Программа развития воспитательной



НазваниеПрограмма развития воспитательной
Дата09.03.2013
Размер95.4 Kb.
ТипПрограмма
источник

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ
Современная школа осуществляет свою деятельность в сложившихся социально — экономических условиях, в обществе с кризисом политики, экономики, социальной сферы и общественного сознания, В этих условиях борьбы за своё собственное существование школа сегодня призвана оставаться для детей РОДНЫМ домом, второй семьёй, в которой не только дают образование, но и создаются условия для формирования, развития и реализации личности. Но ребёнку необходимо не только дать знания, но и как можно лучше подготовить к самостоятельной жизни.
В основу воспитательной системы ШКОЛЫ положена программа воспитания школьников «Я - гражданин России». Принимая эту программу, мы исходили из конкретных возможностей нашей школы. Проанализировали психологическую готовность к этой работе педагогов и учащихся, материальное и методическое обеспечение.
Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это вопросы не только философские, социальные, экономические, но и чисто педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне « гражданин — государство» и « человек — общество». Формируя гражданина, мы прежде всего должны видеть в нём человека.. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения — это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно — нравственного и правового долга.
Главное в программе «Я- гражданин России» - системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить социально- исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Программа включает в себя 6 направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России и представляет воспитателю большую свободу творчества.
^ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ СТРОИТСЯ НА
ПРИНЦИПАХ:


*ориентация на общечеловеческие ценности ( человек, добро, красота, отечество, семья, культура, знания, труд, мир.) как основу здоровой жизни;
*ориентация на социально-ценностные отношения ( способность педагога обнаруживать за событиями, действиями, словами, поступками, предметами человеческого отношения);
*субъективности (содействие педагога развитию способностей ребёнка быть субъектом собственного поведения, а в итоге и жизни);
В качестве основных направлений ^ СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОИ РАБОТЫ определены:
*организация интересной, содержательной внеурочной деятельности;
* обеспечение нравственного, духовного, интеллектуального, культурного развития личности;
*организация работы по патриотическому и гражданскому воспитанию;
*развитие творческих способностей и творческой инициативы детей и взрослых;
*развитие ученического самоуправления;
*развитие коллективной творческой деятельности;
*организация работы по предупреждению и профилактике асоциального поведения учащихся;
* организация работы с одарёнными детьми;
*приобщение учащихся к здоровому образу жизни.
Важнейшим компонентом воспитательной системы является педагогически обоснованная цель. Исходя из сформулированных идей и принципов, цель воспитательной системы школы — личность, способная строить жизнь, достойную человека.
Данная цель носит общий характер. Целевое пространство достаточно широко, чтобы в него вошли самые разные личности. Цель приобретает реальный характер, когда разбивается на ряд конкретных задач. Для того чтобы задачи были обоснованными и вошли в целевое пространство, необходимо смоделировать личность выпускника школы как конечный продукт воспитательной деятельности школы. Итак, выпускник школы должен обладать такими качествами:
*патриотизм, гражданственность;
*нравственность, духовность;
*креативность, творчество;
*здоровый образ жизни;
*интеллектуальное развитие;
*саморазвитие.
Исходя из этого, ВОСПЯТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ставятся следующим образом:


*от воспитания любви к родному дому, школе, отчему краю к формированию гражданского самопознания, ответственности за судьбу Родины;
*формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение и присвоение этих ценностей;
*развитие творческих способностей, предоставление возможностей реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявление и поддержка нестандартности, индивидуальности;
*формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей;
*формирование целостной и научно обоснованной картины мира, развитие познавательных способностей;
*стремление формировать свою среду, свои действия по эстетическим, этическим и культурным критериям, воспитание чувственной сферы, чуткости и видение прекрасного;
*формирование самосознания, становление активной жизненной позиции , формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире.
Воспитание, будучи частью процесса социализации, приобретает сегодня исключительное значение для формирования личности. Воспитание, как процесс педагогически управляемый, призвано помочь личности не быть поглощённой в море социальных влияний ( зачастую негативных), найти в мире себя, своё лицо, своё отношение с миром, людьми и самим собой.
Воспитание осуществляется через организацию жизнедеятельности ребёнка.


ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ самые разнообразные:
*воспитание в процессе обучения;
*внеучебная деятельность:
а/ внутриклассная;
б/ межклассная;
в/ участие в работе творческих объединений;
г/ внеклассная;
д/ внешкольная;
е/ массовая, общешкольная;
ж/ работа с семьёй и общественностью;
з/ работа по месту жительства.
Эти формы осуществляются в виде различного рода творческих дел, воспитательных мероприятий. Прежде всего это система школьных традиций. Традиции формируют дух школы, определяют её лицо, являются объединяющим началом для детей и педагогов.

Традиции являются ключевыми делами школы и проводятся, как правило, по методике КТД.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СТОРОНА воспитательного процесса строится по принципу:

*сохранения и отработки всех удачных, состоявшихся, эффективных моментов;

*учёта и анализа неудачного опыта, внесения корректив;

*поиска нового или варьирование уже знакомого, хорошо известного.

Таким образом, в практику воспитательной работы школы вошли самые разнообразные творческие дела, отвечающие требованиям и интересам детей и педагогов.

Управление воспитательной системой носит диалоговый характер, и главной управленческой проблемой становятся отношения.

Важнейшей задачей руководителя является привлечение к общественной управленческой деятельности возможно большего числа людей ( педагогов, родителей, детей), стимулирование максимальной самомотивации, самоконтроля.

Эффективное управление воспитательным процессом характеризуется:

*системосообразностью,

*адаптивным характером,

*гибкостью.

В жизни школьной воспитательной системы большое значение имеет проблема лидерства. Именно лидер — яркая человеческая индивидуальность — способен проявить инициативу, взять на себя ответственность, показать образец деятельности, Через лидеров реализуется управленческий механизм. В связи с этим, встаёт ещё одна важная проблема — проблема самоуправления.

Именно органы школьного самоуправления призваны решить одну из главных задач управления воспитанием — привлечение к общественной управленческой деятельности детского коллектива, учащихся. Участвуя в этих органах, дети получают личный опыт реального управления, непосредственного участия в планировании, проектировании, организации воспитательного процесса, приобретают опыт общения и практических действий. В школе эти задачи решают органы школьного самоуправления: «Совет лидеров», технология коллективного планирования творческих дел, клуб старшеклассников «Я — гражданин России».

Процесс развития воспитательной системы неоднозначен, но суть его одна — движение к целостному саморегулирующему воспитывающему организму. Воспитательная система Александровской СОШ живёт и развивается дальше.

^ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА

Методическая работа школы, связанная с воспитательным процессом,

осуществляется через:

*Научно методический совет;

*МО классных руководителей и воспитателей;

*Совет классных руководителей

*Творческие и инициативные группы;

*Секции классных руководителей: 1-4 классов, 5-7 классов, 8-11 классов.

Одной из основных задач методической службы является включение в процесс внутриклассного управления непосредственно участников педагогического процесса — классного руководителя.


^ ОСНОВНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ЯВЛЯЮТСЯ:

а/ информационно-методическое (семинары, педсоветы, конференции и т.п.)

б/практико—ориентированное ( открытые мероприятия , работа с молодыми кадрами, изучение и обобщение опыта);

в/ научно методическое (психолого-педагогические эксперименты, аналитико-диагностическая деятельность, работа творческих групп и т,д.)

г/конструктивно-методическое (знакомство педагогов с нормативными документами, методические рекомендации, создание методического банка, изучение различных тенденций в становлении и развитии воспитательной системы);

д/ личностно ориентированное (снятие дезадаптивного состояния педагогов и учащихся, регулирование межличностных отношений, психокоррекционная работа).

^ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

а/индивидуальная (с молодыми кадрами, систематизация и обобщение опыта, самообразование педагогов);

б/массовая ( тренинги, практикумы, семинары, деловые игры, организационно—деятельные игры);

в/групповая (оказание методической помощи МО классных руководителей руководителям творческих групп, органам ученического самоуправления).


^ УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ

Современное управление — это целенаправленное взаимодействие сторон, каждая из которых выступает в роди субъекта, и в роли объекта.

Управление воспитательной системой носит диалоговый характер, и главной управляющей проблемой становятся отношения. Сегодня источник власти не в должности, а в человеческой поддержке. Важнейшей задачей руководителя является привлечение к общественной управленческой деятельности возможно большего числа людей (педагогов, детей), стимулирование максимальной самомотивации, самоконтроля.

^ ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ САМОКОНТРОЛЕМ

ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ:

*системообразностью (соответствие природе и характеру воспитательной системы);

*адаптированным характером (приспосабливается определенным образом к системе и наоборот);

*гибкостью (управленческие действия соответствуют обстоятельствам и ориентированы в первую очередь на людей, а не на планы).

^ КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНИНА-ПАТРИОТА СВОЕЙ РОДИНЫ

Активность участия человека в процессах общественной практики исходит из уровня необходимых для осуществления жизнедеятельности в современных условиях личностных качеств:

1 .Владение передовыми научными, экономическими, правовыми, политическими, информационными знаниями, составляющими мировоззрение в качестве системы взглядов на мир и способов взаимодействия человека с природой и социальной реальностью и обуславливающими основные жизненные позиции, убеждения, идеалы, принципы познания и практической деятельности, ценностные ориентации.

2.Умение творчески пользоваться полученными знаниями в индивидуальной и коллективной жизнедеятельности в условиях рынка, информатизации.

З.Твёрдые позиции поведения, поступков, взаимоотношений с людьми и обществом в целом, основанные на действующих законах.

4.Вьисокая духовность и нравственность, восходящие к патриотизму, совпадению личных интересов с интересами общества и государства.

5. Профессиональная инициативность, предприимчивость, творческая. активность, направленная на улучшение жизни.

6.Широта и богатство культурного кругозора.

7.Осознаяное ведение здорового образа жизни, сохранение и укрепление своего здоровья.

С позиций современных экономических, политических и социально- культурных условий нашего села и стратегии их развития общую модель гражданина-патриота отражают определяющие его характеристики.

1 .МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ- представляющие собой систему взглядов на мир, а также способы взаимодействия с природой нашего края и социальной реальностью в нём. Обусловливают основные жизненные позиции гражданина-патриота, их убеждения, идеалы, принципы познания и практической деятельности, ценностные ориентации.

2. ПРОФЕССИОАЛЬНЫЕ- основанные на представлениях и понятиях об экономическом и культурном потенциале родного края, страны.

З.ГРАЖДАНСКО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ - выраженные в обладании демократической правовой культурой, устойчивом знании Конституции РФ, прав и норм поведения в обществе, законопослушности.

4.НАЦИОНАЛЪНО - КУЛЬТУРНЫЕ - выраженные в знании своей национальной культуры, её самобытных и благотворных традиций, лежащих в основе возрождения традиций нашего села.

5 ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫЕ - определяющие экономические и социальные отношения, единые, общие ценности. Эти качества способствуют развитию единства коренных интересов и ценностей гражданина общества и государства, укрепляющего патриотизм.

б.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ — направленные на сохранение и восстановление природы родного края. Экологическая культура гражданина — патриота опирается на осознанные взаимоотношения с миром сообразно его естеству.

7.ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ — проявляющиеся в сознательном поддержании и совершенствовании каждым человеком своего физического и психического здоровья, ведением здорового и глубоко гуманного образа жизни.

Приведенные характеристики концентрируются в основных качествах гражданина-патриота.

Гражданин-патриот:

-обладает развитым психическим и физическим здоровьем, умеет его поддерживать на уровне, обеспечивающим осуществление активной жизненной позиции;

-имеет культурный кругозор и широту мышления, являющиеся устойчивой основой профессионального и личностного непрерывного саморазвития;

-имеет профессиональное образование, полученное в соответствии с личными интересами;

-проявляет патриотизм, высокую нравственность в семье, обществе, трудовом коллективе;

-способен активно оберегать природу, участвует в восстановлении экосвязей.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru