Вопросы к кандидатскому экзамену по истории и философии науки



Скачать 43.56 Kb.
НазваниеВопросы к кандидатскому экзамену по истории и философии науки
Дата07.04.2013
Размер43.56 Kb.
ТипВопросы к кандидатскому экзамену
источник


ВОПРОСЫ К КАНДИДАТСКОМУ ЭКЗАМЕНУ

ПО ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ


  1. Предмет и функции философии науки. Наука и философия как формы теоретического мышления и рационального понимания мира. Философия как методологическая и мировоззренческая основа науки.

  2. Основные концепции современной философии науки.

  3. Позитивизм и неопозитивизм как философия и методология науки:: критический анализ.

  4. Постпозитивистские концепции развития науки и научного познания.

  5. Возникновение науки. Проблема начала науки и периодизации истории науки.

  6. Античная наука и социокультурные факторы ее становления.

  7. Научная культура Средневековья: социально-исторические предпосылки и специфические черты. Развитие логики в схоластике. Средневековые университеты.

  8. Возникновение новоевропейской науки. Научная революция конца ХVI – начала ХVII веков.

  9. Коцептуально-методологические основания различения наук о природе и наук о культуре (В.Дильтей, В.Виндельбанд, Г.Риккерт).

  10. Особенности методологии социально-гуманитарных наук в концепциях М.Вебера, К.Поппера, Г.Гадамера, М.Фуко.

  11. Научное и вненаучное познание. Наука и эзотеризм. Паранаука.

  12. Наука как система знаний. Критерии научности знания. Идеал научности. Типология научного знания.

  13. Язык науки, его особенности, генезис, основные концепции. Проблема построения единого языка науки.

  14. Типы научной рациональности: классическая, неклассическая, постклассическая.

  15. Понятие научного закона, его основные типы и виды. Функции научного объяснения.

  16. Научная теория как форма знания, ее структура и виды. Основные функции теории.

  17. Проблема, вопрос и задача как формы систематизации научного знания. Типология научных проблем. Мнимые проблемы науки.

  18. Понятие научного факта. Онтологизм и гносеологизм, фактуализация и теоретизм в понимании факта. Типология научных фактов.

  19. Гипотеза как форма развития научного знания. Типы и виды гипотез, методы их обоснования и проверки.

  20. Чувственные и рациональные формы, эмпирический и теоретический уровни научного познания, их взаимосвязь.

  21. Виды и роль научных традиций как форм накопления и передачи знаний.




  1. Научные новации. Включение новых знаний в научную теорию. Логика открытия и логика обоснования.

  2. Экстернализм и интернализм в понимании факторов и механизмов развития науки.

  3. Научное творчество, его сущность, механизмы и основания. Роль интуиции в научном познании.

  4. Субъект и объект в научном познании. Специфика субъекта, объекта и процесса социогуманитарного познания.

  5. Научная картина мира, ее структура, виды и функции в научном исследовании.

  6. Понятие научной парадигмы. История науки как смена парадигм. Научные революции.

  7. Проблема истины в научном познании. Классическая и неклассическая концепции истины. Специфика истины в социогуманитарном познании.

  8. Проблема критерия истины. Верификация и фальсификация как подходы к проверке результатов исследования на достоверность. Практика как критерий истины.

  9. Понятие стиля научного мышления.

  10. Научный метод. Методология научного познания и классификация методов науки.

  11. Необходимые приемы логического доказательства: определение и умозаключение, их разновидности.

  12. Научное наблюдение, эксперимент. Их виды и значение для научного познания.

  13. Описание и измерение: виды и познавательные функции.

  14. анализ и синтез. Аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы.

  15. Метафора и ее виды. Эвристическая роль метафоры в научном познании.

  16. Абстрагирование. Идеализация как способ конструирования теоретических объектов.

  17. Научная экстраполяция, ее виды и связь с другими методами.

  18. Индукция и дедукция как методы научного познания. Индукция и вероятность.

  19. Моделирование. Модель и ее роль в науке. Виды моделей.

  20. Математизация и формализация в научном познании.

  21. Сравнение. Аналогия. Компаративный анализ как система сравнительных методов.

  22. Обобщение. Классификация. Типологический подход (тип, типизация, типология).

  23. Методологические возможности диалектики в научном познании.

  24. Герменевтика как методология социально-гуманитарного познания.




  1. Принципы и категории синергетики. Возможности методологического применения синергетики в социогуманитарных науках.

  2. Системность, структурность и функциональность как методологические принципы научного познания.

  3. Понятие пространства и времени, их методологическое значение. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном познании.

  4. Жизнь как категория наук об обществе и культуре и ее методологическое значение.

  5. Методы научной аргументации и доказательства. Научная дискуссия. Типология научных дискуссий.

  6. Наука как особый социальный институт. Наука как профессия.

  7. Наука как социокультурный феномен. Механизмы взаимодействия науки и культуры.

  8. Школы в науке, их роль в организации и динамике научного знания. «Невидимый колледж».

  9. Этос науки: моральные императивы функционирования научного сообщества. Ученый и научное сообщество.

  10. Личность ученого: становление и развитие. Проблема индивидуальности ученого.

  11. Взаимосвязь науки, образования и производства.

  12. Фундаментальные и прикладные науки. Их взаимосвязь и роль в познании. Практическая ориентация современных наук.

  13. Наука и глобальные проблемы современности. Социально-гуманитарные последствия научно-технического прогресса.

  14. Информационная революция и ее влияние на развитие общества. Компьютеризация науки и ее социальные и интеллектуальные последствия.

  15. Наука и ценности: сциентизм и антисциентизм в оценке роли науки в развитии общества. Наука и гуманистические идеалы общества.

  16. Научные коммуникации, их виды и роль в функционировании и развитии науки.

  17. Проблема преемственности в развитии научных теорий. Комулятивизм и парадигмализм.

  18. Наука, власть, политика. Наука и идеология. Государственное регулирование науки и свобода творчества ученого.

  19. Традиционный и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Рациональность как ценность.

  20. Основания науки. Роль философских принципов в обосновании научного знания.

  21. Наука и техника, их взаимодействие на различных этапах истории познания.



Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru