ниже мы приводим примеры замечаний из дневников 80-х годов, которые мы нашли в качестве иллюстраций и для сравнения в сети Интернет.





О чем может рассказать современный дневник школьника? Если посмотреть на обложки дневников, то можно увидеть, разные картинки. Если, например, изображены мягкие игрушки или куклы, дневник, скорее всего, принадлежит девчонке лет 10–12-ти. Машинки и старинные замки? Значит, владелец – ученик не старше 6-го класса.

Интересно, что если все девочки в 6-х классах выбирают обложки с изображением принцесс, то к 9-му классу среди них происходит очевидное расслоение. Половина продолжает пребывать в романтическом настроении, а вторая половина предпочитает картинки, на которых появляются изображения поп-звёзд. Ученик, увлекающийся, биологией, как правило, выбирает обложку с изображением животных. О многом может поведать и почерк в дневниках. Графологам давно известно: округлые буквы обычно выводят люди добрые, а заостренные – натуры резкие, экспрессивные. Любимые предметы обычно выписываются полностью, а остальные – кое-как. А объединяет многие дневники то, что в начале учебного года дети стараются заполнять их аккуратно, а ближе к концу года они часто выглядят очень неопрятно.

Для того чтобы понять, о чём может рассказать дневник современного школьника, мы решили изучить содержание записей школьных дневников учащихся 4-го и 7-го классов.



По записям в этом дневнике понятно, что его хозяйке нужно было сказать классному руководителю о чьём-то согласии на что-то и ещё где-то найти нравственность. Интересно то, что в среду у этой школьницы было целых восемь (!!!) уроков, хотя по общешкольному расписанию только шесть.



По записям в этих дневниках можно узнать о том, что планировалось родительское собрание в 15.00 часов и о том, что нужно принести 300 рублей (по второму дневнику стало понятно, что это на подарки).



Классный руководитель (она же по совместительству учитель русского языка) не смогла «пройти мимо» орфографической ошибки и написала проверочное слово к орфограмме.



Автор это фразы до конца не понимает разницу между биографией и географией.



В дневнике можно увидеть решение финансовых вопросов. А также то, что можно ещё принести в школу кроме тетрадей и денег.





Анализ школьных дневников показал, что у старшеклассников в настоящее время очень редко встречаются замечания, сделанные учителем. Если они и присутствуют, то повторяют записи учителей 20-50-летней давности о том, что ученик периодически бывает не готов к уроку… и о том, что ему надо исправить две «двойки».



Зато записи, сделанные самими школьниками, звучат несколько оптимистичнее.





С восторгом констатируется факт о том, что по физике сдана тема по плану.



Планируемый на декабрь 2012 года конец света также нашёл своё отражение в дневнике одной из семиклассниц.



. Интересное домашнее задание по технологии и том, что нужно принести какое-то заявление кому-то на что-то… А также наличие седьмых уроков, когда в день у семиклассников не больше 6-ти уроков.



Авторы фраз, представленных ниже пишут о том, что вязать всё-таки надо не ей, а Татьяне Александровне. Судя по всему учителю по технологии. А также дневники свидетельствуют о том, с каким нетерпением ученики ждут своего учителя по русскому языку и литературе и классного руководителя…



По следующим фразам можно узнать, что 22 октября у подружки Любы день рождения… И о том, что в одну из пятниц школьница не училась, потому что уезжала, а вечером у неё был осенний бал.



Фразы на страницах ниже говорят о том, что семиклассница активная участница муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по искусству и обществознанию.



А также играет в волейбол в тот день, когда у её папы день рождения.



Страницы дневников многих семиклассников говорят о том, что физика у них пользуется особым спросом.





Записи в дневниках учащихся 4-х классов отличаются большим разнообразием. Но большая часть из них сделана рукой и ручкой учителя.



Судя по этим записям, в 4-ом классе в декабре два дня работала другая учительница, которую зовут Мария Ивановна.



А здесь почему-то в 12.00 часов должна была быть ёлка для родителей…



В некоторых дневниках можно встретить не только записи с замечаниями, но и с похвальными словами.



Это сообщение адресовано мамам учащихся, под которым обязательно должна стоять подпись, что они об этом знают. Фраза «Быть обязательно» может свидетельствовать о том, что родителей становится всё труднее завлечь в школу.

В дневнике одного из четвероклассников мы прочитали, что ему нужно «принести еду». Эта фраза вызвала у нас недоумение, пока в дневниках его одноклассников мы не нашли другие фразы по этому поводу… Скан-копии из трёх дневников, представленные ниже, говорят о том, как разные дети по-разному понимают одну и ту же информацию и соответственно также доносят её дома.







Хозяйка этого дневника фиксирует результаты своей успеваемости не только привычными пятибалльными отметками.



В дневниках учащихся начальной школы мы встречали даже такие записи…



Хозяину следующего дневника было даже лень написать полные названия учебных предметов «чтение» и «технология», и это сделал за него учитель.



^ Результаты анкетирования среди школьников и взрослых

А что, собственно, думают о дневниках сами де­ти? Чтобы это выяснить, мы провели анкетирование. Анкета включала в себя 7 вопросов: Чем для вас является школьный дневник? Зачем школьнику дневник? Какие интересные истории связаны с вашими дневниками? Храните ли вы свои дневники? Что изображено на обложке вашего дневника и почему вы купили именно его? Какие ассоциации возникают у вас при слове дневник? Если бы вам предложили усовершенствовать школьный дневник, то каким бы он был?

На вопрос «Чем является для вас школьный дневник?» Мы получили довольно разные ответы. Учащиеся отвечали «записной книжкой, куда записываю домашние задания», «книжкой для записей и напоминаний», «радостью», «тетрадкой для записи домашних заданий», «памятью о предыдущем классе», «документом».

Дневник нашим школьникам нужен для того, Конечно, дневник нужен, потому что в него удобно записывать домашние зада­ния, объявления. Об этом говорят все, но на вопрос, «зачем школьнику дневник?», многие ответили, чтобы «записывать уроки, домашние задания и выставлять отметки», «родители видели отметки», «знать какой день и какое число», «записывать напоминания и их выполнять».

У школьников не было никаких историй, связанных с дневниками, кроме как, один из опрошенных терял свой дневник, другой случайно намочил водой, а у третьего – младший брат разрисовал, а потом порвал дневник. Половина опрошенных школьников сохранили свои дневники с 1-го класса.

На дневниках наших учащихся в основном изображены красивые девочки и феи и машины. Есть дневники, где на обложке изображены футболисты, цветы, рыбки, собачки, герб РФ. Дневники с перечисленными изображениями на обложках покупали, потому что они понравились, а один дневник был куплен, потому что других не было.

При слове «дневник» у некоторых школьников представляется образ самого дневника, у некоторых – хорошие и плохие отметки. Свои дневники учащиеся хотели бы усовершенствовать до маленьких размеров, чтобы они были электронными, чтобы обложка была чисто белой, без рисунка, чтобы в конце были страницы для заметок.

После анкетирования школьников, мы решили выяснить, что думаю о дневниках взрослые, которые давно закончили обучение в школе и не обязательно являются родителями нынешних школьников. Вместо вопроса «Что изображено на обложке вашего дневника и почему вы купили именно его?» у взрослых мы спрашивали «Как выглядел ваш дневник?»

Все опрошенные взрослые считают, что дневник – это непременно средство связи между учителями и родителями школьников. Они же считают, что дневник нужен для записи домашних заданий, расписания уроков, чтобы по выставленным отметкам видеть результаты своего труда.

Из интересных и необычных историй, связанных с дневником отметили, что однажды одноклассник потерял свой дневник в конце II-ой четверти. Переписав у друга дневник, начиная с 1-го сентября, тут же нашёл свой потерянный. Ещё одна история связана с тем, что школьнице, которая неплохо училась, поставили в дневник «двойку». Испугавшись наказания, она, подойдя к дому, спрятала дневник временно на улице и благополучно про это забыла. Испортилась погода, дневник вымок под дождём, и его потрепало ветром. А в итоге родители всё равно этот дневник нашли, но наказания не последовало.

Из всех опрошенных взрослых только половина сохранили свои дневники со школьных лет. Дневники у них были без ярких картинок на обложке и без справочных материалов.

При слове «дневник» у взрослых возникают ассоциации, связанные с днями недели, которые разделены на две половины (как в дневнике).

И, наконец, взрослые хотели бы, чтобы дневники были с неизменной структурой, но более строгими, без ярких красок и излишеств.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, нашла своё подтверждение о том, что отношение к школьному дневнику как к документу изменилось в связи с изменением внешнего вида этого документа.

В целом результаты нашего исследования, а в частности результаты анкетирования показали, что дневник — это не просто реестр оценок и заданий. В дружных семьях это почти семейная реликвия. Дневники хранят в память об обучении в школе. И подтверждением этому служат стихи Е. Нестеровой и А.А. Карелина:

Сегодня я нашла случайно среди альбомов, карт и книг

Сюда положенный нечаянно мой ученический дневник.

Его обложка пожелтела, и надпись стерлась кое-где.

Но я с трудом прочесть сумела: седьмая школа… 5-й Д…

Листаю… Каждая страница – не просто запись, а рассказ.

Здесь детства моего частицы, здесь каждый день и час.

И в первый раз обидно стало, что детство с ленточкой в косе

Так незаметно убежало, и убежало насовсем!

* * *

Старый школьный дневник, -  вереница страниц,

Промелькнувших нечаянным очерком, -

Из далёкого крик… Память – в строгости лиц,

Что стоят за учительским росчерком.

От урока – урок… На затёртых листах

Здесь – параграф, там – упражнение.

И во всём есть свой прок, И всему есть свой срок,

И на всё – своё продолжение.

Извини, педагог, Что сегодня «на ты»

Я вторгаюсь в познанья обитель…

Да простится мне слог: Все земные цветы

Для тебя, милый, добрый учитель!

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, стоит отметить, что из дневника родители узнают, чем был наполнен школьный день и как проявил себя их ребенок. Систематическое наблюдение за дневником помогает родителям подметить сильные и слабые стороны школьников, поддержать интерес к учебному предмету или помочь, если ребенок не успевает. В дневнике отражается и поведение школьника. Родители могут видеть, насколько ребенок прилежен, дисциплинирован, каково его отношение к учителям, товарищам, школе. Если же родители невнимательны к дневнику, этот важный документ теряет смысл. Всё больше в последнее время дневник превращается в записную книжку или блокнот, не выполняет своей главной функции.

Но если мы исходим из того, что дневник – это документ, то вид и содержание у него должны быть соответствующими.

Вот какие правила мы нашли в журнале «Справочник классного руководителя». «Дневник является школьным документом. Ведение дневника обязательно для учащихся со 2 по 11 класс. Для заметок учителей и классного руководителя в конце дневника выделена страница. Учитель, оценив ответ учащегося, выставляет оценку в классный журнал и одновременно вписывает ее в дневник и заверяет своей подписью. Обязанности учащегося. Ученик заполняет лицевую сторону обложки, вписывает названия предметов, фамилии, имена и отчества преподавателей, расписание уроков, факультативных занятий, внеклассных и внешкольных мероприятий. Ученик ежедневно записывает домашнее задание в графы того дня, на которые они заданы, в период школьных каникул – план внеклассных и внешкольных мероприятий. Учащийся следит за состоянием дневника, своевременно, аккуратно заполняет свой дневник и предъявляет дневник по первому требованию учителя и классного руководителя» [9].

Мы предложили учащимся 7-9-х классов разработать свои правила по ведению и заполнению школьных дневников. Вот какие рекомендации в результате этого получились:

  1. Заполняйте дневник своевременно и аккуратно.

  2. На дневнике должна быть обложка.

  3. Заполняйте дневник согласно общешкольному расписанию.

  4. Делайте корректные сокращения учебных предметов.

  5. Своевременно подавайте дневник учителю и классному руководителю.

  6. Не стоит вырывать страницы, пользоваться штрихом, лезвием или стирающими текст ручками.

  7. Не делайте в дневниках посторонних записей.

  8. Не прячьте дневник от родителей и не забывайте его дома.

  9. Помните, по тому, как заполнен ваш дневник, складывается мнение о вас, как о личности.

  10. Научитесь гордиться своим дневником. Сохраните его для потомков.


Заключение

На основе полученных данных и проведённых экспериментальным путём опытов можно сделать следующие выводы:

1. Школьный дневник является документом школьника и издавна имеет свою историю появления и развития.

2. Некоторые фразы, замечания и предложения в школьных дневниках могут быть понятны только его хозяину, так как, делая собственные записи, автор формулирует их понятными для себя.

3. В ходе работы удалось подтвердить гипотезу о том, что в связи с изменением внешнего вида школьного дневника и некоторых элементов его внутреннего оформления понизился статус дневника как документа школьника.

Полученные результаты и выводы позволили наметить дальнейшие шаги по развитию нашей темы:

1. Каждая вещь имеет свою историю, и мы решили сохранить свои дневники, чтобы кто-то заинтересовался ими как мы, смог посмотреть на них и узнать о нас и наших дневниках много интересного.

2. Провести серию классных часов с рекомендациями по ведению школьных дневников.

3. Рассмотреть вопрос о контролировании ведения школьных дневников каждым учащимся школы органами ученического самоуправления.


Список источников информации и иллюстраций:


Литература:

  1. Волина В. Этимологический словарь русского языка. М.: Просвещение, 1996.

  2. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. М.: Просвещение, 1982.

  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов/Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 20-е изд., стереотип. М.: «Русский язык», 1989. – 750 с.

  4. Павловская А.В. Образование в России: история и традиции. М.: Олма-Пресс, 2003. С. 384

  5. Требования к ведению школьного дневника//Справочник классного руководителя, №1, 2010

  6. Универсальный словарь по русскому языку. – СПб.: ИГ «Весь», 2009. – 1184 с.

  7. Хомутовская Н.М. Школьный дневник: зачем он?//Директор школы, №5, 2009.


Сайты в Интернете:

  1. 1 сентября – День знаний: откуда взялись школьные слова – http://www.wmos.ru/blog/govorim/?category=34

  2. Дневник школьника: зачем он? – http://soch3-neft.ucoz.ru/index/dnevnik_shkolnika_zachem_on/0-88

  3. Из истории школьного дневника – http://jili-bili.ru

  4. История школьных принадлежностей – http://muzei.uni-dubna.ru/shkprinadl.htm

  5. Школьный дневник (значения) – http://ru.wikipedia.org/wiki/


Иллюстрации:

  1. Школьный дневник - http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BA&lr=65&noreask=1&source=wiz

  2. Сканированные копии дневник учащихся 4-го и 7-го классов.



Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru