Научная работа проходила в 2008-2009 году в 3 этапа: 1) диагностический (сентябрь-октябрь); 2) формирующий (ноябрь март); 3) контрольный (апрель). Задачи диагностического этапа: Выявить отношение учащихся к предмету «Окружающий мир»



НазваниеНаучная работа проходила в 2008-2009 году в 3 этапа: 1) диагностический (сентябрь-октябрь); 2) формирующий (ноябрь март); 3) контрольный (апрель). Задачи диагностического этапа: Выявить отношение учащихся к предмету «Окружающий мир»
страница1/3
Дата18.03.2013
Размер0.61 Mb.
ТипНаучная работа
источник
  1   2   3

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Петровская средняя общеобразовательная школа»


Обобщение опыта работы учителя начальных классов Барсуковой Л.А.

по теме «Формирование у младших школьников интереса к предмету “Окружающий мир” на основе использования информационно-коммуникационной технологий.


Барсукова Любовь Александровна – учитель начальных классов Петровской средней общеобразовательной школы

Педагогический стаж - 32 года.

Квалификационная категория - высшая

Обобщение опыта педагога проходило на уровне образовательного учреждения.


^ Тема опыта: Формирование у младших школьников интереса к предмету “Окружающий мир” на основе использования информационно-коммуникационной технологий.


Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МОУ «Петровская средняя общеобразовательная школа». В опытно-экспериментальной работе участвовало 12 учащихся 3 класса.

Цель работы: проверить эффективность процесса формирования познавательного интереса младших школьников к предмету «Окружающий мир» средствами информационных технологий.

Научная работа проходила в 2008-2009 году в 3 этапа:

1) диагностический (сентябрь-октябрь);

2) формирующий (ноябрь – март);

3) контрольный (апрель).

Задачи диагностического этапа:

1. Выявить отношение учащихся к предмету «Окружающий мир».

2. Определить первоначальный уровень сформированности познавательного интереса младших школьников.

3. Изучить степень проявления познавательного интереса у младших школьников к предмету «Окружающий мир».


Актуальность исследования Процесс модернизации современного начального образования ориентирован, прежде всего, на принципиальное изменение в понимании его целей. Сегодня на первый план выдвигается его развивающая функция, становление и развитие личности младшего школьника. Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию - одна из стратегических задач современной российской школы. Несмотря на то, что проблема развития интереса к учению у школьников исследуется различными авторами на протяжении десятилетий, она и сегодня является одной из актуальных и сложнейших психолого-педагогических проблем.

Полученные эмпирические данные состояния развития познавательного интереса у младших школьников показывают недостаточный уровень его сформированности в современных условиях, что затрудняет успешное решение приоритетных задач, стоящих перед школой. У значительной части учащихся наблюдается преобладание низкого уровня развития познавательного интереса, который при переходе из класса в класс начальной школы у большинства из них остается на прежнем уровне и даже снижается. Количество учащихся, проявляющих интерес к учебной деятельности, уменьшается по мере их взросления с первого по четвертый класс включительно с 81% до 62%.

Поиск путей и средств повышения эффективности формирования познавательного интереса у младших школьников показывает, что одним из приоритетных в этом направлении, наряду с традиционными, признается использование средств информационных технологий. Все это определило актуальность выбранной темы и позволило сформулировать проблему исследования: каковы эффективные условия, методы, формы и средства формирования познавательного интереса у младших школьников, отвечающие современным и перспективным задачам педагогической практики?

Таким образом, актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность и большая практическая значимость определили тему исследования: "Формирование познавательного интереса младших школьников к предмету «Окружающий мир» средствами информационных технологий".

Содержательно-целевая линия опыта

Разработать, обосновать и экспериментально проверить процесс эффективного формирования познавательного интереса младших школьников к предмету «Окружающий мир» средствами информационных технологий.

Объект исследования: учебная деятельность младших школьников на уроках «Окружающий мир».

Предмет исследования: процесс формирования познавательного интереса младших школьников средствами информационных технологий.

Гипотеза исследования: Формирование познавательного интереса у младших школьников будет более эффективным, если:

- процесс обучения опирается на современные основополагающие положения философии, психологии, педагогики, методик обучения, воспитания и развития;

- выявлены необходимые и достаточные условия, оптимизирующие формирование познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения;

- разработаны дидактические и методические аспекты оптимального использования средств информационных технологий в учебном процессе, способствующие повышению уровня познавательного интереса младших школьников;

- организация процесса обучения в начальной школе с использованием средств информационных технологий учитывает возрастные особенности младших школьников, исходный уровень развития их познавательного интереса и систематически обеспечивает динамику его развития;

- выделены и обоснованы критерии сформированности познавательного интереса у младших школьников и на их основе в процессе обучения осуществляется диагностирование уровней его развития.

Задачи исследования:

- изучить психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по данной теме;

- изучить практику решения проблемы, выявить её реальный уровень и состояние;

- экспериментально проверить эффективность применения информационно-коммуникационных технологий на уроках курса «Окружающий мир» в 3 классе;

- разработать методические рекомендации.

^ Теоретической базой опыта послужили концепции отечественных и зарубежных исследователей, изучавших влияние использования информационных и коммуникационных технологий на процесс обучения и развития индивидуальности школьника (С.И.Архангельский, В.В.Давыдов, А.П.Ершов, Д.В.Зарецкий, З.А.Зарецкая, Е.И.Машбиц, Ю.О.Овакимян, Ю.А.Первин, С.Пейперт, И.В.Роберт, В.Д. Симоненко, Н.Ф.Талызина).

Новизна исследования:

- выявлены необходимые и достаточные условия, оптимизирующие формирование познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения;

- разработаны дидактические и методические аспекты оптимального использования средств информационных технологий в учебном процессе, способствующие повышению уровня познавательного интереса младших школьников;

Работа состояла из двух этапов - аналитического и созидательного;

I этап (2008-2009 г.)

Сбор и обработка материала. Систематизация ранее накопленных фактов из опыта, привлечение нового материала для более полного раскрытия вопроса, проверка некоторых своих положений и выводов, т.е включение в работу элементов экспериментального характера.

II этап (2009-2010 г.)

Анализ и обобщение накопленного по теме материала. Выявление причинно-следственных связей и педагогических закономерностей, извлечение методических выводов.

Отслеживание и выявление зависимости роста качества знаний и степени обученности по ОКМ в зависимости от использования или не использования информационных технологий в учебном процессе.

Базой основной опытно-экспериментальной работы явились учащиеся начальных классов Петровской СОШ

Полученные данные показали, что использование информационных технологий дает положительные результаты:

  1. Повышение качества знаний учащихся;

  2. Результативность участников олимпиады по ОКМ, как правило выше в том случае если преподавание ведется с использованием информационных технологий, так как такие ученики способны нестандартно подходить к решению поставленных задач, обобщать и использовать знания из других наук.

Адресная направленность опыта состоит в том, что его можно использовать в работе не только учителям начальных классов, но и учителям биологии, а так же в преподавании других предметов естественного и гуманитарного цикла.


^ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.


1.1. Сущность познавательного интереса школьников.


Одним из основных показателей становления личности школьника является познавательный интерес, уровень развития которого в значительной мере определяет продуктивность процесса обучения. Важность развития познавательного интереса у учащихся в современных условиях обучения не вызывает никаких сомнений. Однако вопрос о том, каким образом достигнуть наибольшего эффекта в его развитии, до сих пор остается открытым. Решение этой проблемы невозможно без теоретического обоснования сущности понятия "познавательный интерес".

При рассмотрении данного вопроса мы будем опираться на теоретические положения психологии и педагогики, раскрывающие сущность и основные характеристики интереса, его значение в развитии личности. Наше исследование, базируясь на основополагающих методологических принципах этих наук, при решении поставленных задач предполагает последовательную реализацию деятельностного подхода.

Интерес в буквальном переводе с латинского (interest) означает-"важно, имеет значение". В педагогической энциклопедии интерес трактуется как реальная причина действий человека, стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности [185, С. 373].

Понятие "интерес" многозначно. Его содержание связывают как с характеристикой социальных групп разной общности (общественные интересы), так и с характеристиками личности (личностные интересы).

Познавательный интерес - важнейшая область общего феномена интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость [182]. Своеобразие познавательного интереса состоит в сложном отношении к миру предметов, явлений, в глубоком их изучении, в постоянном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в активном и деятельном приобретении необходимых для этого способов, в настойчивом преодолении трудностей.

В исследованиях Г.И. Щукиной познавательный интерес определяется как "избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Это устойчивое образование, которое в ходе... увлеченной деятельности уже не нуждается во внешней стимуляции и как бы самоподкрепляется" [226, С.24]. Она указывает, что этот интерес не процессуальный, а интерес к подлинному продуктивному познанию, в результате которого появляется нечто новое в развитии учащегося в целом.

Несколько иную точку зрения высказывает Н.Г. Морозова. Познавательными она называет интересы, направленные на процесс учебного познания и на его результаты. Она рассматривает интерес как "эмоционально-познавательное отношение (возникающее из эмоционально-познавательного переживания) к предмету или к непосредственно мотивированной деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности" [151, С. 11].

В.Б. Бондаревский, B.C. Мухина, С.Л. Рубинштейн считают, что познавательный интерес выступает:

- как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;

- как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, деятельностью, которая приносит удовлетворение;

- как особое, избирательно наполненное активными помыслами, яркими эмоциями, волевыми устремлениями отношение к окружающему миру, его объектам, явлениям, процессам [27; 152; 186].

Познавательный интерес рассматривается рядом авторов как потребность в знаниях, ориентирующая человека в окружающей действительности, заставляющая его активно стремиться к познанию, к поиску способов и средств удовлетворения имеющейся у него "жажды знаний" (Л.И. Божович, H.A. Менчинская, Г.И. Осипов, М.Н. Скаткин, Ю.В. Шаров).

По мнению ряда авторов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Ю.Н. Кулюткин, А.Б. Орлов, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн), познавательный интерес - это мотив, лежащий в основе учебной деятельности, придающий ей творческий, устремленный характер.

В.А. Сластениным познавательный интерес рассматривается как внутренняя движущая сила учения, проявляющаяся вцеленаправленном состоянии школьника, обусловленном знаниями, умениями, опытом творческой деятельности, характеризующаяся потребностью в знаниях, готовностью к активному познанию как деятельность, приносящая удовлетворение [167, С. 196].

Ш.А. Амонашвили определяет познавательный интерес как форму стремлений личности, как направленность самостоятельного поиска, постижения секретов, свободного обсуждения проблемы, решения трудных задач, утверждения собственного мнения [5].

Психолого-педагогический аспект изучения сущности понятия "познавательный интерес" дает основание говорить о многоплановости и сложности исследуемого понятия. Многочисленные точки зрения на сущность познавательного интереса обобщенно можно представить в виде нескольких направлений, в русле которых данное понятие связывается с потребностью личности, направленностью и мотивационной сферой индивида. Несмотря на то что позиции авторов в определении познавательного интереса несколько разнятся, в понимании его сущности есть и существенное сходство.

Общим для всех подходов является констатация связи интереса с мотивационно-потребностной сферой личности. С одной стороны, интерес может выступать в качестве значимого мотива деятельности; с другой стороны, именно в интересах наиболее ярко проявляются потребности. Осознание потребности может вызвать интерес к предмету, способному ее удовлетворить. Сосредоточение школьника на предмете интереса порождает специфическое желание ближе познакомиться с предметом, глубже в него проникнуть. Следует подчеркнуть, что в интересе выражен и момент избирательности.

В своей работе мы будем употреблять термин "познавательный интерес" для обозначения качества личности, которое характеризуется субъект-объектным осознаваемым отношением, носящим избирательный эмоционально окрашенный характер, направленным на процесс и результат учебного познания.

Познавательный интерес, как общий феномен интереса, имеет сложную структуру, в которой выделяют психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, волевые, регулятивные), а также объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях (М.Б. Беляев, Б.С. Волков, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина). Специфика интереса проявляется в его особой эмоционально-познавательной стороне, которая характеризуется у школьника активностью, стремлением к деятельности, характером задаваемых вопросов.

Анализ психолого-педагогической литературы (Л.С. Выготский, А.К. Дуса-вицкий, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, А.Н. Прядехо, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина) позволяет в качестве ведущих компонентов структуры познавательного интереса выделить интеллектуальный, волевой, эмоциональный и поведенческий. Их значение, характер проявления и взаимосвязи не одинаковы на различных этапах возрастного развития школьников.

Интеллектуальный (когнитивный) компонент составляет ядро познавательного интереса. Он характеризуется поисковой направленностью в процессе учебной деятельности, стремлением ориентироваться в новой ситуации, поиском путей решения поставленных учебных задач. Интерес, выражая осознанную направленность личности, активизирует способности школьника, в результате чего его деятельность становится более полноценной. В состоянии интереса у ребенка возникает подъем всех его сил, а это, в свою очередь, вызывает у него стремление к объекту своего интереса, готовность преодолевать те или иные трудности, в связи с чем улучшаются результаты его работы, деятельность проходит продуктивнее, дает удовлетворение. Интерес выражается в самом процессе познания ("Если я разберусь в этом вопросе, я узнаю о..."). Для учащегося личностно-значимым становится результат познавательной деятельности.

Волевой компонент связан, прежде всего, с тем, что школьник стремится сам планировать свою деятельность. Его интерес к занятиям предполагает активно-действенное отношение к предмету деятельности. Это проявляется в степени настойчивости школьника в познании определенной области, в преодолении трудностей в ходе выполняемой деятельности. Постепенно у него формируется умение управлять своим поведением, сознательно ставить цели, что также свидетельствует о становлении интереса.

Эмоциональный компонент выражается в удовольствии, положительных эмоциональных переживаниях, вызываемых самим процессом познавательной деятельности, ходом и результатами учения. Он различается по содержанию, силе и глубине вызываемых чувств. Как отмечает А.Н. Леонтьев, чувство превращается в мотив поведения, в побуждение к действию [120, С. 197-198].


1.2.Использование медиатехнологий в формировании познавательного интереса у младших школьников.


В настоящее время школьное образование России испытывает мощные трансформации, связанные с бурными социокультурными, политическими и экономическими процессами.

Многочисленные социологические исследования наглядно демонстрируют, что обучение современного школьника в XXI веке происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля, изменения всего "фона" системы образования. Меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. И одной из таких технологий сегодня является использование информационно-коммуникационной технологий в системе работы учителя. Научить ребенка, с самого раннего возраста попадающего в "электронную среду", ориентироваться в ней, приобретать навыки "чтения", переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее и есть одна из важнейших задач современной школы.

В этих условиях чрезвычайно важной становится задача определения путей целенаправленного формирования образовательной среды, позволяющей использовать современные педагогические технологии и способствующей реализации максимальной самостоятельности обучаемого на уроке, а также использование современного программно-методического обеспечения в процессе обучения, которые способствуют формированию интереса к изучаемому предмету.


Цели использования информационных технологий на уроке:

- сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);

- приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;

- установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;

- помочь учителю в возможности эмоционально и образно подать материал.

Использование достижений современных информационных технологий в учебном процессе открывает обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, дает совершенно новые возможности для творчества и повышает эффективность самостоятельной работы. Обеспечение сферы образования теорией и практикой разработки и использования информационных технологий является одним из важнейших направлений информатизации современного общества (1).

Помочь в решении задач подготовки нового поколения к жизни в современных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать её, осознавать последствия её воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств призвано медиаобразование.

Современный “Педагогический энциклопедический словарь” определяет медиаобразование как “направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации” (2, с.138; 3).

Противники внедрения медиатехнологий в обучение младших школьников считают, что дома компьютеры зачастую отвлекают детей от домашнего задания. И в школах, щедро оборудованных компьютерами, ученики показывают худшие результаты, поскольку компьютеры заменяют другие, более эффективные формы обучения.

Сторонники в свою очередь отмечают, что компьютеры отнюдь не являются каким-то волшебным средством. Просто следует помнить, что при наличии соответствующего программного обеспечения компьютер может оказать весьма положительное влияние на отношение ребёнка к учёбе и на его способность постигать и любить окружающий мир (4).

Использование компьютера на уроках выигрывает по сравнению традиционным обучением по ряду причин:

1. Создается творческая, эмоционально положительная атмосфера на уроке: использование красивой графики, сказочной оболочки в обучающих программах приводит к тому, что дети с нетерпением ждут компьютерных уроков, и мотивация очень высокая. Для этого же используется эффект новизны: различные сказочные оболочки для игры с одной и той же учебной целью позволяют поддерживать постоянный познавательный интерес ребенка.

2. Игровая цель выходит на первый план по сравнению с учебной целью, поэтому удается добиться косвенности обучения, а косвенное обучение самое прочное и неутомительное. Ребенок спасает космическую станцию от метеоритов, а решается задача совершенствования навыков устного счета. Ребенок ищет выход из пещеры дракона, а развивается его память и внимание.

3. Происходит интенсификация обучения. Ребенок постепенно, каждый в своем темпе, решает, например, за 20 минут около 30 языковых головоломок или 30-40 примеров на устный счет, причем мгновенно получает оценку правильности своего решения.

4. Возможность добиться успеха за небольшой промежуток времени вызывает желание работать еще и еще. Поэтому игра должна быть доступной для ребенка, иметь насколько уровней по времени или по сложности. Один цикл игры не должен занимать более 3-4 минут, чтобы за 20 минут работы ребенок мог освоить несколько уровней и ощутить результативность игры.

5. Параллельно у ребенка формируется потребность использовать компьютер как инструмент, который помогает ему учиться. Он осваивает клавиатуру, знает назначение основных клавиш, умеет ввести требуемую информацию, исправить ошибку, т.е. приобретает навыки пользователя (5).

1.3. Общедидактические принципы построения уроков с использованием

ИТК.


Вполне очевидно, что использование в образо­вательном процессе средств информатизации тре­бует иных, нежели ранее, методических подходов, а точнее, педагогических технологий. Информатизация образования — это сильное средство, и, как любое сильное средство, требует умелого применения и продуманной дозировки.

Уроки с использованием ИКТ базируются на следующих общедидактических принципах обучения:

- принцип сознательности и активности учащихся в обучении - обучение эффективно, когда учащийся проявляет познавательную активность, является субъектом образовательной деятельности. Компьютер способствует развитию познавательной активности и становлению ученика как субъекта учебной деятельности.

- принцип научности - содержание образования включает объективные научные факты, теории, законы, которые могут быть найдены в информационной базе Интернет.

- принцип связи обучения с практикой - компьютер предоставляет широкие возможности для отработки приобретенных знаний посредством выполнения разноуровневых заданий.

- принцип системности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе, логике построения как содержания, так и процесса обучения, чему не противоречит размещение материала в компьютерной базе данных.

- принцип доступности требует учитывать особенности развития учащихся, их уровень усвоения дисциплины. Работая с компьютером на уроке, субъект учебной деятельности имеет возможность самостоятельно определить путь изучения темы.

- принцип наглядности - эффективность обучения зависит от целесообразности привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Компьютер включает в работу максимальное количество органов чувств зрительный, слуховой и тактильный.

- принцип развивающего и воспитывающего характера обучения взаимосвязан с предыдущими принципами. Развивающие и воспитывающие возможности компьютера связаны с особенностями построения компьютерных программ, способствующих выбору индивидуальных образовательных траекторий.


1.4. Психолого-педагогическое обоснование использование ИКТ на уроках “Окружающий мир”.


Целесообразность применения на уроках ОКМ информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) определяется, во-первых, содержанием изучаемого материала и, во-вторых, специфическими особенностями используемого технического средства или комплекса средств. Целесообразный отбор ИТК для урока определяется учебной целью данного урока. ИТК не должно применяться ради формы.

Место ИТК на уроке – это вторая проблема, на которую следует обратить внимание при планировании урока. От правильного его решения во многом зависит методика построения урока с применением ИТК.

Используя ИТК на этапе изложения новых знаний, следует помнить об оправдавшем себя и обоснованном психологическом принципе установки. Именно установка поможет превратить ощущение в целенаправленное наблюдение, в восприятие, в процесс отбора фактов, их сортировки и оценки. Как будет протекать учебный процесс, как будет происходить усвоение нового материала, зависит в значительной степени от состояния учащихся, от их заинтересованности, готовности (установки) к самостоятельной работе. Поэтому перед началом демонстрации фильма (слайдов) или прослушивания звукозаписи необходимо ясно и точно сформулировать задачу, дать только одно задание.

На уроках закрепления и обобщения полученных знаний можно использовать компьютер для организации промежуточного контроля, трудновыполнимого при традиционном преподавании в начальной школе.

На этапе проверки знаний с помощью ИКТ открывается возможность использовать слайды, диафильмы, звукозаписи в качестве материала для практического применения знаний учащихся. Такая проверка действеннее, чем обычный пересказ заученного параграфа из учебника (6).

С помощью медиатехнологий можно проводить словесные игры, устный счет, игры на развитие внимания и памяти, игры орфографического тренинга, простейшие логические игры и более сложные, учить скорочтению, предлагать языковые головоломки (7).

Компьютер удобен в роли наглядного пособия. Спектр его возможностей в этой области очень широк:

- создание ярких слайдов и серий слайдов, легко сменяющих друг друга с возможностью оперативного их редактирования;

- использование разнообразных мультипликационных эффектов;

- возможность воспроизведения видео- и аудиматериалов;

- создание интерактивных наглядных пособий, гипертекстов.

Это лишь небольшой список использования компьютерных технологий, предназначенных для демонстраций (7).

Кроме того, возможно проведение урока с мультимедиа выступлением. Это может быть сопровождение рассказа учителя, демонстрации при объяснении нового материала, заранее подготовленное выступление ученика по определенной теме. При этом используется компьютер на рабочем месте учителя, подключенный к проектору.

Для проведения выступления с использованием мультимедиа-презентации необходим экран и мультимедийный проектор, подключенный к компьютеру. Чтобы комплекс был мобильным, возможно использовать ноутбук.

Учет достижений психологии позволяет сформулировать ряд общих рекомендаций, которые следует учитывать при разработке способа визуализации информации на экране:

- информация на экране должна быть структурирована;

-визуальная информация периодически должна меняться на аудиоинформацию;

- темп работы должен варьироваться;

- периодически должны варьироваться яркость цвета и /или громкость звука;

- содержание визуализируемого учебного материала не должно быть слишком простым или слишком сложным.

Следует иметь ввиду, что визуальная среда на экране монитора является искусственной, по многим параметрам отличающейся от естественной. Естественным для человека является восприятие в отраженном свете, а на экране монитора информация передается с помощью излучающего света. Поэтому цветовые характеристики зрительной информации наряду с характеристиками яркости и контраста изображения оказывают существенное влияние на характер визуальной среды на экране монитора.

Объекты, изображенные разными цветами и на разном фоне, по-разному воспринимаются человеком. Если яркость цвета объектов и яркость фона значительно отличаются, то при поверхностном рассмотрении изображения может возникнуть эффект “психологического пятна”, когда некоторые объекты как бы выпадают из поля зрения. При более внимательном рассмотрении изображения восприятие этих объектов требует дополнительных зрительных усилий.

Важную роль в организации зрительной информации играет контраст предметов по отношению к фону. Существует две разновидности контраста: прямой и обратный. При прямом контрасте предметы и их изображения темнее, а при обратном - светлее фона. В презентациях целесообразно использовать оба вида, как порознь в разных кадрах, так и вместе в рамках одной картинки. Вместе с тем, в большинстве существующих электронных ресурсов, размещенных в глобальных телекоммуникационных средах, доминирует именно обратный контраст.

Предпочтительной же является работа в прямом контрасте. В этих условиях увеличение яркости ведет к улучшению видимости, а при обратном – к ухудшению, но цифры, буквы и знаки, предъявляемые в обратном контрасте, опознаются точнее и быстрее, чем в прямом даже при меньших размерах. Чем больше относительные размеры частей изображения и выше его яркость, тем меньший должен быть контраст, тем лучше видимость. Всегда следует помнить, что комфортность восприятия информации с экрана достигается при равномерном распределении яркости в поле зрения.

Соотношение цветов в цветовой палитре информационного ресурса может формировать и определенный психологический настрой. Преобладание темных цветов может привести к развитию угнетенного психологического состояния, пассивности. Преобладание ярких цветов, наоборот, – перевозбуждению.

Значения цветов рекомендуется устанавливать постоянными и соответствующими устойчивым зрительным ассоциациям, реальным предметам и объектам. Кроме того, значения цветов рекомендуется выбирать в соответствии с психологической реакцией человека (например, красный цвет - прерывание, экстренная информация, опасность, желтый - внимание и слежение, зеленый - разрешающий и т.д.). Для смыслового противопоставления объектов (данных) рекомендуется использование в презентациях контрастных цветов (красный – зеленый, синий – желтый, белый – черный). Но очень важно не злоупотреблять контрастными цветами, поскольку это часто приводит к появлению психологических послеобразов. Цветовой контраст изображения и фона должен находиться на оптимальном уровне, яркостный контраст изображения по отношению к фону должен быть выше не менее, чем на 60%. Необходимо учитывать, что красный цвет обеспечивает благоприятные условия восприятия только при высокой яркости изображения, зеленый в среднем диапазоне яркости, желтый – в широком диапазоне уровней яркости изображения, синий – при малой яркости.

В целях оптимизации изучения информации, на экране рекомендуется использование логических ударений. Логическими ударениями принято называть психолого-аппаратные приемы, направленные на привлечение внимания пользователя к определенному объекту. Психологическое действие логических ударений связано с уменьшением времени зрительного поиска и фиксации оси зрения по центру главного объекта. Наиболее часто используемыми приемами для создания логических ударений являются:

- изображение главного объекта более ярким цветом,

- изменение размера, яркости, расположения,

- выделение проблесковым свечением.

Компьютерное обучение несёт в себе огромный мотивационный потенциал. В присутствии доброжелательного инструктора – машины - обучение становится более занимательным для детей, так как некоторые образовательные программы включают элементы компьютерных игр. Важно умело использовать игру для учебных целей.

Компьютер гарантирует конфиденциальность. Результаты деятельности ученика известны только ему. Задача учителя сохранить психологически комфортную атмосферу, при которой не снижается самооценка ученика.

В функции учителя компьютер представляет собой:

- источник учебной информации;

- наглядное пособие;

- тренажер;

- средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента:

- средство подготовки текстов, их хранение;

- текстовый редактор;

- графический редактор;

- вычислительная машина больших возможностей.

В образовании, как и в медицине, весьма актуа­лен принцип "не навреди". Поэтому здоровьесберегающие способы использования средств инфор­матизации должны превалировать. Необходимо помнить, что глаза человека рассчитаны на восприятие отраженного света, поэтому длительное наблюде­ние за объектом, излучающим свет (монитор), вызывает резь, ощущение песка, покраснение и боли в области орбит глаз. Ребенок сидит за компьютером, как правило, в одной позе, при этом одни группы мышц напрягаются, а дру­гие — атрофируются. Существует два диаметрально проти­воположных мнения о влиянии компьютерных игр на психику ребенка. Безусловно, игры, содер­жащие агрессию, как и боевики и иная продукция СМИ, формируют у ребенка повышенную агрес­сивность, особенно в возрасте 7—11 лет. Избыточ­ное же время, проведенное за компьютером (не только за играми), способствует развитию у ребен­ка астенического синдрома (депрессия, повышен­ная возбудимость, утомляемость и т.д.). В то же время игра — это важный компонент в психике маленького человека, через игру он познает мир. Поэтому умные игры, направленные на развитие ребенка и при этом качественно выполненные, можно только приветствовать.


Технология использования ИКТ на уроках “Окружающий мир”.


Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки ОКМ, открывает новые возможности.

Рассмотрим следующие варианты применения ИКТ в образовательном процессе:

1. Урок с мультимедийной поддержкой - применяется компьютер и мультимедийный проектор, используется учителем в качестве «электронной доски». Учитель использует готовые электронные образовательные ресурсы или мультимедиа презентации, и ученики - для защиты проектов.

2. Урок с компьютерной поддержкой – применяются несколько компьютеров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди.

3. Уроки с выходом во всемирную сеть Интернет (могут быть как с мультимедийной, так и компьютерной поддержкой).


Урок с мультимедийной поддержкой.

Проектируя будущий мультимедийный урок, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Стоит сразу же задуматься о том, как учитель будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения.

Определимся еще с несколькими терминами. Назовем мультимедийным урок, на котором используется многосредовое представление информации с помощью технических средств, прежде всего, компьютера.

В многочисленных статьях, посвященных данной теме, часто встречается выражение «урок с мультимедийной поддержкой». Вполне очевидно, что так называется урок, где мультимедиа используется для усиления обучающего эффекта. На таком уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации, а мультимедийные технологии применяются им для усиления наглядности, для подключения одновременно нескольких каналов представления информации, для более доступного объяснения учебного материала.

Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла. Однако мультимедийный урок может выступать и как «мини-технология», то есть как подготовленная учителем разработка с заданными учебными целями и задачами, ориентированная на вполне определенные результаты обучения. Такой урок обладает достаточным набором информационной составляющей, дидактическим инструментарием. При его проведении существенно меняется роль учителя, который в данном случае является, прежде всего, организатором, координатором познавательной деятельности учеников. Проведение урока в режиме мини-технологии отнюдь не означает, что учитель лишен возможности маневра и импровизации. Ничего удивительного не будет в том, что у более опытного учителя подобный урок может заиграть новыми гранями, пройти привлекательнее, интереснее, динамичнее, нежели у его молодого коллеги. Но урок – мини-технология предполагает существенное уменьшение «педагогического брака» даже начинающим учителем.

При проектировании будущего мультимедийного урока разработчик должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса. Для чего предназначен мультимедийный урок:

- для изучения нового материала, предъявления новой информации;

- для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;

- для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;

- для обобщения, систематизации знаний?

Следует затронуть и другой аспект: проведение самого мультимедийного урока. Как бы ни был разработан урок, многое зависит от того, как учитель подготовится к нему. Учитель должен не только и не столько уверенно владеть компьютером, знать содержание урока, но вести его в хорошем темпе, непринужденно, постоянно вовлекая в познавательный процесс учеников. Необходимо продумать смену ритма, разнообразить формы учебной деятельности, подумать, как выдержать при необходимости паузу, как обеспечить положительный эмоциональный фон урока.

Практическое применение технологии показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, экономится до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Снимаются вопросы о том, что не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно и все написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.

Снимается и другая проблема. Когда учитель отворачивается к доске, он невольно теряет контакт с классом. Иногда он даже слышит шум за спиной. В режиме мультимедийного сопровождения учитель имеет возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.


Использование электронных образовательных ресурсов

После поступления в школу компьютеров вместе с электронными изданиями на CD-ROM, мы начали активное использование готовых электронных образовательных ресурсов в процессе обучения. Преимущества таких технологий по сравнению с традиционными очевидны. Объединение в одном электронном образовательном продукте красочных изображений живой и неживой природы и сопровождение их текстовой информацией, музыкальными произведениями оказывает эмоциональное воздействие, развивает интерес детей и даёт возможность получать знания в области естествознания. Кроме большого количества иллюстраций и наглядного материала, эффективной проверки знаний и всего прочего, к ним можно отнести и многообразие организационных форм в работе учащихся, методических приёмов в работе учителя. Кроме того, компьютерные программы с видеосюжетами, возможностью “управления” процессами, схемами, подвижными графиками – дополнительное средство развития образного мышления.

На этапе подготовки к уроку учителю необходимо проанализировать электронные и информационные ресурсы, отобрать необходимый материал по теме урока, структурировать и оформить его на электронных или бумажных носителях. Большую помощь в поиске необходимой информации учителю может оказать каталог образовательных ресурсов по искусству, размещенный во всемирной сети Интернете.

При объяснении нового материала на уроке учитель может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, видеоэкскурсии, видеофрагменты), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами.

Если школа подключена к сети Интернет, можно предложить провести урок в форме виртуальной экскурсии.

С учащимися мы работаем с мультимедийными учебными пособиями, программами «Кирилл и Мефодий». Эти программы имеют такие положительные моменты, как:

- представление учебной информации в интересной форме с использованием рисунков, схем, звука, видеоизображения;

- различные эффекты вывода текста и графических фрагментов;

- работа в удобном для ученика темпе и проявление инициативы;

- интерактивность – активная роль пользователя.

Среди большого количества преимуществ у готовых программных продуктов есть, на наш взгляд, и ряд недостатков:

- малое количество “обучающих” программ связано со школьной программой начального звена, с последовательностью изложения материала, терминологией, предметным наполнением, предписываемыми логикой курса и образовательным стандартом;

- нет адресности на определённую группу пользователей;

- большинство CD представляют собой электронные книги, т.е. содержат текст и иллюстрации, которые очень трудно включить непосредственно в ткань урока.

В этом случае их можно использовать для самостоятельного прочтения или в качестве иллюстраций к рассказу учителя. То есть для образования содержимое CD пока может служить “сырьём”, на основе которого учитель, используя возможности компьютера и прикладных программ и приложений, может формировать собственные средства обучения, составлять свои презентации и осуществлять образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогут разнообразить уроки искусства. Это могут быть небольшие мультимедиа презентации, тесты-опросники по различным темам, как в электронном, так и традиционном (бумажном) виде. Всё это:

- можно использовать как при индивидуальной работе с детьми, так и при работе с целым классом (при наличии проекционного экрана) во время опроса;

- позволяет каждому ученику работать самостоятельно в собственном темпе;

- позволяет ученикам, не обладающим хорошими коммуникативными способностями, успешно справляться с заданиями.


Мультимедиа презентации на уроках

Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя) – наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов.

Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе урока, как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана.

Создание данных уроков требует от учителя умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса к предмету.

Использование на уроке презентаций имеет следующие преимущества перед традиционным ведением урока:

- возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации;

- обеспечивает последовательность рассмотрения темы;

- иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали.

- применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать детей.


Создание и представление учащимися творческих проектов

с использованием ИКТ

Учащиеся - не просто пассивные поглотители информации, целью учителя становится формирование у учащихся навыков нахождения и отбора нужной информации. Это достигается через подготовку проектов. Тема творческого мультимедийного проекта должна вызывать живой интерес участников проекта.

При выполнении проекта учащиеся показывают самый высокий уровень самостоятельности - творческий. Он проявляется в ходе выполнения заданий исследовательского характера, когда необходимо овладеть методами и приемами познания, которые позволяют увидеть новую проблему в знакомой ситуации, найти новые способы применения усвоенных знаний.

Возможен вариант, когда класс разбивается на несколько групп, и каждая из групп готовит проект по отдельным разделам определенной темы. После выполнения проходит защита проекта: каждая из групп представляет результаты своего исследования одноклассникам. В ходе работы над проектом им приходится переработать большое количество информации, в результате чего ученики хорошо ориентируются в данном вопросе, и сложно представить себе ситуацию, чтобы они плохо отвечали на вопросы по данной теме. Они настолько увлекаются изучаемой темой, что изучают достаточно много материала и с удовольствием показывают свои умения оформлять результаты работы на компьютере в виде презентации.

Итак, создание творческого мультимедийного проекта учащимися - это мощный инструмент, позволяющий формировать у детей необходимые знания и познавательные приемы, а также развивать мотивацию учебной деятельности, способствуя тем самым развитию мотивационного и процессуального компонентов познавательной самостоятельности. И в этом дидактическом процессе учителю принадлежит ведущая роль.


Урок с компьютерной поддержкой.

В таком варианте возможны случаи, когда

- учащиеся одновременно работают с учителем, а на определенном этапе переходят к работе за компьютером;

- учащиеся попеременно работают на компьютере по указаниям учителя.

При закреплении пройденного материала, учитель может предложить учащимся работу с текстом электронного учебника или учебного пособия, электронными хрестоматиями, справочниками, словарями и т.д. На этом этапе могут использоваться фронтальные, групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся. Для организации дифференцированного обучения учителю целесообразно заранее на основе использования этих ресурсов разработать задания для учащихся с учетом их индивидуальных особенностей (уровня подготовленности, доминирующего канала восприятия и т.д.). Раздаточный материал может быть подготовлен как в электронном, так и бумажном виде.

Для осуществления контроля знаний учащихся по пройденной теме учитель может организовать промежуточное тестирование (фронтальное или дифференцированное, на компьютере или письменно, с автоматической проверкой на компьютере или с последующей проверкой учителем), решить головоломки, кроссворды, игровых ситуаций с применением полученных знаний.

Возможны также самостоятельные экскурсии в Интернете, просмотр мультимедийных лекций.

Программы используются в двух вариантах: просматривание с учащимися, как и любого сайта, в Интернет Эксплорере через проектор или скачивание в виде CHM-архива для автономной работы на компьютерах, не имеющих подключения к Интернету.


Уроки с выходом во всемирную сеть Интернет

При изучении отдельных тем учитель может использовать Интернет на уроках с мультимедийной поддержкой. Так при изучении темы «_____», «____» в __ классе из кабинета информатики выходим в сеть, находим сайт «_______________ http://www.excurs.ru/ , знакомимся с предложенной информацией, затем следует творческая работа учащихся. Подобный урок можно провести и в классе информатики, когда учащиеся самостоятельно знакомятся с ресурсом, делают выводы, выполняют задания учителя.


Нами были определены показатели и уровни сформированности познавательного интереса у предмету «Окружающий мир». Они представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Показатели

Уровни и признаки


1. Знание предмета ОКМ

(анкетирование)

Высокий

Знает особенности

предмета; умеет отличать предметы живой и неживой природы; большой запас знаний.

Средний

Достаточный объём знаний по ОКМ; не всегда умеет отличить предметы и явления живой и неживой природы; познания в области ОКМ не очень глубокие.

Низкий

Недостаточные ограниченные знания по ОКМ, используются при помощи учителя; не интересуется предметом.

2. Заинтересованность в предмете. (наблюдение, беседа)

Активно работает на уроке, задает вопросы учителю и товарищам, с интересом выполняет все задания.

Достаточно активно работает на уроках; интерес не всегда выражается к содержанию урока; формальный подход к выполнению заданий; перестает получать удовольствие от деятельности.

На уроках пассивен; потребность в получении информации носит случайный ситуативный характер; неуверенность в собственных силах не позволяет получать удовлетворение от выполнения задания.

3. Поисковая работа

( увлеченность в свободное время)

(анкетирование, наблюдение)

Читает дополнительную литературу по ОКМ, посещает кружок «Юный натуралист»

Длительность интересак уроку зависит от качеств личности, ситуации, увлеченности тем или иным заданием.

Осуществляется преимущественно на уроках.

4. Качество знаний

( анализирование)

Знания учащихся соответствуют всем требованиям стандарта.

В недостаточной мере соответствуют требованиям.

Знания слабые.


Каждый показатель оценивается по трехбалльной системе:

- высокий уровень – 3 балла;

- средний уровень – 2 балла;

- низкий уровень – 1 балл.

Для каждого ученика вычисляется общий балл.

10-12 баллов – повышенный интерес к предмету ОКМ; младший школьник достаточно знает особенности предмета ОКМ, может назвать предметы и явления живой и неживой природы, постоянно много читает дополнительной


литературы, заинтересованно и активно работает на уроках, часто задает вопросы.

7-9 баллов – умеренно выраженный интерес к предмету ОКМ; у младшего школьника не очень глубоко сформированы представления об окружающем мире, не всегда может назвать явления живой и неживой природы, то много, то ничего не читает дополнительно, не достаточно активно работает на уроках, иногда задает вопросы.

до 6 баллов – познавательный интерес к предмету ОКМ выражен слабо, носит ситуативный характер; у младшего школьника недостаточные, ограниченные знания по ОКМ, не интересуется данным предметом, мало или совсем ничего не читает дополнительно, на уроках пассивен, очень редко задает вопросы.

Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы: наблюдение, беседа, анкетирование, анализ.

Для диагностики первоначального уровня сформированности познавательного интереса у младших школьников к предмету ОКМмы провели методику анкетирования. При разработке данной методики мы опирались на диагностические методики А.Е.Голоштока и В.С.Юркевича, которые были адаптированы для детей младшего школьного возраста. Разработанная нами методика анкетирования дает возможность определить уровень познавательного интереса к предмету ОКМ у детей младшего школьного уровня. Для этого учащимся были предложены вопросы и три варианта ответов.

Методика анкетирования представлена в таблице 2.

Таблица 2.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru