Применение информационных технологий в учебно-воспитательном процессе



НазваниеПрименение информационных технологий в учебно-воспитательном процессе
Дата16.06.2013
Размер128 Kb.
ТипДокументы
источник


Применение информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.


Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии. С каждым днём компьютер становится всё более неотемлимой частью учебного процесса. Ни один урок в той или иной степени не обходится без использования компьютера.

Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала. Поэтому появление и широкое распространение технологий мультимедиа и Интернета позволяет использовать ИКТ в качестве средства обучения и воспитания.

Цели использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

Ø      Научить школьников применять различные способы самостоятельной деятельности при работе на компьютере.

Ø      Привить учащимся навыки коллективной работы, сотрудничества, совместной деятельности  в процессе выполнения творческих заданий.

Ø      Развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, осуществлять отбор необходимой информации, фиксировать и анализировать результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы).

Ø      Способствовать повышению личной уверенности каждого ученика на различных  занятиях, в повседневной жизни.

Задачи :

Ø      обеспечение активности каждого ребенка через пробуждение его любознательности и  позитивной мотивации к учебной   деятельности

Ø      подбор актуальной информации и самых современных программных продуктов

Ø      оказание помощи учащимся в ходе изучения новой программной среды,  использующейся для исследования или решения проблемы

Ø      осуществление личностного подхода, направленного на творческое развитие каждой личности

Ø      организация контроля знаний учащихся  через их самоанализ и самооценку

Чему можно научить школьников, применяя информационные технологии?

1. Слушать и слышать друг друга.

2. Быть терпимыми к высказываниям другого.

3. Общаться и обмениваться мнениями.

4. Реализовать себя в этом мире.

Компьютерные технологии позволяют:

-      Выиграть время для более интенсивного обучения.

-          Сделать урок интересным, разнообразным и наглядным.

-          Вовлечь всех детей в учебный процесс.

-          Уменьшить нагрузку учащихся и сохранить их здоровье.

-          Вводить новое через компьютерные технологии.

-          Развивать творчество учащихся.

-          Увеличивать самостоятельность школьников.


Особенностью учебно-воспитательного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.

Компьютер на уроке математики может применяться в режимах:

1. Демонстрационный режим (учитель, используя экран монитора или мультимедиапроектор, демонстрирует материал, а затем идёт обсуждение увиденного и услышанного)

Основная дидактическая цель: сообщение новой информации.

2. Индивидуальный режим или фронтальная лабораторная работа (все учащиеся одновременно работают на своих рабочих местах)

Основная дидактическая цель: освоение нового материала с помощью обучающей программы; закрепление изученного с помощью программы-тренажёра; контроль изученного с помощью контролирующей программы; применение новых знаний в новых условиях; интеграция знаний.

Для учащихся – это трудная работа, так как учащиеся привыкли играть с компьютером, а здесь нужно добывать знания и применять их для решения конкретных задач.

3. Дистанционный режим или учебно-исследовательская практика (учащиеся получают индивидуальные задания для самостоятельной работы, включая части заданий для выполнения дома).

Основная дидактическая цель: отработка знаний и умений по целому разделу, т.е создание проекта.

Проводится в конце элективного курса или кружка.

При анализе целесообразности использовании компьютера в учебно–воспитательном процессе учитываю следующие дидактические возможности компьютера:

расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;

привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;

развитие познавательных способностей учащихся;

интегрированное обучение предмету;

развитие мотивации у учащихся.

Применять компьютер можно на всех стадиях педагогического процесса.

Современный урок – это урок с использованием ИКТ, позволяющий наглядно применить теорию на практике.


Появление систем мультимедиа произвело революцию во многих областях деятельности человека. Одно из самых широких областей применения технология мультимедиа получила в сфере образования, поскольку средства информатизации, основанные на мультимедиа способны, в ряде случаев, существенно повысить эффективность обучения. Экспериментально установлено, что при устном изложении материала обучаемый за минуту воспринимает и способен переработать до одной тысячи условных единиц информации, а при "подключении" органов зрения до 100 тысяч таких единиц.

Мультимедиа является эффективной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации.

Информатизация образования представляет собой область научно-практической деятельности человека, направленной на применение технологий и средств сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающее систематизацию имеющихся и формирование новых знаний в сфере образования для достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

Мультимедиа способствует:

1. Стимулированию когнитивных аспектов обучения, таких как восприятие и осознание информации;

2. Повышению мотивации школьников к учению;

3. Развитию навыков совместной работы и коллективного познания у обучаемых;

4. Развитию у учеников более глубокого подхода к обучению, и, следовательно, влечет формирование более глубокого понимания изучаемого материала.

Кроме этого к числу преимуществ использования мультимедиа в общем среднем образовании можно отнести:

• одновременное использование нескольких каналов восприятия учащегося в процессе обучения, за счет чего достигается интеграция информации, доставляемой несколькими различными органами чувств;

• возможность моделировать сложные, дорогие или опасные реальные эксперименты, проведение которых в школе затруднительно или невозможно;

• визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов;

• визуализация объектов и процессов микро- и макромиров;

• возможность развить когнитивные структуры и интерпретации учащихся, обрамляя изучаемый материал в широкий учебный, общественный, исторический контекст, и связывая учебный материал с интерпретацией школьников.

Положительных аспектов использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовании (к числу которых, конечно же, относится и мультимедиа) достаточно много. В качестве основных аспектов можно выделить:

• совершенствование методов и технологий отбора и формирования содержания образования,

• введение и развитие новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и информационными технологиями,

• внесение изменений в системы обучения большинству традиционных школьных дисциплин, не связанных с информатикой,

• повышение эффективности обучения в школе за счет его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов,

• организация новых форм взаимодействия в процессе обучения,

• изменение содержания и характера деятельности школьника и учителя,

• совершенствование механизмов управления системой общего среднего образования.

Программно-аппаратный комплект "Интерактивная доска" - это современное мультимедиа-средство, которое, обладая всеми качествами традиционной школьной доски, имеет более широкие возможности графического комментирования экранных изображений; позволяет контролировать и производить мониторинг работы всех учеников класса одновременно; естественным образом (за счет увеличения потока предъявляемой информации) увеличить учебную нагрузку учащегося в классе; обеспечить эргономичность обучения; создавать новые мотивационные предпосылки к обучению; вести обучение, построенное на диалоге; обучать по интенсивным методикам с использованием кейс-методов.

Интерактивная доска позволяет проецировать изображение с экрана монитора на проекционную доску, а также управлять компьютером с помощью специальных фломастеров, находясь постоянно около доски, как это было бы с помощью клавиатуры или манипулятора "мышь".

Используемое программное обеспечение для интерактивной доски (SMART Board Software) включает следующие инструменты:

• записную книжку (SMART Notebook);

• средство видеозаписи (SMART Recorder);

• видеоплеер (SMART Video Player);

• дополнительные (маркерные) инструменты (Floating Tools);

• виртуальную клавиатуру (SMART Keyboard).

Все эти инструменты могут быть использованы как отдельно, так и в совокупности в зависимости от решаемых учебных задач.

Записная книжка представляет из себя графический редактор, позволяющий создавать документы собственного формата и включать в себя текст, графические объекты, как созданные в других Windows программах, так и с помощью соответствующих инструментов.

Средство видеозаписи позволяет записать в видеофайл (формат AVI) все манипуляции, производимые в данный момент на доске, а затем воспроизвести его с помощью видеоплеера (SMART Player) или любого другого подобного программного средства. Например, используя записную книжку, можно нарисовать график какой-либо функции или сделать чертеж, а затем продемонстрировать повторно процесс создания рисунка, запустив видеофайл.

Дополнительные (маркерные) инструменты используются для создания разного рода пометок на всей площади экрана монитора независимо от используемого текущего приложения. Все пометки, делаемые преподавателем, например, в презентации Power Point, могут быть сохранены.

В последнее время на рынке появились специальные модели проекторов с короткофокусным объективом, предназначаемые для работы с интерактивными досками. Изготовители досок все чаще предлагают готовые комплексы, в состав которых входят доски и прикрепленные к ним сверху на штанге короткофокусные проекторы.

Интерактивная доска SMART Board - это сенсорный дисплей, работающий, как часть системы, в которую также входит компьютер и проектор

Интерактивная доска работает одновременно как монитор и устройство ввода данных: управлять компьютером можно, прикасаясь к поверхности доски. На интерактивной доске можно работать так же, как с дисплеем компьютера: это устройство ввода данных, которое позволяет контролировать приложения на компьютере.

Если какая-либо программа открыта на компьютере, то можно работать с ней прямо на интерактивной доске.

В этом случае палец работает как мышь.

Одно прикосновение к поверхности интерактивной доски SMART Board равносильно щелчку левой кнопкой мыши. Можно открыть программу так же, как это делается на компьютере, но вместо того, чтобы выделять и открывать файлы мышью, можно сделать то же самое пальцем. Чтобы курсор соответствовал нажатию пальцем, необходимо откалибровать экран.

Лоток для маркеров

На лотке есть специальные контейнеры, отвечающие за цвет маркера и ластик. У каждого контейнера есть оптический сенсор, определяющий, какой из инструментов вы взяли с лотка. Верхняя кнопка на панели загружает Экранную Клавиатуру. Нижняя - превращает ваше следующее прикосновение к доске в щелчок правой кнопкой мыши.

Маркеры

Чтобы делать пометки поверх изображения или файла, необходимо взять маркер с лотка и написать на интерактивной доске.

Чтобы писать другим цветом, нужно взять другой маркер. Цвет определяет контейнер для маркера, а не сам маркер. Чтобы избежать путаницы, необходимо класть маркеры на соответствующее место.

Создание записей

Интерактивная доска позволяет писать и рисовать на поверхности доски, взяв маркер с лотка.

Прозрачный слой

Когда берется маркер с лотка, появляется перемещаемая панель инструментов и рамка вокруг рабочего стола. Рамка означает, что можно писать поверх рабочего стола, и остается до тех пор, пока не будет положен маркер или ластик обратно на лоток и не коснетесь доски. Ваше первое прикосновение к доске удалит рамку и все ваши записи.

Сохранить записи и рисунки

Перемещаемая панель инструментов позволяет вам сохранять ваши надписи и рисунки.

Захват области: Нажмите, чтобы захватить область экрана

Чтобы захватить область рабочего стола, сделайте следующее:

1. Нажмите кнопку Захват области (Area Capture) на плавающей панели инструментов. Появится инструмент захвата.

2. Нажмите на один из углов области, которую вы хотите сохранить.

Удерживая палец, тащите окно выделения до тех пор, пока в нем не окажется весь необходимый участок.

3. Отпустите палец, выделенная область будет сохранена, как изображение, в программном обеспечении Notebook . Если Notebook еще не открыт, оно откроется автоматически, когда вы захватите область экрана. Сохраните файл выбрав Файл> Сохранить

Восстановление записей и изображений

Если вы случайно удалили свои записи, прикоснувшись к поверхности доски, вы можете восстановить их нажав сообщение Восстановить написанное (Click here to restore writing), которое находится в правом нижнем углу экрана. А после этого, чтобы сохранить записи, используйте Захват области.

Если вы не видите сообщение Восстановить написанное, следуйте этим указаниям:

1. Нажмите значок SMART Board в области уведомлений в правом нижнем углу экрана.

2. Откройте Перемещаемую панель инструментов из меню.

3. Нажмите кнопку Отменить, чтобы вернуть все записи и рисунки.

Таким образом, используя интерактивную доску, возможно организовать постоянную работу учащегося в электронном виде. Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе. Кроме того, программное обеспечение SMART позволяет не только, как уже говорилось, сохранять слайды экранов, но и выстраивать их в нужной последовательности, в том числе и в виде альбомов. Можно просматривать слайды таких альбомов и повторно их комментировать. Это при сохранении заданий, выполненных учеником на доске, позволяет проследить динамику усвоения материала каждым учащимся, выделить типичные и повторяющиеся ошибки. В данном случае нам также может помочь утилита SMART Recorder, которую мы используем как для записи алгоритмов перевода текстов и работы со словарем, так и для анализа индивидуальной работы ученика.

Необходимо учесть и важный психологический момент: современные школьники, у которых дома обычно есть компьютеры с многочисленными играми и телевизоры с агрессивным видеорядом, привыкают подобным образом воспринимать окружающую действительность. Возможности интерактивной доски позволяют переключить школьников на понимание того, что видео и игровые программы успешно используются для обучения, способствуя развитию творческой активности, увлечению предметом.

Применение интерактивной доски на уроках математики вообще, и на данном уроке в частности, на мой взгляд, педагогически оправдано, так как дает целый ряд преимуществ, как учителю, так и учащимся.

Во-первых, использование ИКТ позволяет сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны», а также более эффективно осуществлять «обратную связь».

Во-вторых, благодаря ИКТ, значительно экономится время урока, а значит, за 45 минут можно успеть решить большее количество задач, лучше отработать изучаемый материал, что в свою очередь повышает успеваемость учащихся.

В-третьих, благодаря использованию сканера облегчается проверка и разбор домашнего задания, самостоятельной работы учащихся, контрольной работы.

Использование оборудования SMART и программы SMART Notebook значительно облегчает подготовку к уроку и делает обучение еще более эффективным.

Так как в процессе урока нет необходимости стирать с доски, вся информация сохраняется и в конце урока можно быстро просмотреть решенные примеры, повторить основные моменты, сделать выводы, ответить на возможные вопросы учащихся.

Кроме того, ученик, пропустивший по какой-либо причине данный урок, получает материалы урока в печатном или электронном виде и может отработать данный материал самостоятельно, а затем при необходимости получить консультацию учителя, который при объяснении также использует материалы урока.

Интерактивная доска помогает совершать увлекательные путешествия по стране знаний. С появлением Smart Board уроки стали более интересными и нестандартными, а у учащихся появилась возможность раскрыть свой потенциал, так как даже у слабого ученика появляется желание идти на урок и работать. Дети стали чувствовать себя более комфортно, они перестали бояться выходить к доске.

Создание ситуации успеха, минимум утомляемости, повышение интереса к учебе – это яркий показатель значимости интерактивного оборудования в школе.

Появление «чудо» техники заставляет педагогов все время находиться в творческом поиске, они стараются чем–то новым удивить детей, не останавливаться на достигнутом, ведь впереди еще так много увлекательного.

Используется доска на разных этапах урока: во время объяснения нового материала, закрепления пройденного и проверки навыков и умений. С помощью данной техники можно организовать индивидуальную, групповую работу, работу в парах, что способствует сплочению коллектива, укреплению межличностных отношений.

Доска помогает организовать разные виды работы: интеллектуальные и творческие; способствует развитию мелкой моторики, отработке вычислительных навыков.

• Инструменты Notebook делают урок наглядным, ярким, запоминающимся.

Технологии SMART Board меняют подход к учению, создают новые возможности и для учителя и для ученика:

Это развитие воображения, творческих способностей ребенка;

Это возможность организовать коллективную и групповую работу, используя приемы проблемного обучения;

Современная индустрия способна обеспечить проведение урока всеми необходимыми функциями, и в тоже время предлагает свои, которые способны не только уместно вписать в процесс проведения урока, но и вывести это занятие на более высокий уровень.

Но интерактивная доска таит в себе еще много возможностей, которые при желании могут быть раскрыты и применены на урок благодаря желанию, энтузиазму и любви учителя к своему предмету











Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru