Тема урока: Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века Цель урока



Скачать 48.15 Kb.
НазваниеТема урока: Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века Цель урока
Дата19.03.2013
Размер48.15 Kb.
ТипУрок
источник

Тема урока: Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века


Цель урока: 1. Проследить традиции поэзии XIX в поэзии XX века

2. Формировать навыки выразительного чтения

3. Эстетическое воспитание учащихся путем ознакомления с

произведениями искусства


Оборудование урока: портреты А.А.Блока, С.А.Есенина, А.А.Ахматовой, Н.М. Рубцова; репродукции картин русских пейзажистов, рисунки- иллюстрации учеников.


Методические приёмы: рассказ учителя, выразительное чтение, анализ стихотворений


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Постановка проблемного вопроса по формулированию темы урока.

Сегодня мы с вами окунёмся в мир искусства, мир образов и красок, возвратимся к теме изображения родной природы в русской литературе и живописи. Попробуем увидеть, как это делает поэзия XX века. Но прежде, чем познакомиться с творчеством поэтов и художников давайте вспомним литературные термины, с которыми будем работать на протяжении урока.

Выполним небольшой тест



  1. Определи, какие жанры являются эпическими

Стихотворение, повесть, басня, рассказ, поэма, роман, песня.


  1. Чем отличаются эпические произведения от лирических?

А) тематикой

Б) образностью

В) стихотворной формой

Г) ритмом


  1. Соотнесите термин с его определением





Эпитет


Средство художественного выражения, основанное на преувеличении


Олицетворение


Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему.

Гипербола


Изображение неживых предметов в виде живых существ




4.Картина природы в художественном произведении- это:

А) портрет

Б) пейзаж

В) описание

Г) повествование


  1. Найди лишние фамилии

Васнецов В.М., Тютчев Ф.И., Пушкин А.С., Есенин С.А., Пришвин М.М., Лермонтов М.Ю.


  1. Проверка, вывод.

Сегодня мы будем работать с лирическими произведениями, изображающими пейзаж. Все эти произведения объединяет то, что написаны они в XX веке. Мы познакомимся с творчеством Анны Ахматовой, Сергея Есенина, Александра Блока и Николая Рубцова.



  1. 1. Биография А.Блока (Ершов Андрей)

- А.А.Блок- один из великих русских поэтов, впитавший в себя лучшие традиции XIX века и повлиявший на всю русскую литературу XX века. Сегодня мы прочитаем его стихотворения, относящиеся к жанру пейзажной лирики

-2. Послушайте стихотворение «Летний вечер», которое читает Ершов А., и подумайте, какую картину рисует А.Блок в этом стихотворении? (деревенский пейзаж позднего лета- сжатая рожь, некошеная межа, песня жницы, туман, луговые дали)

- Прочитайте стихотворение ещё раз. Как поэту удается оживить картину вечерней дремоты? ( побудительными предложениями в последней строке)

-Какова особенность пейзажа, изображённого в стихотворении (выражает чувства поэта- дремота, туман, закат, ночь, луна- всё спокойно, но настроение тревожное, на душе неспокойно)

3. Ещё одно стихотворение А.Блока нам прочитает Полосухин Дима. Подумайте, как соотносится это стихотворение с о стихотворением «Летний вечер» (стихотворения контрастны по изображению пейзажа, летний покой- рёв бушующей злой осенней бури, неясная тоска, тревога- вихрь, безумие бури)

- Какие интонации преобладают во втором стихотворении( восклицательные, создают ощущение крика, отчаяния).

4. Рассматривание картины «Гроза».

Какую из картин, представленных на доске, вы можете соотнести с этим стихотворением? Найдите слова, подтверждающие то, что мы видим на картине.

  1. Вывод

- Мы увидели в стихотворениях А.Блока предельно напряжённое восприятие действительности, сильнейшие переживания было новым в поэзии XX века.


V. С.А.Есенин

Для творчества другого поэта, с творчеством которого нас познакомит Ларькин Влад, характерна искренность, мелодичность, трогательная нежность.

  1. Биография С.Есенина.

  2. Чтение учителем стихотворения «Мелколесье. Степь и дали»

- Какие мотивы можно вы услышали в этом стихотворении( грусть- зарыдали, как же мне не прослезиться, Мотив удали- эх вы сани, что за сани)

- Как автор относится к природе, к своей родине (ножку рад поцеловать, готов прослезиться)

3. Прослушайте ещё одно стихотворение «Пороша». Попробуйте найти в нём черты сходства с предыдущим. (Простой русский пейзаж, создание впечатления монотонной бесконечной дороги)

Тон этого стихотворения задаёт само название, создающее образ тихого, лёгкого снега, укрывающего лес и дорогу. Главные приёмы- олицетворения. Найдите их ( дремлет лес, понагнулась , как старушка, оперлася; оживлена вся природа- и старушка- сосна, и вороны, и дятел, и конь. В этом стихотворении на первом плане сама природа, представляющаяся сказочно прекрасной: заколдованный лес, укрытый шалью снега, сказка сна. Автор использует простонародные слова понагнулась, оперлася, подвязалась.


VI. Следующая страница- это творчество Анны Ахматовой.

  1. Биография (Иссарова Г)

  2. Чтение стихотворения

Для творчества Анны Ахматовой тема природы не была главной, но в русской поэзии никто не прошёл мимо жанра пейзажной лирики. Прослушайте стихотворения и найдите в тексте приметы весны, которые отметила поэтесса. ( Ахматова рисует самое начало весны, она очень наблюдательна и точна в описании природы- плотный снег, деревья весело-сухие, теплый ветер нежен и душист).

Обратите внимание на построение стихотворения- это одно сложное развёрнутое предложение, которое читается на одном дыхании, начало строк повторяется. Какое настроение передаёт нам автор- неясное, ожидание чего- то нового, волнующего.


    1. Н.М.Рубцов

1.И последнее знакомство на сегодняшнем уроке- творчество Н.М.Рубцова, чья лирика очень мелодична, на его стихи написано много известных песен. Послушайте одну из них «В горнице».

- Очень красивая, нежная песня, которую написал человек с очень сложной судьбой.

2. Биография Рубцова.

Н.М.Рубцов- из поколения детей Великой Отечественной войны, многое пережил и пронёс через все испытания любовь к родному краю, своей малой родине, которую он воспевает в стихотворении «Звезда полей».

Сейчас мы в заключении урока проведём конкурс чтецов..


    1. Подведение итогов урока, выставление оценок

- Возвращаясь к первой странице нашего урока- к тестированию, можете ли вы сказать, с каким жанром мы сегодня работали? (лирические произведения в форме стихотворений, представляющих пейзаж родной природы)

Какие эпитеты, метафоры, сравнения вам запомнились?

    1. Домашнее задание

- выписать эпитеты, олицетворения, метафоры из изученных произведений, нарисовать иллюстрацию к понравившемуся стихотворению

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru