Международный творческий фестиваль «Апельсин» Над проектом работала Красовская Татьяна, 15 лет моу «сош№5 города Ершова Саратовской области» icon

Международный творческий фестиваль «Апельсин» Над проектом работала Красовская Татьяна, 15 лет моу «сош№5 города Ершова Саратовской области»

Реклама:



Скачать 164.32 Kb.
НазваниеМеждународный творческий фестиваль «Апельсин» Над проектом работала Красовская Татьяна, 15 лет моу «сош№5 города Ершова Саратовской области»
Дата19.06.2013
Размер164.32 Kb.
ТипЛитература
источник



Международный творческий фестиваль «Апельсин»





Над проектом работала

Красовская Татьяна , 15 лет

МОУ «СОШ№5 города Ершова

Саратовской области»

РОССИЯ


Руководитель проекта: учитель химии высшей категории Тихонова Е.А.


2012

г. Ершов


Оглавление





Оглавление 2

Введение 2

1.Теоретическая часть. 3

2.Экспериментальная часть 11

Секрет 1. Качественный анализ школьных мелков. 13

Секрет 2. Количественный анализ школьных мелков 14

Секрет 3. Оптимальное содержание компонентов. 14

Секрет 4. Непачкающие мелки. 15

Секрет 5. Цветные мелки. 15

Вывод 16

Литература 17



Введение



Качество школьного мела это проблема любого учебного заведения. Наша школа не является исключением. Я решила выяснить причину того, отчего школьный мел, то сыпется, то оставляет чуть заметный след, а чаще царапает доску.

Перед собой поставила следующие задачи:

  1. Узнать подробный состав школьного мела.

  2. Производители мела в торговых сетях нашего города и в нашей школе.

  3. Процесс производства школьного мела.

  4. Влияние школьного мела на здоровье.

  5. Экспериментальным путем выяснить оптимальный состав школьного мела.

  6. Научиться и изготовить школьный мел:

    • Белый;

    • Цветной;

    • Непачкающий мелок.



  1. ^

    Теоретическая часть.



Сбор информации начали с самого доступного на сегодня способа. Я обратилась к Internet. В поисковой системе rambler поставили вопросы, и была предоставлена информация.
    1. ^

      Геологическая порода мел, «писчий мел»



На запрос «писчий мел» пришла информация из которой мы узнали, что такое название носит карбонатная порода( разновидность известняка ) почти полностью сложенная кальцитом.

«Накопления белого писчего мела являются специфической особенностью позднемеловой эпохи и встречаются почти во всех ярусах верхнего мела. В составе мела различают три основных форменных элемента кальцитового состава как биогенного, так и аутогенного происхождения. Органические остатки слагают обычно большую часть породы (до 75 %). В главной массе они представлены скелетными оболочками планктонных водорослей-кокколитофоридов, а также фораминифер (иногда до 40 %). Размер скелетных остатков составляет 5-10 мкм. Переменное, но иногда существенное значение (10-90%) имеет порошкообразный кальцит с частицами размером 0,5-2 мкм. Меньшее развитие принадлежит более крупным (5-10 % мкм.) хорошо ограниченным кристаллам кальцита. Встречаются раковины иноцерамов (местами до 13 –20 %), остатки криноидей, морских ежей, кораллов. В незначительном количестве, обычно до 5, реже до 10-12 % присутствуют политоморфные некарбонатные примеси, в основном терригенного, реже аутогенного происхождения: кварц, полевые шпаты, глинистые минералы (глауконит, каолинит, гидрослюда, монтмориллонит), опал, халцедон, пирит и др. Местами встречаются конкрекции кремня. Процентное содержание в меле карбонатов характеризует его качества, определяет технологию производства и пригодности меловой продукции для различных отраслей народного хозяйства. Изучению минералогического состава и текстурно-структурных составляющих посвящено много работ.

По химическому составу меловые породы более однородны на месторождении и отличаются по основным составляющим элементам в незначительных пределах.

Карбонатная часть мела состоит из трех групп компонентов: органических остатков (растительные, животные); кристалликов кальция с четко выраженными гранями; порошкового кальцита.

Органические остатки - это основная составляющая мела и состоит из планктонов, кокколитофорид, фораминифер и др. Кокколитофориды- это одноклеточные известковые водоросли, от которых в теле сохранились кокколиты и рабдолиты. Последние в меле встречаются очень редко.

Кокколиты самой различной плоской формы и размеров, в пределах 2-5 мкм, есть во всех известковых отложениях мелового периода Днепровско-Донецкой впадины, чаще в виде плоских пластинок, блюдец, выпуклых дисков, иногда попарно соединенных перемычкой. Рабдолиты имеют вытянутую форму: форму трубочек, стерженьков, столбиков или палочек иногда с диском или раструбом на конце. Их содержание достигает 50 %. Порошковый кальцит - одна из составных частей мела и мергелей, его содержание в некоторых меловых породах достигает 60 %.

Некарбонатная часть чаще всего в меле представлена кварцем, полевыми шпатами, опалом, халцедоном и др. Содержание некарбонатных пород невелико, но они значительно усложняют технологию получения высококачественного мелового порошка».

На территории нашей области имеются подобные месторождения в Озинском, Хвалынском и Вольском районах Саратовской области.

Кроме того, мы познакомились с объявлением о продаже двух месторождений, содержащих писчий мел, в нашей области. В объявлении дается подробное описание местности, способа залегания породы, возможного способа добычи.

«Имеется лицензия на право разведки месторождения расположенного в ^ Хвалынском районе Саратовской области с последующей добычей мела сроком до 2022 года, и лицензия на геологическое изучение с последующей добычей мела на месторождении в Озинском районе Саратовской области до 2027 года.

По качеству мел соответствует ОСТу 21-27-26 и относится к классу «А». Полезное ископаемое может применяться для производства строительной извести, что подтверждено результатами технологических испытаний.

Территориальная комиссия по запасам при Главном управлении природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Саратовской области утвердила запасы месторождения и поставила их на баланс ООО в следующих объемах:
- по категории А – 359,32 тыс.т;
- по категории В – 557,54 тыс.т;
- по категории С – 3029,94 тыс.т;
всего по категориям А+В+С – 3946,8 тыс.т
Согласно результатам испытаний проведенным Аккредитованной испытательной лабораторией мел соответствует ГОСТ – 8267-93, ГОСТ 8269.0, ГОСТ 3344, ГОСТ 30108 (с содержанием СаСО3 до 97,6%)».

Саратовское правительство разработало инвестиционный проект по разработке мелового месторождения «Сосновая Маза», запасы сырья в котором дадут возможность работать заводу в течение 40 лет.
    1. ^

      Узнала о главных потребителях мела:



«Карбонат кальция (мел) в современной мировой индустрии является широко используемым материалом. Развитие отраслей резинотехнической и электротехнической, полимерной, лакокрасочной и др. промышленностей требует увеличения выпуска качественных наполнителей, к которым в первую очередь относится мел. Ежегодное потребление природного мела в кусковом, дробленом и измельченном виде в развитых странах превышает 150 млн.т. В США и Канаде ежегодно производится свыше 7,5 млн. т. молотого мела и более 15 млн. т. в Европе.

Мел как широко доступный наполнитель приобретает исключительно большое значение для многих производств. Отличительная особенность этого природного материала связана с тем, что он легко добывается и перерабатывается при относительно небольших затратах. Добыча и переработка мела не вызывает серьезных экологических нарушений. Запасы мела практически неограниченны во многих Европейских странах, странах бывшего СНГ и в России.Помимо традиционных потребителей мела за последние годы появились новые потребители, такие как целлюлозно-бумажная промышленность, где вместо каолина начали применять высокодисперсный мел. Также мел начали применять для раскисления кислых почв, было доказано, что его активность на 30 % выше, чем у известковой муки».

Следующий запрос мы сформулировали «письменные принадлежности», ознакомил нас с разнообразными принадлежностями применяемыми для письма по доске и ткани.

1) ^ Грифельные карандаши с натуральным или агломерированным грифелем.
2) Натуральные мелки в виде палочек, получаемые в результате распиливания и разрезания.
3) ^ Искусственные мелки, обычно изготавливаемые на основе сульфата кальция и карбоната кальция, иногда с добавлением подкрашивающего вещества.
4) Угольки для рисования, получаемые путем обугливания древесины бересклета.
5) ^ Цветные карандаши и пастели, как правило, производимые из смеси мела или глины, подкрашивающего вещества, шеллака или воска, спирта и скипидара.
6) Карандаши и цветные карандаши с грифелями в твердой оболочке.
7) Грифели карандашей (например, черные грифели, состоящие из смеси графита и глины; цветные грифели, состоящие из окисей металлов или других минеральных пигментов в сочетании с глиной, мелом или воском; химические или копировальные грифели, состоящие из глины, покрашенной таким веществом, как анилин или фуксин.
8) ^ Литографические карандаши, в основу которых положена ламповая сажа, воск, мыло, жиры.
9) "Керамические" карандаши с основой из стекловидных красителей, жиров, кокосового масла, воска и т.д.
10) Мелки для портных, состоящие из стеатита.

11) Бильярдный мел – специальная абразивная субстанция, спрессованная в форме кубика стандартного размера и используемая для намеливания наклейки кия с целью увеличить ее трение о поверхность битка при нанесении удара. Мел бывает самых разных цветов. Это ничего не значит. Характеристики мела разных цветов в пределах одной марки обычно одинаковы (если только на коробке специально не указано обратное). Разные цвета мелу нужны из эстетических соображений и еще затем чтобы пачкать сукно невидимым образом. Сукно пачкается всегда, поэтому синий и зеленый мел идет на синее и зеленое сукно, красный и коричневый мел - на красное и коричневое сукно, белый мел почти не встречается - он заметен на любом сукне.
Из этой информации мы для себя отметили, что в состав школьного мела входят мел и гипс, а в качестве красителей используют окиси металлов или другие минеральные пигменты или же анилин и фуксин.
    1. ^

      Следующий и последний запрос «карбонат кальция, гипс»



Карбонат кальция CaCO3 в природе распространен в форме минералов известняка или мрамора. Он является основой кальцита, мела, кораллов, яичной скорлупы, раковин морских животных. Доломит — смешанный карбонат кальция и магния. Карбонат кальция используют для приготовления цемента и бетона. Цемент готовят прокаливанием тонкой смеси карбоната кальция (известняк, мел или мергель) с силикатом (глина, сланец) или доменным шлаком. Если цемент смешать с песком и гравием или щебнем и добавить воды до получения пластичной массы, то образуется бетон. Этот материал твердеет и в отсутствие углекислого газа.

Карбонат кальция нерастворим в чистой воде, но растворяется в воде, насыщенной углекислым газом, так как при этом образуется растворимая кислая соль Ca(HCO3)2. При кипячении раствора происходит выделение углекислого газа, и нерастворимый карбонат кальция выпадает в осадок. Этими реакциями объясняется образование накипи при использовании жесткой воды в чайниках, отопительных системах или бойлерах. Аналогичные реакции происходят в природе, приводя к образованию карстовых промоин в известняке и росту сталактитов и сталагмитов. Жесткая вода содержит бикарбонат или сульфат кальция и (или) магния. При стирке и кипячении в жесткой воде на мыле образуется осадок, блокируя способность мыла к удалению грязи. 

^ Сульфат кальция CaSO4 существует в природе в виде минерала ангидрита. Дигидрат CaSO4· 2H2O является важным промышленным минералом, известным под названиями гипс, алебастр, селенит и шелковистый шпат. Гипс добавляют в цемент для уменьшения скорости схватывания, его используют для изготовления пишущих мелков, сельскохозяйственной побелки, в качестве наполнителя красок, полировального порошка и для глянцевания бумаги. При 165–200 °C гипс теряет 75% гидратной воды и образует штукатурный гипс. При увлажнении происходит поглощение воды и схватывание массы. Поскольку при затвердевании гипс слегка расширяется, он воспроизводит все тонкие детали любого объекта, на который нанесен, образуя слепок, и поэтому широко используется в изготовлении скульптур, хирургических и зубных слепков, производстве штукатурки и стеновых покрытий. Гипс, прокаленный до полного удаления гидратной воды, используется как высокотвердый поделочный материал. Специально приготовленный безводный сульфат кальция применяется для осушки газов и органических жидкостей, причем он легко регенерируется при нагревании.
    1. ^

      Производители школьного мела



Самый старый в России завод по производству мела находится в Белгороде. В окрестностях этого города мел, как горную породу, добывают и поныне. Собственно и название города произошло от слова «белый» - именно из белгородских карьеров мел и по сей день вагонами развозится по всем предприятиям, изготавливающим мел поштучно.
В России сегодня довольно много предприятий, производящих мел. Основные производители:«Алгем», «Вакарис», «Пегас», «Квартет-1». Самой «старой» фирме («Алгему») одиннадцать лет, самой «молодой»- «Квартету») два года.

В торговых точках города цветной мел произведенный ООО «Пегас», белый мел кусочками на «Мелзаводе» города Хвалынска Саратовской области. В нашей школе тоже хвалынский мел.
«Алгем» был первой на рынке фирмой, которая стала лить мел. При этом фирма запатентовала состав мела и его квадратную форму. Литой белый мел абсолютно безопасен для здоровья, так как его связующим является гипс в очень малых количествах. Несмотря на патент, именно с этим составом и в этой форме мел делают и все остальные производители.
Самой дорогой частью любого производства, как известно, является изготовление пресс-формы.

Как правило, заказ на изготовление пресс-форм размещают на специальных заводах. Железная «болванка» обходится производителям до 400 долларов в зависимости от размера. С ее помощью изготавливается матрица для производства мела - резиновая (полиуретановая) емкость с ячейками в форме вытянутого куба. Ее стоимость колеблется от 100 до 200 долларов в зависимости от размера. Таких матриц на производстве нужно много, при этом из строя они выходят раз в два года. Все российские матрицы - горизонтальные, на западе чаще применяют вертикальную заливку. Кроме того, за рубежом распространен способ заливки в огромные кубы - после высыхания такой куб мела режется на части по сухому лазером или фрезой, затем мелки оборачивают в бумагу.
В смесителе порошок мела тщательно перемешивается с гипсом (белый мел), а также с красителями (цветной). От качества порошка напрямую зависит качество мела - в частности, в нем не должно быть твердых частиц гипса или песка, которые потом царапают доску при письме. Полученный порошок ссыпается в бочку, где вручную разводится водой.
Смесь заливается в матрицы и остается там на некоторое время - вода постепенно испаряется, происходит химическая реакция связывания молекулярной структуры мела и гипса. Затем матрицу переворачивают на решетчатый специальный поддон и «снимают» ее с мелков. После этого матрицы моют в специальном мыльном растворе - сырые мелки будут легче от нее отставать. Поддон ставят в сушильный шкаф, выдерживают там мел определенное время, затем готовые мелки поступают в цех упаковки. Упаковка производится вручную.
У каждого красителя есть свои особенности, которые он переносит на приготовление мела. Например, красный пенит и разрыхляет, голубой, наоборот, сжимает и мелок кажется твердым. Эту специфику учитывают производители.
У хороших производителей процент брака невелик. Расколовшиеся при снятии матрицы мелки сразу убираются работником. Пересушенные или недосушенные мелки, как правило, отбирают упаковщицы, так как именно через их руки проходит весь мел, производимый сегодня в России. Недосушенный мел возвращается на досушку, пересушенный в принципе является отходом производства.
Градация мела по твердости мягкости была разработана на «Алгеме». Хотя конкуренты рассказывают, что возникла она случайно, в результате технологической ошибки производственников. Ведь твердым мел становится в двух случаях - от пересушки или от перебора гипса. Как бы то ни было, но градация в народе прижилась, и сегодня уже сложно представить себе, что когда-то весь мел был одинаков. Ведь действительно на асфальте удобнее и практичнее использовать твердый мел, который дольше служит владельцу, а на досках, на ткани или на мебели - мягкий или средне мягкий. Только мягкий мел подходит для письма по старым школьным доскам, которые еще называют «линолиумными». Для современных досок подходит любой мел.
Упаковывается мел в «Наборы цветных мелков» в картонных коробочках, в большие коробки складывается белый мел для продаж россыпью (штучный мел).


^

2.Экспериментальная часть




2.1.Социологический опрос



Для социологического опроса учителей школы №5 были предложены следующие вопросы.

Анкета

1.Устраивает ли вас качество мела?

А) ДА

Б) Нет

2.Если не устраивает, то, что именно?

3.Имеете ли вы, какие ни будь отрицательные

последствия, которые оказывает ежедневная работа с мелом?

а) на кожу рук:

1.сушит

2.аллергическая реакция

3.другое

4.нет последствий

б) на дыхательную систему:

1.кашель

2.проявления астмы

3.другое

4.нет последствий

Нами было опрошено 30 преподавателей нашей школы и получены следующие результаты, которые мы предлагаем вам в виде диаграммы

Диаграмма 1.


^

2.2. Действие мела на организм человека



Чтобы выявить действие мела на организм человека, я проконсультиролась с врачом - терапевтом Ершовской ЦРБ Тасановой Р.С. ^ Мнение специалиста. «Мел, поступающий в наши школы, должен соответствовать ГОСТу 72, поэтому содержать вредных веществ не должен. Действие его на организм обусловлено индивидуальными особенностями каждого человека. Как и любая пыль, меловая пыль накапливается в дыхательных путях, вызывая раздражения. Отсюда могут быть такие симптомы, как: кашель, першение в горле, чихание. Пострадать может и сверхчувствительная кожа. Руки могут чесаться, кожа сохнуть. У людей с пониженным содержанием железа может наблюдаться «странное» гастрономическое пристрастие, например, поедание мела. Такой феномен часто наблюдается у беременных женщин и детей.

Рекомендации:

Для уменьшения отрицательных последствий, которые появляются при постоянном контактен с мелом, рекомендуем учителям города:

- во время работы чаще мыть руки со смягчающим туалетным мылом ( «Глицериновое», «Ланолиновое», «Вазелиновое», «Молочное»);

  • после каждой учебной смены смазывать руки увлажняющим кремом для рук;

  • стирать мел с доски только влажной тряпкой;

  • промывать тряпку как можно чаще;

  • использовать мел только хорошего качества.
^

2.3. Качественный и количественный состав школьного мела, изготовление формованного мелка



Следующие этапы моей работы

  1. Качественный анализ школьных мелков.

  2. Количественный анализ школьных мелков.

  3. Изготовление белого формованного мелка.

  4. Изготовление цветного формованного мелка.

Желающих мне помочь было немало.

Секрет 1. Качественный анализ школьных мелков.


Наличие в составе мелка карбоната кальция подтвердила двумя способами:

  • с помощью кислоты, выделяющийся газ вызывает помутнение известковой воды.

СаСО3 + 2HCl → CaCl2 + CO2 + H2O

  • При прокаливании карбоната кальция, образуется его оксид, при растворении которого в воде образуется гидроксид кальция. В присутствии фенолфталеина это была очень красивая реакция.

СаСО3 → CaO + H2O

CaO + H2O → Са(ОН)2


Присутствие гипса в качестве связующего можно доказать проведением микроскопической реакции.

Чтобы доказать, что в качестве связующего материала при изготовлении имеющихся в классе мелков, применялся гипс (сульфат кальция) провели качественный анализ.

Для этого кусочек мела растирается в ступке и полученный порошок взбалтывается в стакане с дистиллированной водой. После этого производится фильтрование. Капля фильтрата рассматривается под микроскопом. В процессе высыхания капли растут кристаллики гипса, если он входит в состав мелка. Они имеют форму характерных иголочек и игольчатых друз.

Секрет 2. Количественный анализ школьных мелков


Количественное определение карбоната провели с использованием компьютерной программы.

1. Взвесили кусочки мела.

2. Поместили их в одно колено сосуда Ландольда, в другое колено налили избыток 20-%ной соляной кислоты.

3. Сжали гофр. Отметили на дисплее компьютера остаточный объем. 4. Закрыли зажим, привели в соприкосновение соляную кислоту с мелом,

поворачивая сосуд Ландольда, одновременно отпустили зажим. На экране компьютера возникла кривая, показывающая процесс выделения углекислого газа во времени.

  1. Отметили объем выделившегося углекислого газа в соответствии произвели расчет содержания СаСО3 в школьном мелке.

По результатам эксперимента выяснилось, что формованный школьный мелок на 41% состоит карбоната кальция и на 59 % из гипса.

Секрет 3. Оптимальное содержание компонентов.


Изготовление белого формованного мелка.

  1. Взвешивали 4,0 г порошка мела и 6,0 г порошка гипса.

  2. Смесь этих веществ небольшими порциями растирали в ступке и добавляли к ней из бюретки немного воды, до образования массы консистенции густой сметаны.

  3. Мелок формуется с помощью шприца.

  4. Затем его оставляли сушиться до следующего занятия.

Но получившийся мелок плохо пишет. Поэтому нам пришлось искать оптимальный вариант состава с массовой долей гипса 50, 40, 30, 20, 15, 10 %.

Путем проб и ошибок определа, что оптимальная композиция содержит 20-30% гипса и 80 - 70% мела. Если в мелке содержится менее 20% гипса, то при написании он сильно крошится и рассыпается, если более 30%, то мелок начинает царапать доску.

^ Секрет 4. Непачкающие мелки.


Этот секрет передо мной раскрыл Internet. Я нашла сообщения:

  • Школьный мелок перестанет пачкать руки, если его покрыть тонким слоем конторского (силикатного) клея. После этого мел перестанет пачкать руки, а писать будет по-прежнему хорошо.

  • Чтобы мелок не пачкал руки, достаточно окунуть его на несколько секунд в разбавленное в 2—3 раза молоко.

  • Покрыть мелок водным раствором ПВА

Мне оставалось только воспользоваться советом. После эксперимента для меня более приемлемым оказался вариант с силикатным клеем. Мелок, покрытый ПВА царапал доску

^ Секрет 5. Цветные мелки.


Запрос в Internet дал ответ:

«В качестве красителя можно использовать гуашевые краски, химические вещества ализарин, FeCl3, KCNS, флюоресцены».

Но при введении в состав мелка гуаши, он становился жестким, оказывается, что в состав гуаши кроме красителя входят пленкообразователи (клеевая основа) и бактерицидные вещества. Окрашенные таким образом мелки царапали доску, видимо мы плохо их очистили от клеевой основы.

Я пробовала использовать природные красители: сок свеклы, оксид железа(III), он же сурик, порошок малахита, но мелки, окрашенные, таким способом не были яркими и к тому же были не очень прочными. Неудачной оказалась попытка использования грифелей цветных карандашей. Известно, что цветные грифели, состоят из окисей металлов или других минеральных пигментов в сочетании с глиной, мелом или воском; химические или копировальные грифели, состоят из глины, покрашенной таким веществом, как анилин или фуксин. Мы не смогли освободиться от добавок.

На помощь пришел приближающийся праздник Святой Пасхи, на прилавках магазинов появились многочисленные красители для яиц, и я их опробовала. В результате эксперимента, оказалось, что красный краситель в наборе имеет в своем составе кислоту, при его добавлении смесь вспенилась. Общеизвестная истина, что желтый плюс зеленый не совсем подтвердилась. В целом результаты были удовлетворительными.

Не забыли и яркий краситель бриллиантовый зеленый, спиртовой раствор которого имеется у каждого в аптечке, результат нас порадовал.

Данная работа была проведена и с учащимися 9-х классов, при прохождении элективного курса «Химия вокруг нас»

Вывод



Проект подошел к завершению. Чему же я научилась?

  • Научилась планировать работу, предвидеть результат;

  • Научилась осуществлять поиск информации в системе Internet;

  • Работая с информацией, научилась выбирать главное, существенное, прямо или косвенно относящееся к теме;

  • Взвешивать на электронных весах;

  • Познакомилась с качественным и количественным анализом;

  • Аккуратно и тщательно выполнять эксперимент




Литература




1.Большая серия знаний (химия),Соврем.педагогика,Москва,2002г.

2.Химия. Новое учебное пособие, Издательство Феникс, Ростов на Дону,2004г.

3.Энциклопедия юного химика, Москва.2002

4.Я познаю мир (химия), «Издательство АСТ» Москва,1999г.

5. Оржековский П.А., Титов Н.А., Костенчук И.А. Организация творческого сотрудничества учащихся на практических занятиях. Химия в школе, 1995, N1

6. http://www.jiganoff.ru/objects/5.htm

7. http://www.newchemistry.ru/printletter.php?n_id=5935

8. http://potomy.ru/school/542.html


Добавить документ в свой блог или на сайт


Реклама:

Похожие:

Международный творческий фестиваль «Апельсин» Над проектом работала Красовская Татьяна, 15 лет моу «сош№5 города Ершова Саратовской области» iconМеждународный детский творческий Фестиваль «Апельсин» 2012 Ремпель Анна, 17 лет, мкоу «Новоозерская сош»

Международный творческий фестиваль «Апельсин» Над проектом работала Красовская Татьяна, 15 лет моу «сош№5 города Ершова Саратовской области» iconМеждународный детский творческий Фестиваль «Апельсин» 2012 Поэзия (от 7 до 9 лет)

Международный творческий фестиваль «Апельсин» Над проектом работала Красовская Татьяна, 15 лет моу «сош№5 города Ершова Саратовской области» iconМеждународный детский творческий Фестиваль «Апельсин» 2012 Поэзия (от 7 до 9 лет)

Международный творческий фестиваль «Апельсин» Над проектом работала Красовская Татьяна, 15 лет моу «сош№5 города Ершова Саратовской области» iconМеждународный детский творческий Фестиваль «Апельсин» 2012 Поэзия (от 7 до 9 лет)

Международный творческий фестиваль «Апельсин» Над проектом работала Красовская Татьяна, 15 лет моу «сош№5 города Ершова Саратовской области» iconМеждународный детский творческий Фестиваль «Апельсин» 2012 Поэзия (от 7 до 9 лет)

Международный творческий фестиваль «Апельсин» Над проектом работала Красовская Татьяна, 15 лет моу «сош№5 города Ершова Саратовской области» iconМеждународный детский творческий Фестиваль «Апельсин» 2012 Поэзия (от 7 до 9 лет)

Международный творческий фестиваль «Апельсин» Над проектом работала Красовская Татьяна, 15 лет моу «сош№5 города Ершова Саратовской области» iconМеждународный детский творческий Фестиваль «Апельсин» 2012 Поэзия (от 7 до 9 лет)

Международный творческий фестиваль «Апельсин» Над проектом работала Красовская Татьяна, 15 лет моу «сош№5 города Ершова Саратовской области» iconМеждународный детский творческий Фестиваль «Апельсин» 2012 Поэзия (от 7 до 9 лет)

Международный творческий фестиваль «Апельсин» Над проектом работала Красовская Татьяна, 15 лет моу «сош№5 города Ершова Саратовской области» iconМеждународный детский творческий Фестиваль «Апельсин» 2012 Поэзия (от 7 до 9 лет)

Международный творческий фестиваль «Апельсин» Над проектом работала Красовская Татьяна, 15 лет моу «сош№5 города Ершова Саратовской области» iconМеждународный детский творческий Фестиваль «Апельсин» 2012 Поэзия (от 7 до 9 лет)

Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
Документы


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
Документы