Программа для волонтеров " Помоги себе сам" (психопрофилактика и преодоление диструктивного стресса среди учащейся молодежи)



Скачать 371.94 Kb.
НазваниеПрограмма для волонтеров " Помоги себе сам" (психопрофилактика и преодоление диструктивного стресса среди учащейся молодежи)
Дата12.06.2013
Размер371.94 Kb.
ТипПрограмма
источник

Научное издание


Марианна Владимеровна Коврова


Обучающая программа для волонтеров “ Помоги себе сам” (психопрофилактика и преодоление диструктивного стресса среди учащейся молодежи).


Компьютерный набор: Грибенченко Т. Ю.


^ Компьютерная верстка: Тарелкин А. В.

Резванов Р. М.


Центр социального здоровья детства, юношества и семьи, 2001г.


Обучающая программа для волонтеров “ Помоги себе сам” (психопрофилактика и преодоление диструктивного стресса среди учащейся молодежи).


^ Цель: Психопрофилактика преодоления деструктивного стресса среди учащейся молодежи посредством развития волонтерского движения.


Задачи:

  1. Предоставление базовых теоретических знаний по проблеме психологического стресса ( определение причин, понятий, разновидностей стресса, динамики развития стрессового состояния)

  2. Актуализировать необходимость основных направлений психокоррекции и психопрофилактики детсруктивного (“вредного, подавляющего”) стресса среди учащейся молодежи в значимых сферах жизнедеятельности (семья, учеба, межличностные отношения с ровесниками).

  3. Формирование навыка применения различных психологических упражнений в тренинговом формате .

  4. Формирование навыка использования рефлексивных и нерефлексивных упражнений в различных вариантах исполнения (индивидуально, в парах, микрогруппах, в группе в целом).

  5. Формирование навыка применения методического приема ролевой игры, актуализирующего коммуникативные поведенческие модели в стрессовых ситуациях.

1

  1. Формирование навыка применения психотехник эмоционально-волевой саморегуляции.

Механизм реализации программы:

  1. Обучение будущих волонтеров, педагогов, психологов, социальных работников системы КДМ с привлечением тренингого формата проведения занятий.

  2. Проведение тренинговых занятий среди учащейся молодежи (старшеклассники, студенты).


Методические приемы и психотехнологии:

  1. Психогимнастика.

  2. Ролевая игра.

  3. Эмоционально-волевая саморегуляция.


Условия реализации программы:

Количество занятий - 4

Продолжительность одного занятия- 1,5-2,5 академического часа.

Варианты обучения:

  1. Самостоятельный.

  2. Индивидуальный с инструктором.

  3. Групповой с инструктором.

Контингент участников: психологи, педагоги, социальные работники, медицинские работники, волонтеры.


Требования к участникам программы


  1. Мотивация к участию по программе и дальнейшей работе по ее реализации.

  2. Прохождение полного курса программы.

Рекомендуемая для прочтения литература.

  1. Алиев Х.М. “Защита от стресса” - М.: 96 г.

  2. Бодров В.А. “Психологический стресс: Развитие учения и современное состояние проблемы” – М.: 95 г.

  3. Габдреева Г.Ш. “Самоуправление психическим состоянием” –

Казань: 81 г.

  1. Капони В., Новак Т. “Сам себе психолог” - С. – Петербург, 94 г.

  2. Карандашев В.Н. “Как жить в условиях стресса” – С.-Петербург, 93 г.

  3. Китаев- Смык Л.А. “Психология стресса” – М.: 83 г.

  4. Пауэлл Т., Пауэлл Дж. “Психотренинг по методу Хосе Сильвы” – С.-Петербург, 2000 г.

  5. Прохоров А.О. “Методы психической саморегуляции” – Казань, 90 г.

  6. Шрайнер К. “Как снять стресс: 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты” – М.: 93 г.



39

  1. красного цвета, затем черного, затем оранжевого, синего, коричневого, розового, белого.

  2. Уменьшайте ваш предмет до микроскопических размеров, пока он не превратится в мизерную точку, и она в скором времени исчезает, словно испаряется в воздухе и вы больше ничего не наблюдаете.

  3. А теперь медленно и постепенно откройте глаза. Возьмите ручки и напишите на листе бумаги какие радостные, приятные минуты вы испытывали в общении с вашими друзьями (ровесниками) за последние несколько дней, включая и сегодняшний день, постарайтесь не пропустить ни одной, даже самой маленькой радости.

^ Информация для ведущего: Участники и ведущий прописывают свои радости и делятся ими друг с другом.


Ведущий: “Это упражнение можно выполнять дома, а также старайтесь

ежедневно в обычных будничных днях находить радостные, приятные

события. А теперь после того как мы поделились нашими радостями,

давайте поделимся друг с другом впечатлениями от всего занятия”.


Ведущий: “Всем спасибо! Надеюсь, что приобретенные на занятии знания и навыки вы будете стараться применять в повседневной жизни”.


38

  1. Работа в качестве волонтера или специалиста среди учащейся молодежи в программе “Помоги себе сам”.

  2. Анализ результатов волонтерской (социальной, психологической , педагогической) деятельности в процессе реализации программы “Помоги себе сам” (семинары, круглые столы, совещания, стажировки)

  3. Прохождение предварительного консультирования для участия в программе

ВНИМАНИЕ! Лица с высоким уровнем личностной невротизации (тревожности, напряженности), высоким уровнем конфликтности, агрессивности не могут быть участниками программы.


^ Критерии мотивации для привлечения специалистов и волонтеров по данной программе

  1. Актуальность выбора темы среди учащейся молодежи, востребованность программ указанного направления.

  2. Приобретение в целях профессионального и личностного роста навыков по преодолению и психопрофилактике деструктивного стресса.

  3. Приобретение опыта работы в тренинговых группах ( в качестве участника и в качестве ведущего).

  4. Наличие возможностей для проявления своей социальной активности (возможно развитие лидерских способностей)

  5. Наличие возможностей для проявления своей коммуникативной активности ( расширение круга общения, активная коммуникативная позиция и т.д.)

Внимание!!!

Всю необходимую дополнительную информацию о программе вы можете получить в процессе индивидуальной консультаций и стажировок в Центре социального здоровья детства, юношества и семьи. Адрес: г. Кострома, ул. Центральная, 25. (педагог-психолог: Коврова М. В., телефон 22-46-21)

^ 1 занятие – теоретическое

Цель: Представление основных теоретических подходов к проблеме переживания деструктивного стресса среди учащихся молодёжи


Проблема стресса в последние годы является одной из самых актуальных тем в мировой психологической науке и практике. Актуальность переживания психологического стресса среди учащейся молодежи продиктовано следующими факторами:

  1. Проблемы учебной деятельности.

  2. Личностные проблемы.

  3. Социально-психологические проблемы (межличностная коммуникативная сфера).

Психологическая справка.

1. “Стресс” в переводе с англ. языка означает давление, напряжение. Этот термин используется в ряде научных дисциплин: в медицине, физиологии, психологии, социологии. Первоначально понятие “стресс” возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма в ответ на неблагоприятное воздействие (“Общий адаптационный синдром” Г..Селье). Позднее понятие “стресс” использовалось для описания широкого

3 упражнение

Один участник занимает позицию слушателя, другой – только говорящего. Тема задается ведущим. Лучше выбирать в качестве темы: эмоции, мечты в сфере общения.


Ведущий: “В качестве профилактики возникновения стресса в общении психологи рекомендуют:

  1. Быть терпеливым к разным людям, принимать их такими какие они есть.

  2. Не обвинять только окружающих в ваших собственных неудачах и ошибках, а также не стоит излишне критиковать и свое поведение.

  3. Попробуйте себя в роли психолога, наблюдайте за поведением, настроениями различных людей – это улучшит ваше общение с окружающими.

  4. Старайтесь, как можно чаще общаться с жизнерадостными и доброжелательными людьми.

( Рекомендации готовятся заранее в виде памятки № 2).


Ведущий: “ В заключении тренинга выполним упражнение,

способствующее развитию самоконтроля отрицательных эмоций в общении”.

^ Упражнение выполняется под спокойную музыку.

  1. Закройте глаза и представьте себе ваш страх или гнев в виде какого-либо неодушевленного образа, предмета (шара, цилиндра, молнии).

  2. Затем попробуйте представить, что этот предмет начинает расти и достигает гигантских размеров.

Мысленно, с помощью вашего воображения представьте, что ваш предмет становится ярко

Для этого:

  • Сконцентрируйте свое внимание на какой-либо наиболее приятной черте внешности вашего собеседника.

  • Представьте себе реальные или воображаемые положительные черты характера или поведения вашего собеседника.

  1. После выхода из этой паузы, говорите спокойно, медленно, уверенно, взвешивая каждое слово.

  2. Не принимайте никаких ответственных решений.

  3. Если это возможно, проявите инициативу для завершения общения на данный момент времени.

(Рекомендации записываются заранее в виде памятки № 2).


Ведущий: “Очень большое значение в общении занимает умение слушать.

Тренировка умения слушать, рассматривается и как профилактика развития стресса в общении”


^ Упражнение на тренировку “умения слушать” в парах.


1 упражнение

Участники садятся спинами друг к другу.

Начинается разговор (тема произвольная).

Выполнение упражнения 3 минуты.

2 упражнение

Один участник стоит, другой сидит.

Начинается разговор (тема произвольная), затем “роли” меняются местами.


36

круга психических состояний индивида в неблагоприятных условиях.

Наиболее общепринятым считается определение писхологического стресса под которым понимается высокий уровень психологического напряжения, тревоги в ответ на разнообразные стрессоры (причины, возникновения стресса).


Перенос схемы общего адаптационного синдрома Г. Селье в психологическую сферу позволяет рассматривать модели динамики развития психического напряжения.


Временной период.

Данная модель включает в себя три основные стадии:

  1. АВ – нарастание психического напряжения.

  2. ВС – высокий уровень психического напряжения – стресс.

  3. СД – снижение психологического напряжения.

АД – уровень фоновой активности в спокойном бодрствующем состоянии.

  1. Большое значение для практики имеет общее представление стрессового и нестрессового стиля жизни, что к примеру отражено в работах К. Шрайнера.




Человек, ведущий стрессовый стиль жизни.

Человек, ведущий нестрессовый стиль жизни.

Хронический неослабевающий стресс, не допускает возможности изменения своего стрессового сценария.

Допускает стресс в определенные периоды напряженной деятельности. Считает возможным влиять и изменять индивидуальный стрессовый сценарий.



Беспокоится по поводу потенциально неприятных поступающих событий.

Уравновешивает опасные события полезными целями и положительными событиями, к которым следует стремиться.

№ 1). Как вы считаете, могут ли названные вами проблемы стать источниками стрессового состояния? (ответы как правило утвердительные). Действительно, не зависимо от того, насколько общителен человек, он может испытывать проблемы в общении и это становится источником развития стресса. Психологи утверждают, что основными причинами возникновения стресса в общении являются:

  1. Неуверенность в себе, застенчивость.

  2. Низкий уровень развития коммуникативных навыков (умение слушать, принимать и передавать информацию).


Ситуации для ролевого проигрывания:


  • Ваш знакомый (друг) приглашает Вас куда-либо, но вам с ним очень скучно и вы говорите…

  • Ваш приятель ставит Вас в неловкое положение, рассказывая при всех истории о Вас и Вы говорите ему…


^ Информация для ведущего: Ведущий предлагает участникам проиграть эти ситуации, затем идет обсуждение.


Ведущий: “Психологи в качестве одного из советов предлагают следующий алгоритм поведения в стрессовой коммуникативной ситуации, когда вы вынуждены общаться с человеком, которого оцениваете как “стрессового”:

  1. На какое-то время мысленно скажите себе “стоп”, возьмите паузу, чтобы не потерять самоконтроль.

^ Основная часть


Ведущий: “Сегодня речь пойдет о переживании стресса в общении с одноклассниками, ровесниками, друзьями. Но прежде всего мне бы хотелось спросит вас, что вы понимаете под словом “общение”. Важно ли для вас общение с друзьями, ровесниками?” (ответы участников).


Упражнение: “Общительный ли я человек, мои трудности в общении”.


Ведущий: “Любому человеку интересно и полезно знать мнение окружающих о себе. Давайте сейчас попробуем провести мини-социологический опрос Мы зададим друг другу вопросы: Как ты думаешь, я общительный человек? Какие трудности Вы испытываете в общении с друзьями и ровесниками?”.


^ Информация для ведущего: Участники подходят друг к другу и задают вопросы об общительности, как черте характера, и о трудностях, возникающих в общении.


Ведущий: “Как вы считаете, у нас в группе больше общительных или необщительных людей? (Как правило, больше общительных). Много ли трудностей, проблем вы испытываете в общении с друзьями” (ответы).

Сейчас я попрошу вас озвучить одну - две самые важные для вас проблемы в общении с ровесниками, друзьями (ответы фиксируются ведущим на ватмане

34

Поглощен одним видом жизнедеятельности (например, только работой или только личной жизнью), что не приносит удовлетворения.

Вкладывает энергию в различные виды деятельности, что в целом приносит удовлетворение.

Считает, что трудно просто провести время, расслабиться.

Умеет доставлять себе удовольствие, расслабиться.


Воспринимает жизнь в целом как тяжелые, трудные ситуации, имеет чувство юмора.

В целом, наслаждается жизнью, настроен оптимистически, имеет хорошо развитое чувство юмора.



  1. Составляющими психологического стресса являются:




  1. Факторы (причины стресса):

  • внешние - причины независящие от самого человека

  • внутренние – причины, способствующие развитию стресса в самом человеке.

  1. Характерные эмоции: страх переходящий в раздражение, гнев или в чувства стыда, вины.

  2. Экспрессивные проявления – изменение мимики, жестикуляции, походки, речи.

  3. Поведенческие изменения – варианты поведения в стрессовой ситуации

  • избегание,

  • поиск и оказание социальной поддержки,

  • разрешение проблемы.

Модель переживания психологического стресса

Стрессовая ситуация – экзамен, конфликтная ситуация, ответственное выступление, общение со значимыми людьми и т.п.




Внешние факторы:

  1. Информационные перегрузки.

  2. Организационные трудности

  3. Влияние другого человека (родители, учители и т.п. )




Внутренние факторы:

  1. Неадекватная самооценка, неуверенность в себе.

  2. Высокий уровень личностной тревожности, напряженности.

  3. Коммуникативные проблемы и т.п.




Характерные эмоциональные проявления




Страх




Гнев, раздражение




Стыд, вина




Внешние экспрессивные изменения.




Поведенческие изменения



Тема: “Стрессовые ситуации в неформальном межличностном общении”. (одноклассники, ровесники, друзья).


^ Информация для ведущего: Перед началом занятия раздать визитки. Озвучить цель и тему занятия.


Разминка: Психогимнастические упражнения выполняются без разговоров и

напрвлены на прием и передачу информации.


“Подарок”


Ведущий: “Сейчас я передам что-то, как подарок, моему соседу слева. Он должен его принять и передать дальше по кругу с помощью жестов, имитирующих образ подарка”. После того как “подарок” возвращается ведущему, происходит обсуждение того, что мы передавали.


“Зеркало”


Участники разбиваются на пары. Один – “зеркало”, другой - смотрит в “зеркало”. “Зеркало” точно копирует все движения, жесты. Затем происходит обмен ролями.


“Покажи свои эмоции”

Заранее готовятся карточки с различными эмоциями в виде лиц, изображающих: грусть, радость, скуку, страх, гнев и т.д. Участники вытягивают карточки и показывают ту или иную эмоцию. Данное занятие предлагает рассмотрение стрессовых коммуникативных ситуаций в неформальном межличностном общении и затрагивает проблемы коммуникативных навыков, коммуникативной компетентности в подобных ситуациях. Необходимо активизировать внимание участников на вопросах эмоционального самоконтроля и совладающего с ситуацией поведения.


Цель для варианта обучающей программы: Формирование навыков применения психогимнастических, сюжетно-ролевых, рефлексивных и нерефлексивных приемов, способствующих развитию коммуникативной стрессоустойчивости.


Цель для варианта реализующей программы: Формирование навыков, способствующих развитию коммуникативной стрессоустойчивости и эффективного поведения в коммуникативных стрессовых ситуациях.


Материально-техническое обеспечение:

  • ватманы

  • маркеры, фломастеры

  • небольшие листочки (блокноты, тетради) для ведения записей

  • возможно использование оживленной музыки для разминки и спокойной для сопровождения самостоятельных упражнений.



32

Избегание проблемы




Этапы разрешения проблемы




Поиск и оказание социальной поддержки




  • Считаю, что проблемы скоро не будут существовать

  • Стараюсь уйти, забыть о существовании проблемы.




  • Осознание проблемы

  • поиск альтернативных решений

  • принятие решения

  • выполнение действия и контроль за его осуществлением.




  • Иду к другу (подруге), чтобы “поплакаться в жилетку” и для оказания поддержки

  • ищу помощь, советов со стороны других значимых для меня людей (родителей, друзей и т.д)..




  1. Для современного старшеклассника (студента) основными сферами жизнедеятельности, в которых могут возникнуть различные стрессовые ситуации являются:

В семье:

  1. Конфликты с родителями

  2. Конфликты с сестрами, братьями


В учебе:

1.Ситуации подготовки к урокам,

2.Коммуникативные ситуации на уроках ( ответы, выступления, доклады)

В общении с друзьями, близкими друзьями противоположного пола, ровесниками.

1.Конфликты

2.Общение в незнакомой компании

! Задания для участников.

9

  • Какие вы можете вспомнить характерные для этого возраста стрессовые ситуации? (ответы участников).

  • Представьте себя в роли учащегося ( старшеклассника, студента) и выберите какую – либо одну стрессовую ситуацию, опишите ее и представьте составляющие этапы развития стрессового состояния с использованием схемы – модели развития стресса (обсуждение представленных моделей).


Занятие № 2


Информация для варианта обучающей программы


^ Инструкция ведущему: По ходу занятия необходимо подробно объяснять участникам как необходимо выполнить то или иное упражнение. Все упражнения, ролевые проигрывания должны быть обязательно пройдены всеми участниками группы. Необходимо максимально использовать личный опыт переживания стресса в учебном процессе со стороны участников группы. Необходимо выслушать мнение каждого участника и учесть его позицию в том или ином вопросе. После прохождения тренинга в роли участника волонтер должен обязательно попробовать себя в роли ведущего этого занятия под руководством руководителя программы.

^ Продолжительность занятия: 1,5 – 2 акад. часа


Цель обучающего варианта занятия : формирование навыка применения психогимнастики, рефлексивных

10

руководит процессом обсуждения и предлагает другие варианты поведения в данной ситуации.

1вариант - Избегание

Старшеклассник уходит от конфликта, не ввязывается в спор, не идет на поводу у сестры (брата).

2 вариант - Разрешение проблемы

Старшеклассник без агрессии, спокойно пытается мягко повлиять на брата (сестру), меняет тон речи, обращает внимание на его (ее) достоинства, может проговорить свои недостатки. Идет по пути взаимных уступок или пытается его (ее) чем-либо заинтересовать, чтобы отвлечь от конфликтной ситуации.


^ Информация для ведущего: Далее ведущий с этими же или другими “актерами” демонстрирует ролевые проигрывания двух других представленных вариантов. Необходимо акцентировать внимание участников на второй варианте. Можно использовать в проигрывании варианты выхода из конфликтной стрессовой ситуации самих участников.

Ведущий: “Мы с Вами сегодня продуктивно поработали. Давайте подведем итоги занятия”.

Все участники проговаривают свои впечатления от занятия.

Ведущий: “Всем спасибо! До свидания!”

Занятие 4


Информация для вариантов реализующей и обучающей программы.


31

После этого:

Составляется договор сторон на взаимных условиях о возможных вариантах решения этой проблемы, взаимных уступках друг другу.

^ Информация для ведущего: Необходимо подвести участников к мысли, что лучше в конфликтных ситуациях не терять самообладания, надеяться на себя, стараться выбрать 3 вариант и таким образом найти выход из сложившегося положения.

После ролевых проигрываний других вариантов- короткие резюме и обсуждения каждого из них. Остальные участники также должны иметь возможность проиграть все варианты поведения в данной конфликтной ситуации.


^ Конфликт с сестрой, братом.

Ведущий: “Рассмотрим следующую конфликтную стрессовую ситуацию”. Обращается к “актёрам”: “Ваши впечатления от сыгранных ролей? (ответы)

Находились ли Вы в стрессовом состоянии?” (ответы).

“Как оно было выражено? Ваше поведение в этой ситуации?” (ответы)

^ Информация для ведущего: Как правило, наиболее типичным вариантом поведения в этой ситуации является соперничество, сопровождающиеся вербальной и возможно физической агрессией.

Ведущий: “Как вы считаете, возможны ли в этой ситуации другие варианты поведения?” (ответы).

^ Информация для ведущего: Ответы участников фиксируются ведущим в своих записях. Ведущий


30

упражнений, ролевой игры, направленных на профилактику и преодоление учебного стресса.


^ Информация для реализующего варианта программы ( занятия со старшеклассниками, студентами)


Инструкция ведущему: Необходимо настроить участников на разговор по волнующей и актуальной для них теме – учебный стресс. В разминке – снять напряжение, заставить каждого участника свободней себя почувствовать в группе. В основной части – активизировать мышление, учебно-стрессовый опыт участников. Обязательно необходимо стараться выслушать каждого участника, не оказывая давления, относиться к каждому доброжелательно, называть по имени, благодарить за каждое выполненное упражнение.

^ Продолжительность занятия: 1 – 1.5 акад. часа

Цель реализующего варианта занятия: формирование умений по самодиагностике стрессового состояния в учебном процессе, приобретение знаний в сфере профилактики и преодоление “вредного” стресса в учебном процессе.

^ Цель для представления участникам: приобретение знаний об учебном стрессе, что необходимо делать в стрессовых учебных ситуациях, что делать для предотвращения развития стресса в учебном процессе.

Материально – техническое обеспечение занятия:

  • ватманы

  • маркеры, фломастеры

  • небольшие листочки ( блокноты, тетради) для ведения записей

  • возможно использование оживленной музыки для разминки и спокойной, фоновой для сопровождения самостоятельных упражнений.


Тема: 1) стрессовые ситуации во время подготовки к домашним занятиям (контрольным работам, экзаменам, ответственным выступлениям и т.п.)

2) стрессовые коммуникативные ситуации ( сдача экзаменов, ответы

у доски и т.п.)

Разминка

До начала занятия необходимо озвучить цель и тему занятия, предоставить 3 – 4 минуты для написания визиток со своим настоящим или вымышленным именем, которым участники хотели бы себя называть в тренинговой группе (визитки прикрепляются к одежде участников).

1 этап разминки - Знакомство

Каждый участник должен представить себя: имя, чем любит заниматься, где учится ( работает), хобби. Время представления 2-3 минуты.

2 этап разминки- ^ Освоение тренингого пространства.

Ведущий: “Сейчас мы попробуем получше освоиться в этом тренинговом пространстве. Посмотрите, пожалуйста, на эту стену (показать рукой), теперь на эту стену и т.д. (на все стены, потолок, пол комнаты). Затем, посмотрите на своего правого соседа, а потом на своего левого соседа, дотроньтесь до правого соседа, а потом до своего левого соседа”.

Время для выполнения упражнения 5-7 минут.

12

Ведущий: “ В этой конфликтной ситуации возможны и другие варианты поведения. Вы мне их не подскажете?” (ответы участников).


^ Информация для ведущего: Ведущий фиксирует ответы в своих записях, а если участники затрудняются в ответах, берет инициативу в свои руки.

Далее, ведущий, и эти же “актеры” (или другие участники) демонстрируют остальным участникам варианты поведения (под руководством ведущего):

1 вариант - Оказание социальной поддержки

Старшеклассник в конфликтной ситуации с одним родителем ищет поддержки другого родителя, родственника.

  • Необходимо подчеркнуть, что проблема не будет решена этим способом, если задействовано простое манипулирование.

  • Проблема будет решена, если другой человек подскажет реальные выходы из этой ситуации и одновременно окажет психологическую поддержку – одобрит, выслушает.



2 вариант - Избегание

Старшеклассник уходит из комнаты, из дома, старается забыть об этой ситуации:

  • Необходимо подчеркнуть, что при этом варианте проблема никогда не будет решена.

3 вариант - Разрешение проблемы.

Старшеклассник пытается успокоить родителей, договориться с ними, приводит доводы, аргументы, разговаривает спокойно. Берёт инициативу в свои руки.

^ Во взаимоотношениях с братьями, сестрами

  • Вы учите “трудные” уроки (готовитесь к контрольной работе, экзамену), а в этой же комнате Ваша сестра или брат на всю громкость включает музыку (кричит, танцует, поет и т.д.)

  • Вы пригласили на день рождение (вечеринку) ваших друзей, а Ваш брат (сестра) при гостях устраивает скандал.


^ Информация для ведущего: Обязательно необходимо проиграть два типа конфликтных ситуаций: – одну – взаимоотношения с родителями, другую – взаимоотношения с братом и сестрой. Также, стоит поощрять самостоятельный выбор конфликтных ситуаций самими участниками и предлагать свои ситуации в случаях затруднений при выборе.

После просмотра ролевых игр обсуждается поведение и состояние участников проигранных конфликтных ситуаций.


Ведущий: (обращается к “актерам”) “Ваши впечатления от сыгранной роли? Находились ли Вы в стрессовом состоянии? Как оно было у Вас выражено? Как Вы вели себя в этой ситуации?” (ответы участников).


^ Информация для ведущего: Как правило, поведение в этой конфликтной ситуации, либо открыто агрессивно, проявляется соперничество (оправдание со стороны старшеклассника, упреки, вызовы), либо замыкание в себе (упрямство, молчание, игнорирование родителей).

28

^ 3 этап разминки - Психогимнастическое упражнение

Обмен по признакам”.


Ведущий: “Внимание! Сейчас мы с вами встанем в круг и будем переходить с одного места на другое, если у Вас есть признаки, которые я буду называть. Итак, поменяйтесь местами, те, у кого в одежде есть синий цвет (участники быстро меняются местами) – а теперь, те, у кого есть сестры (участники быстро меняются местами), в теперь, те, у кого на руках есть часы и т.п. Признаки могут быть любые”. Время для упражнения 3-5 минут.

Информация для ведущего: Основное назначение разминки заключается в уменьшении напряжения, сплочении тренинговой группы, знакомстве участников в новом для них качестве, даже если они хорошо знают друг друга.


^ Основная часть.

1 блок.

Ведущий: “Какое представление вы имеете о стрессе? (ответы участников) Как вы понимаете стресс?” (ответы участников).

^ Краткая научная справка.

Ведущий: “Психологи считают, что стресс – это высокий уровень напряжения, беспокойства, возникающий в ответ на разнообразные воздействия и опасен тем, что после его переживания могут возникнуть различные заболевание – астма, гастрит, сердечно-сосудистые болезни, аллергические

13

реакции и т.п. Поэтому очень важно научиться преодолевать стресс в различных ситуациях”.

Ведущий: “Как вы думаете, переживаете ли вы когда-нибудь стресс? (ответы участников). Какие стрессовые ситуации вы можете назвать?” (ответы участников).


^ Информация для ведущего: Все ответы фиксируются на доске, на чистом большом листе бумаги, ватмане, который висит на видном для всех месте (Ватм. №1).


Ведущий: “Обратите внимание на ситуации, в которых отмечено возникновение стресса из-за различных учебных перегрузок, во время подготовки домашних заданий, контрольных, экзаменов.

^ Информация для ведущего: Если таких стрессовых ситуаций не будет названо, то назовите их сами или спросите у участников.


Ведущий: “А сейчас возьмите, пожалуйста, листочки (тетради, блокноты) и разделите чистый лист бумаги пополам вертикальной чертой. В левом столбике Вы запишите то, что Вам мешает в подготовке к урокам (экзаменам), а в правом – что этому способствует, помогает.

Время выполнения упражнения – 5-7 минут.

Что мне мешает готовить уроки (контрольные, экзамены)

Что мне помогает готовиться к урокам (контрольным, экзаменам)

1…

2…

3…

1…

2…

3…

Очень критичный человек, скорее всего авторитарный, властный, любит навязывать всем свою точку зрения. Любитель скандалов, которые может устроить в любой момент времени.


2 блок

Ведущий: “Итак, Вы познакомились с результатами данного теста, но независимо от того какой вариант у вас получился, никто не застрахован от попадания в конфликтную ситуацию. Это может произойти неожиданно и внезапно”.

Ведущий: “Давайте разобьемся на 2 (возможно и 3) микрогруппы ( по 5-6 человек). Каждая микрогруппа представит одну конфликтную ситуацию в ролевом проигрывании.

^ Информация для ведущего: Разбив на микрогруппы, позволяет быть активными в тренинге как “актеров”, так и “зрителей”, потому что в обсуждении хода игры должны участвовать все.

Время на подготовку 10 минут.

^ Примеры конфликтных ситуаций.

Во взаимоотношениях с родителями

  • Родители высказывают недовольство, оказывают давление из-за плохой учебы дочери (сына).

  • Родители высказывают недовольство, оказывают давление по поводу

“нежелательных друзей”.

  • Родители возмущаются, что их сын (дочь) слишком много бездельничает (гуляет допоздна, не помогает по дому и т.п.).

27


Порядковый номер вопроса

Баллы


А Б В

1

2

0

0

2

2

1

0



7

2

1

0

8

2

1

0

Все баллы суммируются и ведущий зачитывает результаты.

^ Низкий уровень склонности к конфликту: 0 – 4 баллов

Такой человек стремится к сотрудничеству, в людях больше склонен видеть достоинства, чем недостатки. Спокойный, уравновешенный по характеру.

^ Склонность к конфликту, по обстоятельствам: 5 – 8 баллов

В целом человек не конфликтный, но в зависимости от сложившейся ситуации, которая для него имеет большое значение, может вступить в конфликт.

^ Высокий уровень склонности к конфликту: 9-12 баллов

Раздражительный, вспыльчивый по характеру человек, в людях видит больше недостатков, чем достоинств, может вступить в конфликт по незначительному поводу.

^ Очень высокий уровень склонности к конфликту:13-16 баллов

26

Ведущий: “А теперь разбейтесь на пары по вашему желанию и обсудите эти записи (обсуждение 5-7 минут).


Ведущий: “А теперь, пожалуйста, выберите из каждого столбика одно, самое важное для вас предложение (фразу)”. (выбор – 1-2 минуты).


Ведущий: “Озвучьте в группе, что больше всего вам мешает во время подготовки к урокам, контрольным работам и т.д.”. Ведущий записывает ответы на большой ватман в левом столбике ( ватм. № 2).

Ведущий: “Озвучьте в группе, что наилучшим образом помогает вам в подготовке к урокам, контрольным работам и т.д.”. Ведущий записывает ответы на большой ватман в левом столбике ( ватм. № 2).


Ведущий: “Скажите, пожалуйста, вы когда-либо пытались преодолеть причины, затрудняющие вашу подготовку к урокам? (ответы). Давайте сейчас разобьемся на микрогруппы по 4-5 человек и потом представим от лица вашей микрогруппы несколько лучших на ваш взгляд вариантов поведения”. Работа в микрогруппае 7-10 минут.

Представление всей группе итогов работы в микрогруппах (все ответы ведущий фиксирует на ватмане № 3).


Ведущий: “Все прекрасно поработали, очень интересные варианты. В качестве дополнения хотелось бы отметить несколько рекомендаций психологов, которые помогут вам в преодолении и в

целом, в профилактике стрессового состояния во время подготовки к урокам, контрольным работам, экзаменам” (рекомендации готовятся заранее, прописываются на большом ватмане и выставляются на обозрение всей группы, укчастники могут записать полезную информацию себе в тетрадь, блокнот ( ватман № 4)).


Памятка № 1.


  1. Напишите каждый вопрос, тему на отдельном листе, выделите основные предложения.

  2. Если позволяет учебный материал и у вас хорошо развито воображение, то попробуйте представить тему в виде опорного сигнала – с рисунками, схемами, моделями и т.п.

  3. В зависимости от содержания материала постарайтесь описать несколько практических примеров, отражающих ту или иную тему.

  4. Старайтесь записать в план подготовки основные задания, которые вам обязательно надо выполнить сегодня и заставьте себя не отойти от намеченного плана. “Сделай дело - гуляй смело”.

  5. Занимайтесь в хорошо проветренном помещении, обязательно делайте короткие пятиминутные перерывы, подвигайтесь, потанцуйте, послушайте хорошую музыку.

  6. Не забывайте о том, что все имеет свое начало и завершение. Почувствуйте, что характер Вашей работы временный, а не бесконечный.



16

б) поддержку одних и вражду других;

в) зависть


  1. В окружающих меня людях прежде всего я замечаю…

а) достоинства;

б) достоинства и недостатки;

в) недостатки


6. Когда возникает угроза конфликта, ссоры я склонен…

а) сразу вступать в спор;

б) поступать в зависимости от настроения;

в) уступать хотя бы с виду


7. Обращаясь к людям, я…

а) всегда не доверчив;

б) доверчив или не доверчив;

в) всегда доверчив


8.Обращаясь к людям, я…

а) не скрываю свои симпатии и антипатии;

б) когда скрываю отношение, когда нет;

в) скрываю свои антипатии


Далее, ведущим, зачитывается ключ, а участники отмечают у себя баллы.


25

собственным характером, поведением обозначены в левом столбике. Причины, связанные с Вашими родителями, братьями, сестрами – в правом.

Ведущий : “А теперь, давайте попробуем определить с помощью небольшого психологического теста, склонны ли вы к конфликту”.


Ведущий : “Сейчас я буду зачитывать по порядку вопросы. В каждом вопросе 3 варианта ответа (а, б, в). Вы должны выбрать только один, наиболее, подходящий вариант. Отвечайте быстро, недолго задумываясь над ответом. Ответы записывайте по порядку у себя на листочках. Старайтесь отвечать искреннее.

Тест “Склонны ли Вы к конфликту”

  1. Если меня дразнят, обычно я…

а) отвечаю тем же;

б) не реагирую;

в) ухожу, скрываюсь


  1. Присутствуя рядом со спорящими, обычно я…

а) вмешиваюсь и принимаю чью-либо сторону;

б) вмешиваюсь, чтобы примирить;

в) внимательно слушаю, но не вмешиваюсь


  1. Свою досаду от неудач я…

а) скрываю от других;

б) не скрываю и делюсь с окружающими;

в) ношу в себе


  1. Добиваясь своих заветных целей, я встречаю среди окружающих…

а) полную поддержку и понимание;

2 блок.


^ Информация ведущему: После завершения данного блока занятий надо перейти ко второй части. Обратить внимание участников на следующую проблему – стрессовые ситуации в школе. Для этого необходимо вернуться к обзору стрессовых ситуаций (ватм. № 1), где прописаны стрессовые учебные ситуации и выделить из них те, которые относятся к ответам на уроках, экзаменах и т.п.


Ведущий: “Какие еще стрессовые ситуации вы можете вспомнить?” Все ответы фиксируются ведущим на чистом ватмане № 5.


Ведущий: “Давайте попробуем выбрать какую-нибудь ситуацию и проиграть ее так, как это на самом деле происходит в школе”. Выбираются желающие 1-2 человека.


Примеры стрессовых ситуаций для проигрывания.


Ситуации: сдача экзамена, ответ у доски, неожиданный вызов и ответ у доски.

Роли: учитель, ученик.

Остальная группа - зрители, которые активно участвуют в обсуждении.

Ведущий: (обращается к “учителю”) – “Прокомментируйте Ваши впечатления от ролевой позиции “учителя”.

(обращается к “ученику”) – “А теперь Ваши впечатления от своей роли”. Предполагается, что “ученик” испытывает стрессовое состояние.

Ведущий: “ученику” – Почему Вы испытывали стресс? (ответы “ученика”).

^ Ведущий: (к группе) “Как вы считаете, что можно предпринять для преодоления этой стрессовой ситуации?” (ответы участников).


Ведущий: “Поведение в этой и подобных этой стрессовых ситуациях очень важно. Действительно бывает очень обидно, если вы очень хорошо готовы к уроку, экзамену, а на самом экзамене испытываете стресс и отвечаете хуже, чем могли бы”.


Важным является мобилизация, настройка на сам экзамен. Для этого необходимо:

(Рекомендации готовятся заранее на ватм. № 6)


Памятка № 2

  1. Внушите себе, что Вы уверены в себе, своих знаниях, что в любом случае сдадите этот экзамен.

  2. Почувствуйте и поймите, что это далеко не последний экзамен в вашей жизни. Это только одно событие и оно пройдет.

  3. Сделайте несколько глубоких вдохов. Почувствуйте, что с каждым выдохом напряжение ослабевает.

  4. Не напрягайте мышцы лица, не морщите лоб. Телесное и психическое напряжение взаимосвязаны.


Во время сдачи экзамена:

Не теряйте самообладания, контролируйте ситуацию, чувствуйте себя активным участником

^ Основная часть.

1 блок


Ведущий : “Как уже было объявлено, наше сегодняшнее занятия посвящено стрессовым конфликтным ситуациям дома во взаимоотношениях с вашими близкими. В каких случаях Вы испытываете стресс в домашних условиях?”. (все ответы фиксируются на ватм. № 1.)


Ведущий : “Как вы считаете, почему Вы испытываете эти стрессы?”.( все ответы фиксируются на ватм. № 2), причем записи ведутся следующим образом, если причины связаны с другими людьми (родителями, сестрами, братьями) – эти записи располагаются в правом столбике. Если будут причины, связаны с характером, поведением самого участника – то записи располагаются в левом столбике.

Например: Ватман № 2.

  1. Я очень вспыльчивый.

  2. Я не уверен, что меня любят мои родители.

  3. Я раздражительный, конфликтный человек.

  1. Мама всегда ко мне не справедлива.

  2. Моя сестра меня постоянно запугивает.

  3. Мой брат меня компрометирует, лезет драться.

Информация для ведущего: Как правило, причин в правом столбике оказывается больше или намного больше, чем в левом.


Ведущий: Посмотрите, пожалуйста, на эти записи (на ватм. №2). Причины, связанные с Вашим

быстрее (участники должны быстро перемещаться). Ничего страшного если вы с кем-нибудь столкнетесь, так же ведут себя и атомы (затем в обратном порядке темп движения становится более медленным)”.

Время выполнения упражнения 5 минут.


^ Психогимнастическое упражнение “Приветствие”


Ведущий : “Давайте сегодня попробуем поздороваться друг с другом необычным способом. Мы будем здороваться с помощью разных частей тела. Итак, поздоровались друг с другом правой ладонью. Молодцы! А теперь левой пяткой… а теперь правым плечом. Очень хорошо! Поздоровались спинами. Очень хорошо! Поздоровались правым ухом, а теперь левым ухом. Замечательно (разнообразить вариант возможно по инициативе ведущего)”. Время выполнения упражнения 5 минут.

^ Психогимнастическое упражнение “Комплимент”


Ведущий : “Все мы очень любим, когда нам говорят хорошие приятные слова, комплименты. Сейчас каждый из Вас подойдет по очереди к другому участнику, посмотрит на него и скажет комплимент. Необходимо чтобы. Все участники сказали и получили комплименты”.

Время выполнения упражнения 5-7 минут.


22

  1. этого учебного процесса, а не “пассивной жертвой”. Вы имеете на это право.

  2. Старайтесь не поддаваться на возможные провокации со стороны учителя ( запугивание, поиск у Вас шпаргалок и т.д.). Учитесь с достоинством принимать вызов.

  3. Во время самого ответа держите себя уверенно, отвечайте достаточно громко, четко произнося каждое слово, не мямлите.

  4. Смотрите на преподавателя или на какую-либо наиболее удобную Вам точку в аудитории. Держите прямую осанку, не сутультесь, расправьте плечи.

  5. Не торопитесь отвечать сразу на поставленные преподавателем вопросы по ходу ответа. Контролируйте то, что Вы говорите.

  6. Если чувствуете, что Вы забыли часть материала, не впадайте в панику. Мысленно возьмите паузу, скажите себе “стоп”, а потом волевым усилием постарайтесь вспомнить (возможно, образно, зрительно) необходимый материал.

Данные рекомендации участники могут переписать для дальнейшего использования.



  1. Заключение



19

Ведущий: “Итак, подведём итог нашему занятию. Сегодня вы узнали много новой и, надеюсь, полезной для Вас информации, касающейся стрессовых ситуаций и их преодоления в учебном процессе. В заключении занятия каждый участник поделится своими впечатлениями.

Всем спасибо. До свидания”.


Занятие 3


Информация для варианта обучающей программы.


^ Инструкции ведущему: необходимо детально проработать с участниками все этапы занятия, особенно эффективные варианты поведения в стрессовых и конфликтных ситуациях.. Желательно использовать личный опыт сверстников по переживания конфликтных ситуаций в семье.

Цель: формирование навыков использования психогимнастических, сюжетно-ролевых, психодиагностических приемов, а также умений работать в микрогруппе.

^ Информация для варианта реализующей программы (для старшеклассников).


Инструкция ведущему: Необходимо акцентировать внимание участников на конфликтных стрессовых ситуациях.


^ Цель (для самих старшеклассников): рассмотрение вариантов поведения в стрессовых конфликтных ситуациях во взаимоотношениях с родителями, братьями, сестрами.

Материально – техническое обеспечение занятия:

  • ватманы

  • маркеры, фломастеры

  • небольшие листочки ( блокноты, тетради) для ведения записей

  • возможно использование оживленной музыки для разминки, спокойной, для сопровождения самостоятельных упражнений.



Тема: 1) стрессовые конфликтные ситуации между старшеклассниками (студентами) и родителями; 2) стрессовые конфликтные ситуации между старшеклассниками (студентами) и другими членами семьи (братьями, сестрами).


Информация для ведущего: До начала занятия необходимо подготовить и прикрепить визитки участникам тренинга. Необходимо озвучить цель и тему занятия.


Разминка.


Психогимнастическое упражнение “Движение атомов”


Ведущий: “Представьте себе, что вы все маленькие атомы в большом пространстве. Начинайте медленно перемещаться в этой аудитории в беспорядочном движении (участники в разнообразных направлениях начинают свое движение). А теперь быстрее (темп движения начинает нарастать), еще быстрее, еще

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru