Анкета по выявлению знаний о наркотиках, алкоголе, курении у детей младшего и старшего подросткового возраста



Скачать 139.68 Kb.
НазваниеАнкета по выявлению знаний о наркотиках, алкоголе, курении у детей младшего и старшего подросткового возраста
Дата12.06.2013
Размер139.68 Kb.
ТипАнкета
источник
1. /наш ответ наркотикам нет/описание мероприятий/Библиотека в школе.doc
2. /наш ответ наркотикам нет/описание мероприятий/тренинг.docx
Цели: заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровыми, приобщению к здоровому образу жизни -добиться формирования в учащихся активной позиции по данной проблеме Оформление, плакаты в зале
Анкета по выявлению знаний о наркотиках, алкоголе, курении у детей младшего и старшего подросткового возраста

Пояснительная записка.


Работа по профилактики вредных привычек в школе проводится систематически. Одной из эффективной формой работы с детьми являются занятия с элементами тренинга, которые проводят волонтеры школы. Здесь очень хорошо работает принцип «Равный равному» « Я такой же, как ты», то есть дети доверительней относятся к информации, которая им предоставляется от такого же ребенка.

Занятия позволяют:

1. Целенаправленно формировать осознанное отрицательное отношение к вредным привычкам и психоактивным веществам;

2. Помочь детям развивать в себе привычку к здоровому и творческому образу жизни.

3. На конкретных примерах доказать пагубное влияние на организм человека никотина, алкоголя.

4. Выработать умение правильно делать обоснованные выводы.

5. Быть убежденным, что жизнь без вредных привычек – более предпочтительна.

6. Знать, как можно отказаться от вредных привычек, уметь предложить возможные разумные, альтернативы проведения свободного времени.


Анкета по выявлению знаний о наркотиках, алкоголе, курении у детей младшего и старшего подросткового возраста.


1. Знаете ли вы что такое наркотики, сигареты, алкоголь?

-да.

-нет.

2. Откуда вы впервые узнали об этих веществах?

-от друзей;

- из газет, журналов, телевидения;

- из видеофильмов;

- от родителей;

- другое__________________________________________

3. Какое количество твоих знакомых, как ты думаешь, принимают наркотики, алкоголь, курят?

- нет таких:

- 2-3 человека;

5 и более.

4. Как ты думаешь, почему может возникнуть желание попробовать психоактивные вещества?

- это поднимает авторитет в глазах других ребят;

- это интересно, посмотреть как изменится настроение;

- это поможет досадить родителям;

- неудобно отказываться, когда все пробуют;

- если нет смысла в жизни;

- когда нечего делать;

- модно;

-другое______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

5. Довелось тебе хотя бы раз попробовать выкурить сигарету, выпить и т.п.?

- да

- нет.

6. Продолжи предложения:

- наркотики (алкоголь) это__________________________________________________

- если бы мне предложили наркотики (алкоголь), то я бы________________________

________________________________________________________________________

- я знаю, как можно бороться с наркотиками (алкоголем)________________________

- курение это_____________________________________________________________

- сигарета в руке - это показатель____________________________________________

- не курить – это значит не _________________________________________________

- для того, чтобы бросить курить, нужно______________________________________


Анкета для младших школьников

«Я и мое здоровье» (нужное подчеркнуть)

1.Здоровье это: 2. Как сохранить свое здоровье?

- чистый воздух. - два раза в день чистить зубы.

- игра за компьютером. - ложиться спать поздно.

- я и мое чистое, сильное тело. - хорошо питаться.

- спорт. - гулять на свежем воздухе.

- зарядка по утрам. - соблюдать режим дня.

- просмотр телевизора. - курить.

Другое____________________ - другое_______________________

Тренинг « Профилактика вредных привычек».


Программа тренинга для младших и старших подростков «Профилактика вредных привычек» позволит детям в игровой форме задуматься над многими жизненно-важными вопросами и приобрести навыки негативного отношения к курению, алкоголю и прочим наркотикам.

Если тренер-волонтер в процессе проведения тренинга видит что дети активно и с удовольствием выполняют задания, предложенные игры можно разделить на несколько тренингов, занятий (адаптировать под школьное расписание). В конце каждой встречи важно подвести итоги, и получить от детей обратную связь о том, насколько интересным и полезным был этот тренинг (рефлексия).

Цели тренинга:

- приобретение навыков ответственного отношения к своей жизни и высокой сопротивляемости негативного давления со стороны;

-помощь в установлении межличностных отношений и взаимопонимания между детьми;

-через игры тренинга ребенок получает не просто информацию, а инструмент для выбора в сторону здорового образа жизни.

Фазы тренинга.

Ориентировочная: дети должны познакомиться, и представить себя друг другу. Комплиментами, жестами и мимикой достигается комфортная обстановка, где каждый начинает чувствовать себя в безопасности.

Установление норм и разрешение конфликтов: дети предлагают правила поведения во время тренинга

Фаза продуктивной деятельности: после принятия групповых правил поведения начинается непосредственное выполнение упражнений по теме тренинга. После каждого упражнения волонтер подводит небольшие итоги, а дети делятся своими чувствами и мыслями, высказывая их по очереди.


Заключительная часть: тренер перечисляет упражнения и игры, которые применялись в тренинге, и просит детей оценить насколько интересным и полезным оказался для каждого ребенка тренинг.


Занятие №1 Знакомство.

Упражнение «Комплимент»: Каждый участник должен сказать своему соседу, что-нибудь приятное, обязательное условие, обращаться надо по имени и сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.


Упражнение «Социометрия»: дети объединяются в небольшие группы по схожим признакам, которые их объединяют (например: группа из светловолосых ребят или те, кто родились зимой или имеют общее хобби).

"Создать правила для группы": на большом листе ватмана тренер в быстром темпе записывает правила уважительного и эффективного поведения во время игр тренинга, которые дети предлагают по очереди. Например, один говорит — другие слушают, или тот, кто хочет высказаться — поднимает руку и тому подобное.


Упражнение «Чувства»: вспомните ситуацию, в которой вам пришлось общаться с человеком, находящимся в состоянии наркотического или алкогольного опьянения. Что вы испытывали? Какие чувства были у вас, и какие чувства у этого человека?

Упражнение «Марионетки»: дети делятся на тройки, в которых 2 детей - кукловоды и один ребенок — марионетка, которой управляют кукловоды. Разработать самостоятельно сценарий, и показать выступления нескольких марионеток. В конце упражнения обязательно обсудить возникшие чувства у всех 3-х участников.

РЕФЛЕКСИЯ:

1. Что ты узнал сегодня нового для себя?

2. Что ты чувствовал, когда слушал рассказы своих одноклассников?

3. Что у тебя сегодня получилось (не получилось)


Занятие №2

Упражнение «Комплимент»: Обращаясь к соседу, следует говорить о своем отношении и чувствах, в то же время высказывание должно быть приятно слушающему.


Упражнение «Мозговой штурм — зачем людям наркотики?»: дети по очереди предлагают свои варианты ответов на этот казалось бы простой вопрос. Когда каждый ребенок выскажется на эту тему, напротив перечисленных причин, написанных тренером на листе бумаги слева, тренер записывает конструктивные способы решения этих проблем, которые снова предлагают ребята. Например: люди становятся наркоманами от скуки, конструктивный способ — найти в интернете друзей, отправиться путешествовать с палаткой и т.п.

«Мозговой штурм: какие виды наркотиков вы знаете?»: дети по очереди перечисляют все известные им наркотики, а тренер их записывает на бумаге.

«Кто в нашем обществе чаще всего употребляет наркотики?»: упражнение выполняется аналогично предыдущим. Во время мозгового штурма (сбор идей у участников тренинга) важно учитывать, что ничто так не ценится детьми как самостоятельно найденные ответы на вопросы.


Упражнение «Табу»: это упражнение позволяет определить свое отношение у детей к любого рода запретам. В центре круга тренер кладет шкатулку, и объявляет детям что в шкатулке лежит то, что детям нельзя. Каждый из детей должен проявить свое отношение к предмету через мимику и жесты.


Упражнение «Тосты»: выбираются два подростка, которые выходят в круг. Один из них должен найти три повода, чтобы уговорить другого выпить. Тот, кого уговаривают, должен найти три повода, чтобы отказаться. После этого упражнения подросткам можно дать небольшой перерыв, чтобы они могли отдохнуть и настроиться на более серьезные упражнения.

РЕФЛЕКСИЯ (как и в первом занятии).

Занятие №3

Упражнение «Комплимент»: можно предложить участникам сделать комплимент соседу без слов, жестами. После того как комплимент закончился, целесообразно провести по кругу опрос: «Как ты думаешь, что тебе хотели сказать?» Правильность ответа подтверждает или не подтверждает автор комплимента.


Упражнение незаконченные предложения «Поговорим о зависимостях»: тренер начинает фразы, а дети их продолжают, заканчивая предложения, так как считают для себя правильным. Например:

Когда я общаюсь с человеком, зависимым от алкоголя или наркотиков, я чувствую...

Сложнее всего с такими людьми....

Ситуация в которой я смог бы стать зависимым от наркотика это ...

Когда я чувствую, что начинаю от чего -то зависеть я...

Быть независимым для меня...

С моей точки зрения зависимость это ....

«Поговорим об ответственности»: дети продолжают начатые тренером фразы по очереди:

Быть ответственным для меня означает...

Одни люди ответственнее других потому, что...

Безответственного человека можно определить по следующим поступкам...


Упражнение «Мифы о наркотиках»: вместе с тренером ребята размышляют о том, какое утверждение о наркотиках правда, а какое миф. Для более активного участия в этом упражнении, на первом этапе можно предложить ребятам проголосовать по поводу каждого из предложенных утверждений.

1.Марихуана — не наркотик.

2.Чтобы перестать употреблять наркотики, нужно просто уменьшать дозу.

3. Если не употреблять наркотик через вену, привыкания не возникнет.

4.Алкоголики и наркоманы — слабые и безвольные люди.

5. Наркотики — это вещества только синтетического происхождения.

6. Многие популярные люди употребляют наркотики, и у них все хорошо.

7.Алкоголь, сигареты и кофе — не являются наркотиками.

8.Люди начинают употреблять наркотики только от плохой жизни.

9. Запрет наркотиков в государстве — эффективный способ по борьбе с наркоманией (для младших подростков).

Миф: "В жизни все надо попробовать, в том числе и наркотики" Реальность: После пробы наркотиков вряд ли ты захочешь (и сможешь) попробовать что-то другое, принимать наркотики можно не напрягаясь, а все остальное (например: прыгнуть с парашютом, научиться серфингу и т.п.) требует усилий.

Миф: "Наркотики придают жизни разнообразие и скрашивают ее" Реальность: Сначала кажется, что скрашивают, вроде что-то новое, интересное... Но на самом деле все разнообразие хуже, чем в армии: утром встал - надо денег найти на дозу, нашел - надо купить, купил -надо принять, принял - надо спать. И так изо дня в день, изо дня в день. Тут уж не до веселья. Разнообразие же, это не одно и тоже, а много разного.

Миф: "Наркотики и алкоголь помогают решать жизненные проблемы" Реальность: Наркотики и алкоголь не делают так, что проблема решается сама собой, это не волшебная палочка, они лишь позволяют не думать о них или считать их чем-то незначительным. Трудности и проблемы есть у каждого и это нормально. Надо их решать и учиться справляться с трудностями. У людей, употребляющих наркотики появляется масса новых проблем: со здоровьем, в семье, с учебой, с милицией и др. К тому же наркотики и алкоголь при регулярном приеме изменяют психику, и шансов научиться решать свои проблемы становится все меньше.

Миф: "Есть люди, которые принимают наркотики много лет и прекрасно живут" Реальность: Довольно редко они рассказывают о себе, что "живут прекрасно", только чтобы не признавать свои проблемы. Каждый наркоман хотя бы раз пытался отказаться от наркотиков (к табаку, и тем более алкоголю, относится то же самое).

Миф: "Легкие наркотики принимать можно, это безопасно, от них не бывает зависимости" Реальность: С точки зрения законодательства, наркотики не разделяются на "легкие" и "тяжелые". Ответственность за незаконные операции с любыми наркотиками (приобретение, перевозка, хранение и пр.) одинакова. Любые наркотические вещества влияют на мозг и психику, вызывая необратимые последствия. Любые наркотики вызывают зависимость, а зависимость ограничивает свободу выбора, мешая заниматься более полезными и интересными делами.

Миф: "Наркотики часто принимают сильные и смелые люди" Реальность: Сильным и смелым не нужны наркотики, чтобы решать свои проблемы. Когда наркотики принимают (даже "для развлечения"), то пытаются отвлечься от каких-то проблем, чтобы не давило. Сильные люди не уходят от проблем, а самостоятельно решают их. А если человек принимает наркотики раз за разом "из интереса", то значит, он не сильный, а просто тормоз - никак не может въехать в эффект.

Миф: Выпить алкоголь или принять наркотик - лучший способ повысить настроение. Реальность: Алкоголь и наркотики дают лишь временный эффект. А когда они выводятся из организма, то настроение снижается и становится даже хуже, чем было до их приема, возникает усталость, тревога и депрессия. Лучший способ поднять настроение - это естественный способ: музыка, танцы, спорт, общение с друзьями, романтические чувства и т.п.(старший подростковый возраст).

Наркоманов в стране меньшинство «Телевизионный ролик о вреде наркотиков»: разбившись на несколько групп, дети придумывают интересные ролики о вреде наркотиков ( в том числе алкоголя, сигарет ). Группам дается 10 минут для придумывания интересного сюжета, затем группа обсуждает, какой из роликов был наиболее убедительным и запоминающимся.

РЕФЛЕКСИЯ (как и в первом занятии).

Занятие №4.

Упражнение «Комплимент»: участники занятия говорят друг другу что-нибудь приятное. Тот, к кому обращались, обязательно должен поблагодарить за комплимент. После выполнения упражнения тренер-волонтер спрашивает: «Как вы думаете, почему мы с вами все наши занятия начинаем с комплимента?» Далее делается короткая дискуссия, в результате которой делается вывод: « Для того, что бы у всех в начале работы было хорошее настроение». После этого каждый участник рассказывает, что для него значит хорошее настроение, что он чувствует, когда у него хорошее настроение, на что похоже его настроение.


Упражнение «Письмо в редакцию»: упражнение направлено на умение сочувствовать и понимать проблемы таких же людей, как мы сами. Волонтер предлагает детям представить, что они работают в редакции и к ним пришло письмо с просьбой о помощи и совете. Например: «Дорогая редакция, у меня есть парень, и недавно я узнала, что он стал принимать наркотики. Он предлагал и мне... Я не знаю, что мне делать. Я его люблю, и хочу ему помочь. Но он меня не слушает, и продолжает их употреблять. Что делать?...» После этого, дети должны предложить свои способы помощи для этой девочки. Группа может разбиться на несколько человек, и предложить несколько вариантов помощи.


Упражнение «Да — нет». Нам всем в жизни приходится кому-то в чем-то отказывать. Делать это очень неприятно, но иногда приходится и даже необходимо. Говорить «нет» настолько неприятно, что иногда мы даже злимся на того, кому мы отказываем. А он не виноват. Мы сами часто не проявляем должную твердость. Для того чтобы к нам пореже обращались с разными неприятными просьбами, следует научиться сразу выражать свою позицию уверенно, не пользоваться такими оборотами, как «посмотрим», «там видно будет». Эти обороты очень похожи на обещание. Но даже если мы научились четко, ясно и спокойно объяснять свою позицию, этого бывает недостаточно. Иногда приходится прибегать к специальным техникам отказа.

Эта игра позволяет детям потренироваться говорить слово «нет» в самых разных ситуациях. Один подросток старается повторяя слово «да» подавить волю у того, кто отвечает слово «нет». Можно использовать мимику, жесты. Все кроме физических действий. В конце упражнений дети обсуждают насколько слово «нет» получалось убедительным в процессе игры.

«Наступление» - на любую просьбу, которая противоречит вашим интересам или здравому смыслу, вы отвечаете отказом, потому что на подобные действия имеется запрет. Это запрещают правила, родители и т.д. (проигрывание ситуации в парах).

«Да, но…» - вы соглашаетесь, что то, что просят у вас реально, но… (не сейчас, не здесь, есть объективные причины этого не делать, проигрывание ситуации в парах).

РЕФЛЕКСИЯ (как и в первом занятии).


В конце каждого занятия и в целом тренинга, тренер задает ребятам вопросы:

Что вы чувствуете после нашего тренинга? Насколько вам было интересно? Что нового вы узнали играя сегодня? Хотелось бы вам еще поучаствовать в аналогичном тренинге? Что бы вы добавили в наш тренинг? Даст ли детям этот тренинг 100% гарантию того, что они никогда в своей жизни не попробуют наркотики? Конечно нет. Хотя, кто-то возможно так и поступит. Но нам очень важно помочь детям задуматься о том, как важно хорошо к себе относиться, уметь говорить «нет» и думать о том, для чего мы пришли в этот удивительный мир.


Программа тренинга «Береги свое здоровье» для младших школьников.

Первоначально волонтеры проводят небольшую анкету среди класса, объясняют, с какой целью они проводятся опрос. Затем один волонтер обрабатывает данные, а второй начинает работу с детьми по теме тренинга. Сначала дети знакомятся, затем садятся в круг и начинают работать вместе с волонтерами школы. Именно передача информации от ребенка к ребенку более эффективна и лучше воспринимается детьми, чем она передается от взрослого.

Структура тренинга:

1.Знакомство, снятие напряжения.

Дети по кругу называют свои имена. Затем тренер открывает детям «правило- секрет»:

Наше настроение зависит от наших мыслей. Поэтому, если хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение, думай о хорошем. Затем тренер-волонтер приводит примеры мыслей, которые создают хорошее или плохое настроение, и записывает их на доске, например:

Я плохой Я справлюсь

Я не умею У меня получится

Я не справился Я научусь

Меня обидели Все будет хорошо

Я боюсь Я не буду бояться


2. Составление правил работы в группе:

*Быть внимательным к собеседнику.

*Не выкрикивать ответ «Правило поднятой руки».

*Не высмеивать высказывания друг друга и т.п.


3.Беседа на тему «Как сохранить свое здоровье?» (по результатам анкетирования).

4. Упражнение «Когда трудно сказать НЕТ»

Представьте, что кто-то пытается заставить вас сделать что-то неприятное, опасное, просто плохое. Что подсказывает вам ваш ум?

«Темные мысли»:

- Если я скажу «нет!», со мной не будут дружить.

-Если я откажусь, то они станут дразнить меня.

- А вдруг я останусь один, если скажу им «нет»?

«Чистые мысли»:

- Это мой выбор!

-Я смогу победить свой страх!

- Это нужно сказать и я сделаю это!

- Я не испугаюсь!

Обсуждение с детьми ситуаций когда им было трудно отказать.

Затем волонтер предлагает прослушать сказку, про то, что случается, когда трудно сказать «НЕТ!».

5. Представление сказки «Муха – цокотуха» (модифицированная, про курение, что бывает когда не можешь сказать нет).

Муха, муха-цокотуха Больше братцы не могу!

Позолоченное брюхо Стала бедная кричать!

Муха по полю пошла - Нету больше сил молчать!

Табачок она нашла Вдруг откуда ни возьмись

Села мухонька в карету Маленький комарик

Закурила сигарету, А в руке его горит

Отказать порыву нету Маленький фонарик!

Увлеклася табачком - Муха муха не дури

Подавилася дымком… Брось сигарку не кури!

А противный паучок-табачок Лучше муха попляши

Нашу муху в уголок поволок. Почитай да попиши

Сигареткой угощает Свежим воздухом дыши

Долгой жизни обещает. Сигарету затуши!

Воз здоровья и успех, Будешь муха хороша

И здоровый детский смех. Расцветет твоя душа

Цокотуха улыбнулась, И с тобою мы вдвоем

Сигареткой затянулась… Без сигарки проживем!

Вот прошло немало дней, Ты не бойся старичка

Посмотрите что же с ней? Бойся лучше табачка.

Наша муха изменилась Это злая паутина состоит из никотина

В инвалида превратилась. Вещества проходят в кровь,

Глазки больше не горят. Ты слабеешь вновь и вновь.

Зубы желтизной блестят, Испугалась цокотуха

Сердце бешено стучит. Затряслась злочонным брюхом

Платье нервно теребит. Я теперь примерной стану

- Дайте мухе табачку! И курить я перестану

Обещаю не тужить

С сигаретой не дружить!

И с тех пор они живут

И здоровье берегут!


6. Рефлексия, обсуждение услышанного.


7. Групповое рисование «Дерево здоровья».

На большом листе ватмана рисуется ствол дерева символизирующее здоровье, а на ветвях дети обрисовывают свои ладошки (листья) и пишут в них, из чего состоит наше здоровье и как его можно сберечь, укрепить.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru