Рабочая программа дисциплины



НазваниеРабочая программа дисциплины
страница1/3
Дата09.06.2013
Размер0.54 Mb.
ТипРабочая программа
источник
  1   2   3

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


СИСТЕМОЛОГИЯ

НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ


ФД.А.02; цикл ФД.А.00 «Факультативные дисциплины»
основных профессиональных образовательных программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальностям
по отрасли 12.00.00 Юридические науки


МОСКВА

2012

Автор:


Ловцов Д. А.,

доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой информационного права, информатики и математики Российской академии правосудия


Рецензент:


Сафонов В. Е.,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой истории права и государства Российской академии правосудия


Рабочая программа составлена на основании Федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденных Приказом Минобрнауки РФ от 16 марта 2011 г. № 1365, учебных планов подготовки аспирантов Российской академии правосудия.

Одобрена на заседании кафедры информационного права, информатики и математики Российской академии правосудия (протокол № 1 от 30 августа 2012 г.).

Утверждена Ученым советом Российской академии правосудия (протокол № 13 от 23 октября 2012 г.).


© Российская академия правосудия, 2012

© Ловцов Д. А., 2012


^ 1. Цели и задачи освоения и изучения дисциплины

Целью изучения дисциплины является формирование теоретических знаний и умений системных исследований, а также практических навыков продуктивных научных исследований на основе применения проблемно-ориентированных вариантов (методологии, методов, методик) системного подхода.

Основными задачами изучения дисциплины являются:

- углубленное изучение системного подхода и его проблемно-ориентированных вариантов («комплексных» подходов) к исследованию систем правового регулирования общественных отношений (правовых эргасистем);

- формирование умений и навыков применения современного понятийно-категорийного аппарата системного подхода как методологии исследования сложных эргасистем;

- подготовка аспирантов к самостоятельному применению полученных знаний, умений и навыков при проведении диссертационных исследований.


^ 2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования

Дисциплина «Системология научных исследований» относится к факультативным дисциплинам основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования по специальностям отрасли 12.00.00 – Юридические науки.

Изучение дисциплины позволяет глубоко овладеть знаниями о современной методологии научного исследования сложных объектов как систем в условиях наступающего глобального информационного общества, а также о формализованных методах моделирования и принятия обоснованных юридических решений.


^ 3. Требования к уровню подготовки аспирантов

В результате изучения дисциплины каждый аспирант должен

  1. Знать:

принципы, методы и этапы системного подхода;

принципы, структуры, методы и средства (методологию) научной деятельности;

методы моделирования (вербального, концептуально-логического, формализованного);

методы выработки и принятия юридического решения в условиях неопределённости, риска и конфликта по формализованному критерию;

  1. Уметь:

самостоятельно разрабатывать адекватные модели исследуемых реальных сложных объектов (процессов, отношений) в предметной области;

самостоятельно разрабатывать методики системного анализа сложных объектов (процессов, отношений) в предметной области;

самостоятельно обосновывать концептуальные положения эффективного правового регулирования видов и групп исследуемых общественных отношений.

  1. Владеть:

навыками системных (комплексных) исследований сложных объектов (процессов, отношений) в предметной области;

навыками разработки функционально достаточного организационно-правового обеспечения правового регулирования видов и групп общественных отношений.


^ 4. Структура и содержание дисциплины


4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах и зачетных единицах)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 академических часа).

Формы обучения: очная, заочная.

^ Вид учебной работы

Количество зачётных единиц и часов

Общая трудоёмкость

3 (108)

Аудиторные занятия (всего), из них:

1,5 (54)

лекции

0,7 (24)

практические и групповые занятия

0,8 (30)

Самостоятельная работа

1,5 (54)

Форма итогового контроля

Зачёт


^ 4.2. Тематический план дисциплины


п/п

Темы дисциплины

Виды учебной работы и трудоёмкость (в часах)

Всего

из них

лекции

практ. занятия

самост. работа

1

Вводная лекция. Введение в дисциплину

6

2

-

4

2

Раздел 1. Системный подход и его проблемно-ориентиро-ванные варианты

36

8

10

18

3

Раздел 2. Информационные технологии в науке и образовании

34

8

10

16

4

Раздел 3. Методы принятия юридического решения

32

6

10

16

ВСЕГО:

108

24

30

54

^ 4.3. Содержание дисциплины


Введение в дисциплину

Предмет, цели, задачи, структура учебной дисциплины ФД.А.02 – «Системология научных исследований» и отчётность. Роль и место дисциплины в системе подготовки научно-педагогических кадров.

Наука как форма общественного сознания. Классификация наук. Роль и место системологии в системе технических, естественных и общественных наук. Системология и юриспруденция.

«Информационные барьеры» в управлении социально-экономическими системами. Организационно-правовые механизмы управления социально-экономическими системами. Информатизация как третий этап научного прогресса. Стадии развития человеческого общества. Информационное (постиндустриальное) общество и право.


Раздел 1. Системный подход и его проблемно-ориентированные

варианты

Методология (методы, принципы и этапы) системного подхода к анализу и разработке организационно-правового обеспечения социально-экономических систем. Системный, структурный и функционально-содержательный анализ. Принципы целостности (организованности), сложности, цели. Этапы выявления и декомпозиции главной цели, определение структурных и функциональных отношений, построение рационального целого. Системный анализ и декомпозиция системы права.

Общее и аксиоматическое (формальное) определения системы. Классификация систем: административные, технические и человеко-машинные системы (эргатические системы, эргасистемы).

Проблемно-ориентированный вариант комплексного ИКС-подхода («информационно-кибернетическо-синергетического». Комплексный анализ структуры организационно-правового обеспечения эргасистемы. Инвариантный контур правового регулирования общественных отношений.

Исходные понятия и определения информационной теории эргасистем (управление; автоматизация управления, её цель, сущность; система; кибернетическая система; автоматизированная система; информационная система; структура, структуры эргасистемы, структуры информационно-вычислительной сети; сущность правового обеспечения, и др.).

^ Методы вербального, концептуально-логического и формализованного моделирования. Моделирование социально-правовых процессов как общенаучный метод исследования и познания. Классификация моделей как символических систем по предназначению и степени формализации. Модель системы правового регулирования общественных отношений.

Методики разработки вербальных (словесных, описательных, реляционных, информационных, иконографических, и др.) моделей. Методики разработки концептуальных и концептуально-логических моделей. Методики разработки формализованных (логико-лингвистических, дескриптивных, имитационных, математических) моделей.

Форма (структура) и содержание (алгоритм или процедура функционирования) модели. Оценка адекватности моделей и реальных объектов исследования.

Раздел 2. Информационные технологии в науке и образовании


Информационная сфера, пространство, среда и инфраструктура. Анализ свойств и ограничений информации в эргасистемах. Определение и классификация информации (виды, формы, свойства). Правовая информация. Декомпозиция качества содержательной информации в эргасистеме.

Общая формализованная постановка задачи обеспечения качества содержательной информации (задачи контроля и защиты информации в эргасистеме). Концепции информационной безопасности эргасистем и безопасности информации в эргасистеме. Безопасность правовой информации.

Декомпозиция информационных отношений и направления обеспечения информационной безопасности эргасистем. Информационные отношения сотрудничества и соперничества информационных деятелей. Информационная борьба (война). Организационное и информационное «оружие».

Специальные и общие информационные технологии. Компьютерные и телекоммуникационные технологии. Телематика. Средства информационного обеспечения судебных автоматизированных информационных систем – АИС (АИС Верховного Суда РФ, ГАС РФ «Правосудие» общих судов, ЕИТКС арбитражных судов и др.). Классификация и кодирование информации в АИС. Организация языковых средств взаимодействия в АИС. Банк данных АИС. Состав и назначение информационной базы ГАС РФ «Правосудие» как комплекса функциональных баз данных и знаний (БДЗ). Архитектура информационной базы АИС.

Принципы новой информационной технологии (НИТ) и требования к формализованному представлению знаний в АИС. Базисная информационно-функциональная структура проблемно-ориентированной БДЗ.

Условные графические обозначения элементов информационно-программного и технического обеспечения АИС.

Автоматизированные информационно-справочные системы.

Информационные модели измерения информации (меры Хартли, Шеннона, Шрейдера, Шилейко, Харкевича, Моисеева, Петрова).


Раздел 3. Методы принятия юридического решения


Классификация задач и формализованных методов выработки управленческих организационно-правовых решений. Признаки и основные фазы задач выработки юридических решений. Обобщённая формализованная постановка и классификация задач выработки юридических решений (ВЮР). Инвариантная структура логической последовательности этапов ВЮР по формализованному критерию.

Условия, принципы предпочтения и правила выбора (критерии Лапласа, Байеса, Вальда, Гурвица, Сэвиджа) рационального решения. Методы (алгоритмы) выработки решений в условиях определённости, неопределённости, риска и конфликта и способы решения многокритериальных задач.

Принципы автоматизации процессов выработки управляющих решений. Диалоговые человеко-машинные режимы ВЮР в судебных АИС (АИС Верховного Суда РФ, ГАС РФ «Правосудие» общих судов, ЕИТКС арбитражных судов и др.). Структура и требования к информационно-программному обеспечению ВЮР. Эффективность применения (целевая и технологическая) и качество юридических решений. Обобщённые показатели и критерии.


^ 5. Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы аспирантов


Введение в дисциплину. Объект, предмет, цель, задачи, актуальность, структура учебной дисциплины и отчётность. Основные нормативные правовые акты, руководящие документы и учебно-методическая литература1.

^ Объект учебной дисциплины «Системология научных исследований» – научные исследования и разработки как творческие процессы научной деятельности. Предмет – методология (структура, логическая организация, методы и средства) эффективной научной деятельности, способы существенного совершенствования подготовки научно-педагогических кадров на базе изучения концепции системного подхода.

Актуальность изучения учебной дисциплины обусловлена происходящей исторической сменой общественной формации и неуклонным переходом человечества к новому информационно-кибернетическому или информационному обществу, идущему на смену современному индустриальному обществу. Правовая надстройка нового общества (правовая система) становится более динамичной, нестабильной, требующей постоянной модернизации, совершенствования, адаптации, что возможно на основе системного подхода и его проблемно-ориентированных вариантов («ИКС»-подхода и др.).

Структура и отчётность – дисциплина включает последовательное изучение трёх разделов, обязательное самостоятельное конспектирование научных трудов и нормативных правовых актов, рекомендованных к практическим занятиям (групповым занятиям и семинарам), подготовку проектов научных статей на Ежегодную итоговую научную конференцию аспирантов и студентов РАП (апрель месяц) в рамках НИРС и заканчивается зачётом.

Системный подход и его проблемно-ориентированные варианты. Понятие «система» частично субъективно, так как исследователь в процессе разработки символической системы – модели, выделяет из внешнего мира те элементы и явления, которые отвечают цели исследования и соответствуют его квалификационным возможностям по анализу и синтезу. Объективное содержание понятия «система» связано с тем, что реальные системы обладают пространственной или функциональной замкнутостью (изолированностью от внешней среды функционирования) и подразделяются на организационные (административные), человеко-машинные и технические (вычислительные и др.). В функционирующих реальных системах действует закон синергии, выражающийся в превышении финальной эффективности системы над суммарной эффективностью её компонентов. По наличию связей (вещественных, энергетических, информационных) с внешней средой реальные системы разделяют на закрытые (имеют фиксированные границы, функционирование относительно независимо от внешней среды) и открытые (взаимодействующие с объектами внешней окружающей среды). По наличию функциональной подсистемы принятия решения реальные системы разделяют на простые и сложные, что связано также с возможностями их формально-логического описания. Среди сложных выделяют большие (эргасистемы, человеко-машинные системы).

Система – единое образование множества элементов и связей, находящихся в сложных отношениях между собой, возникающее в результате операции выделения некоторой части внешнего мира по пространственным и (или) функциональным признакам и обладающее свойствами целостности (организованности, эмерджентности), не сводящимися к свойствам входящих в это образование элементов и связей.

^ Эргатическая система (эргасистема) – сложная система управления объектами организационных, экономических, экологических, технических, технологических и др. комплексов, в которой в качестве подсистемы (элемента) принятия решения фигурирует человек-оператор (группа операторов). Различают локальные (предприятия, специальные социально-технические системы и др.) и крупномасштабные (корпорации, ведомства, государства, коалиции государств и др.).

Символические системы (модели) являются предметом науки.

Основными методологическими принципами концептуального варианта комплексного «ИКС»-подхода наряду с базовыми принципами системного подхода (целостности, сложности и цели) являются соответствующие атрибутивным аспектам правовой системы три группы принципов:

1) принцип информационного разнообразия (существует множество видов и качественных форм информации в системе, для измерения количества которой следует использовать адекватные модели), принцип информационного баланса (требуемое качество регулирования объектом обеспечивается при условии строгого превышения суммарного количества осведомляющей информации над количеством управляющей информации), принцип информационной ценности (информационный ресурс системы следует использовать рациональным способом и только для переработки наиболее ценной и качественной информации, на основе которой действительно возможна выработка оптимальных регулирующих воздействий-предписаний, ведущих к достижению целей регулирования);

2) принцип детерминизма регулирования (управляющие предписания вырабатываются в результате реализации соответствующих методик и алгоритмов оптимизации в конкретной ситуации), принцип дуальности регулирования (управляющее воздействие-предписание используется как для приведения объекта к требуемому состоянию, так и для изучения или наблюдения объекта), принцип гетерогенности регулирования и взаимосвязи (процессы преобразования информации и выработки управляющих предписаний и процессы передачи информации в системах не полностью тождественны и имеют противоположные цели);

3) принцип гомеостатичности2 системы (в сложных открытых неравновесных системах следует обеспечивать общую направленность синергетических процессов развития от менее упорядоченных к более упорядоченным формам организации), принцип гармонии свободы и ответственности (хаоса и порядка) составляющих социум индивидуумов (необходима выработка новых «общечеловеческих» нормативно-ценностных идеалов как перспективных ориентиров-аттракторов3 общественно-правовой деятельности, минимизирующих насилие), принцип многовариантности развития (следует выявлять противоположные факторы кооперации и конкуренции при взаимодействии элементов самоорганизующейся диссипативной4 структуры, обеспечивающие нелинейный («ветвистый») и необратимый характер эволюции).

На основе данного варианта комплексного подхода возможна разработка формально-логического аппарата системологии правового регулирования, обеспечивающего как выработку обоснованных требований к организационно-правовому и информационно-техническому обеспечению процесса регулирования, так и количественную оценку эффективности и качества последнего. При этом исходными понятиями системологии правового регулирования являются следующие базовые: система, информация, регулирование, структура, качество, модель, ситуация, а также их производные (система правового регулирования, информационно-правовой ресурс, правовая информация, информационно-правовой процесс, информационно-правовая структура, информационно-правовая база, качество системы правового регулирования, качество правовой информации и др.). Данные общенаучные понятия, приближаясь к философским категориям, интегрируют опыт, накапливаемый в отдельных «ИКС»-теориях, и по существу делают этот опыт достоянием всей науки.

Методы вербального, концептуально-логического и формализованного моделирования. Моделирование – представление (имитация) некоторых характеристик поведения реальной или абстрактной системы поведением другой системы (например, представление системы правового регулирования концептуально-логической моделью или представление биологической системы математической моделью, или физического явления с помощью операций, выполняемых ЭВМ, или представление работы одной ЭВМ работой другой). Моделирование используется как метод исследования характеристик сложноорганизованных объектов на их моделях. Разновидность моделирования – имитационное моделирование на ЭВМ (компьютере).

Модели разделяются по предназначению на абстрактные (формальные) и материальные (физические). Абстрактные (формальные) модели подразделяются по степени формализации на вербальные5 (иконографические, описательные, информационные и др.), логико-лингвистические (фреймовые6, семантические, табличные – реляционные и др.) и математические (аналитические, алгоритмические и др.).

Например, норма права – это логико-лингвистическая модель регулируемых общественных отношений, свойствами которой являются адекватность (атрибутивное свойство), нормативность, формальная «представленность», ясность (ассоциативные свойства).

^ Информационные модели измерения информации – это количественные меры и показатели, предназначенные для оценивания (измерения) величины (количества) информации и информационной эффективности функционирования и применения эргасистем. Известны меры количества структурной информации (Колмогорова, Ловцова – Князева, Шеннона – Винера, Шилейко – Кочнева и др.) и количества содержательной информации (Моисеева, Сухова, Хартли, Шрейдера и др.). Меры (вероятностно-статистические, комбинаторно-вероятностные, алгоритмические, теоретико-множественные и др.) используются в качестве компонентов информационных показателей.

Примером комбинированной информационно-математической модели функциональной подсистемы (предметной области) эргасистемы, основанной на знаниях и содержащей в качестве базисной логико-лингвистическую модель предметной области (тезаурус функциональной подсистемы) является так называемая база данных и знаний, предназначенная для создания прикладной интеллектуальной человеко-машинной системы (вопросно-ответной, расчётно-логической, экспертной, поддержки принятия решения и др.).

В качестве организационных моделей используются технологические (организационная, информационная, функциональная, техническая, алгоритмическая, программная и др.) и топологические (радиальная, кольцевая, комбинированные) структуры.
Информационные технологии в науке и образовании. Под информационной технологией понимается (по аналогии с производственной технологией) упорядоченная совокупность (ансамбль) методов переработки, изменения состояния, свойств и качественной формы проявления информации, а также методов тиражирования, распространения, хранения и использования информации в процессе целенаправленной общественно-производственной деятельности.

Исторически сменилось четыре основных поколения информационных технологий (в результате трёх информационных «революций»):

«наскально-берестяная» (связана с появлением письменности – середина IV тысячелетия до н. э.);

бумажная (связана с изобретением печатного станка – середина XV в. и фотографии – середина XIX в., а также электричества и радио – конец XIX в.);

компьютерная или безбумажная, или электронная (связана с появлением ЭВМ – середина XX в.);

новая или нетрадиционная компьютерная (связана с внедрением персональных ЭВМ (ПЭВМ) с «дружественным» интерфейсом – 70-е гг. XX в.).

Последние две называются также информационно-компьютерными технологиями (ИКТ).

^ Компьютерная технология – это информационная технология, реализующая традиционную парадигму программирования (процедурного, функционального или логического) и применяемая как вид массового информационного обслуживания на основе использования средств компьютерной техники (передача данных, системы автоматизированного проектирования, CALS-технология7 и др.). Причём новая компьютерная технология применяется как современный вид массового информационного обслуживания на основе использования средств телематики (электронная почта, телетекс, видеотекс, телетекст, телеконференции, Интернет-пейджер и др.). Традиционная компьютерная технология применяется, в частности, для создания специальных технологий оперативного поиска правовой информации; сбора и переработки статистической информации в правоохранительной системе; уголовного, гражданского, административного и конституционного судопроизводства и др.

Нетрадиционная компьютерная технология или новая информационная технология (НИТ) – это информационная технология, реализующая новую (нетрадиционную, новаторскую) парадигму объектно-ориентированного программирования («от структур данных, описывающих систему понятий предметной области, к программированию функций перехода между ними, отражающих сущность соответствующего информационного процесса»), базирующаяся на принципе «автоформализации» профессиональных знаний специалистов-парапрограммистов и использовании проблемно-ориентированной базы данных и знаний, содержащей модель предметной области (тезаурус, метазнания – знания о знаниях и др.). НИТ применяется, в частности, для создания специальных технологий проектирования (например, CASE-технология8), развития и обучения (новая информационно-педагогическая технология), испытания и управления сложноорганизованными объектами (ИПИ-технология9), судебной психофизиологической экспертизы и др.

Легитимность (юридическая значимость) современных информационных технологий обеспечивается применением организационно-правовых механизмов, использующих в качестве базового средства соответствующую электронную подпись и, в частности, электронную цифровую подпись (формируемую на основе криптографических преобразований информационных массивов).

ИКТ реализуются, как правило, в составе эргасистем (АСУ, ГАС, автоматизированных информационных систем). В качестве концептуальной модели реальных систем управления (регулирования) используется общенаучное понятие «кибернетическая система».

^ Автоматизированная система управления (точнее – управляющая) – целенаправленная иерархическая большая интегрированная информационно-управляющая система «человек – машина», обеспечивающая эффективное функционирование объекта управления (организационного, экологического, экономического, технического, технологического и др. комплекса), в которой сбор и переработка информации, необходимой для реализации функций управления, осуществляется с применением комплекса средств автоматизации (ЭВМ), причём в реализации алгоритмов одной или нескольких функций (главным образом, функции принятия решения) участвует человек-оператор.

^ Кибернетическая система – абстрактная система, рассматриваемая как совокупность управляющего объекта и объекта управления, взаимодействующих через средства (подсистему) информационного обмена, включающую прямой канал управления и обратный канал (часто более энергоёмкий) контроля.

Информационные отношения и правоотношения сотрудничества и соперничества информационных деятелей. Информационные отношения – особая группа общественных отношений, характеризующихся различными формами и сложностью реального или мысленного установления единства (общности, взаимосвязи) объектов (предметов, явлений, их свойств) и субъектов. Два и более объектов (как реально взаимосвязанных, так и изолированных) могут быть связаны через информационные отношения одного или нескольких типов одновременно, включая функциональные, причинно-следственные, генетические, организационно-правовые, производственные и др. Наиболее существенными информационными отношениями в инфосфере являются взаимные отношения объектов (эргасистем) и субъектов (информационных деятелей), включающие информационное обособление (изоляцию и защиту) и информационное взаимодействие или связь (сотрудничество и соперничество).

Совокупность информационных отношений защиты и соперничества составляет существо так называемой «информационной борьбы» («информационной войны») конфликтующих эргасистем и информационных деятелей, ведущихся с применением так называемого «информационного оружия» и «организационного оружия». Для обеспечения требуемого уровня информационной безопасности каждой эргасистемы (деятелей) могут создаваться безопасные общие и специальные НИТ, единые информационные среды и пространства (типа телематической метасети Интернет, «независимых» СМИ и др.), силовые информационно-ударные группировки и др.

В широком смысле информационная борьба – это форма информационных отношений конфликтующих эргасистем и информационных деятелей, состоящих в информационном вмешательстве во внутренние дела друг друга, направленном на дезинформацию, дискредитацию, дезориентацию и дезорганизацию противника (конкурента), на разжигание недоверия и вражды между ними. На межгосударственном уровне информационная борьба практически постоянно ведётся в мирное время и особенно активизируется при непосредственной подготовке к вооружённому конфликту (войне).

Маргинальным вариантом информационной борьбы на государственном и межгосударственном уровнях является так называемая информационная война – особая форма конфликтных информационных отношений крупномасштабных эргасистем (корпораций, государств и др.), заключающихся в информационной агрессии, направленной на попрание суверенитета и разрушение культуры народов, в создании информационных условий дестабилизации экономики, дезинформации, дезориентации и дезорганизации войск эвентуального противника, в массированном негативном информационном и запугивающем морально-психологическом воздействии на население (войска) противника, в прямом применении «информационного оружия» информационно-ударными группировками в ходе проведения специальных информационно-ударных операций.

Следует иметь в виду, что все возможные информационные отношения взаимосвязаны и могут, во-первых, оперативно заменяться на любые другие в зависимости от возникающих в реальной обстановке ситуаций, а во-вторых, в каждой определённой ситуации возможно выявление признаков любых отношений. В частности, при возникновении конфликтных ситуаций и усилении степени антагонизма между нациями и государствами с различной идеологией и культурой, информационная борьба может перерасти в агрессивную информационную войну. Данное обстоятельство приводит к необходимости учитывать прецедентные и прогнозируемые ситуации и разрабатывать безопасные (взаимобезопасные) общие НИТ на основе соблюдения норм международного права всеми информационными деятелями – крупномасштабными эргасистемами (корпорациями, государствами, коалициями государств и др.).

^ Информационные правоотношения – это урегулированные информационно-правовыми нормами информационные отношения, т.е. общественные отношения, возникающие по поводу информации либо юридически значимых результатов действий (бездействия) в отношении неё (передача, получение, преобразование, предоставление, неразглашение и др.).

В связи с тем, что все информационные отношения в зависимости от их назначения делятся на целевые (являющиеся средством достижения конкретных целей и, одновременно, результатом определённой информационной деятельности) и обеспечивающие (являющиеся средством достижения конкретных целей), соответствующие информационные правоотношения также можно разделить на два больших класса:

целевые – информационные правоотношения в информационной сфере;

обеспечивающие – информационные правоотношения в иных (экономической, политической, социальной, т.е. в сфере социального обеспечения и страхования, образования и культуры, охраны здоровья и т.п.; экологической, брачно-семейной, трудовой, нравственной и др.) сферах.

Особенности и отличия данных классов общественных правоотношений, имеющих традиционную трипартитную структуру: < субъекты – объект – содержание >, определяются, главным образом, их объектами.

Под информационной сферой (инфосферой) понимается область активного функционирования информационных деятелей – источников и потребителей информации, использующих различные информационные среды. Причём информационные деятели и соответствующая информационная среда их функционирования органически связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя целостную динамическую эргасистему. Инфосфера включает также множество различных информационных пространств, которое в ходе глобальной информатизации имеет тенденцию к уменьшению на основе пространственной интеграции.

^ Информационное пространство – это область активного функционирования взаимодействующих информационных деятелей, использующих единую информационную инфраструктуру или информационную среду.

Согласно интегральному атрибутивно-функциональному подходу в эргасистемах рассматривают два рода информации – объективную и субъективную, представляющие собой, соответственно:

внутреннюю структурную (преобразующую) информацию, заключённую в структурах эргасистемы, её элементов управления, алгоритмов и программ переработки информации и являющуюся физической величиной;

внешнюю относительную содержательную (специальную, главным образом, осведомляющую, измерительную и управляющую, а также социально-правовую, научно-техническую, планово-экономическую, технологическую и др.), извлекаемую из информационных массивов (сообщений, команд и др.) относительно индивидуальной модели предметной области (тезауруса) получателя (информационного деятеля, эргасистемы).

Первая связана с качеством информационных процессов в эргасистеме, с внутренними технологическими эффектами, затратами на её переработку. Вторая – с внешним целевым (материальным) эффектом. В эргасистеме выделяют также качественно различные виды проявления и формы представления информации.

Под информацией понимается (1) свойство объектов (процессов) окружающего материального мира порождать разнообразие состояний, которые посредством отражения передаются от одного объекта к другому (пассивная форма) и (2) средство ограничения разнообразия и организации, т. е. управления, дезорганизации и др. (активная форма).

Поскольку информация имеет потребителей, она обладает качеством. Качество – совокупность свойств информации, характеризующих степень её соответствия потребностям пользователей. Выделяют внутреннее качество, присущее собственно информации и не изменяющееся при её переносе в другую эргасистему, и внешнее качество – изменяющееся при переносе и присущее информации в конкретной эргасистеме.

Юридически значимыми являются в настоящее время следующие свойствами содержательной информации:

полнота, релевантность, кумулятивность – общие внутренние свойства (содержательность);

достоверность, конфиденциальность, сохранность – общие внешние свойства (защищённость);

аутентичность, легальность, верифицируемость – специальные правовые свойства (легитимность).

Для оценки полноты информации применяются различные классические (в частности, энтропия Р. Хартли, К. Шеннона) и синтетические информационные меры, а также апостериорный подход.

Для обеспечения защищённости информации используются соответствующие методы обеспечения достоверности (помехоустойчивости, помехозащищённости), конфиденциальности (скрытности, имитостойкости, разграничения доступа), сохранности (целостности, готовности) информации.

Методы обеспечения конфиденциальности информации делятся на организационные (административные – 50%; физические – 22%; законодательные – 8%) и технические (аппаратные, программные и криптографические – 20%). Криптографические методы включают формализованные методы замены, перестановки и сложения-гаммирования, обеспечивающие скрытие смыслового содержания информации.

Электронно-цифровая подпись (ЭЦП) – реквизит электронного документа, предназначенный для защиты его от подделки, получаемый в результате криптографического преобразования информации по закрытому (тайному) ключу подписи, позволяющий (1) идентифицировать владельца сертификата соответствующего открытого (опубликованного) ключа подписи, а также (2) установить отсутствие искажений информации.

Под информационной средой традиционно понимается совокупность информационной инфраструктуры, информационных технологий и средств, организационных и юридических структур, представляющая организационные, материальные и правовые условия существования и функционирования информационных деятелей.
Базисом (центральной частью) информационной среды является информационная инфраструктура – совокупность взаимосвязанных коммуникаций, информационных систем (объектов) и информационных ресурсов. При этом информационная система, инфосистема – это система, в которой образующие элементы, их связи и отношения являются информационными или перерабатывают информацию; а информационный ресурс – совокупность запасов содержательной информации (информационно-содержательный ресурс) и возможностей структурной информации (информационно-структурный ресурс) эргасистемы.

Методы принятия юридического решения. Принятие решения – процесс выработки, выбора и юридического утверждения одного конкретного управляющего решения (воздействия) из множества допустимых альтернатив и определения будущих действий. Принятие решения неразрывно связано с планированием и осуществляется на любом его уровне. Само по себе решение не является планом, так как не связано со сроком его исполнения и не всегда связано с действием.

Инвариантная структура выбора рационального (оптимального, эффективного, приемлемого, удовлетворительного и др.) управляющего решения в эргасистеме включает три базовых элемента: правило предпочтения, исходное множество допустимых альтернатив, алгоритм выработки и выбора решения, а также требования экспертов к правилу предпочтения.

В качестве формализованных правил предпочтения наиболее широко применяются следующие принципы и соответствующие им критерии выбора рациональной альтернативы (решения):

«гарантированного результата» Вальда (критерий максимина);

«минимального сожаления» Сэвиджа (критерий максимакса);

«индивидуального оптимизма» Гурвица (критерий максимума оптимизма-пессимизма);

«равных вероятностей» Лапласа и «недостаточного обоснования» Бернулли (критерий максимума среднего выигрыша);

«объективных вероятностей»» Байеса (минимума среднего риска).

Согласно фундаментальному принципу ситуационности решение, принимаемое по формализованному критерию, может быть рациональным только на определённый момент времени и в отношении формализованного предпочтения лица, принимающего решение (ЛПР), с учётом условий принятия решения: определённости, неопределённости, риска и конфликта.

Диалоговый человеко-машинный режим (время отклика должно быть не более 20 секунд) выработки юридического решения в автоматизированной информационной системе (типа ГАС «Правосудие») представляет собой автоматизированный режим, в ходе которого ЛПР может изменять модель принятия решения, целевые функции и ограничения, как бы «помогая» ЭВМ найти решение.

Качество юридического решения – совокупность свойств, характеризующих степень соответствия решения целям (ценностям), поставленным до его выработки, и технологии его практической реализации.

Обобщённые показатели и критерии – формально-логические конструкции, соответствующие трём основным способам решения многокритериальных задач: свёртка локальных показателей в единый глобальный (общий) показатель (с нормированием или без); назначение главного показателя при одновременном наложении ограничений на остальные локальные показатели; ранжирование (любое упорядочение) локальных показателей.


^ 6. План творческого практического занятия (семинара) на тему: «Системный подход и научные проблемы»


Проблемы, учебные вопросы и содержание дискуссий


1. Определение и классификация систем

1.1. Научное понятие «система».

1.2. Классификация систем по виду реализации.

1.3. Классификация систем по сложности. Признаки сложных систем.

1.4. Научное содержание и взаимосвязь основных системно-правовых понятий («система права», «система законодательства», «правовая система», «судебная система», «правоохранительная система») – тема научного сообщения.

1.5. Взаимосвязь системы и информации.

1.6. Закон синергии в общественных отношениях.


2. Методология системного подхода к решению сложных задач (проблем)

2.1. Предмет, роль и место системологии (общей теории систем) в науке. Системология права.

2.2. Многоаспектнось и базовые понятия системного подхода – тема научного сообщения.

2.3. Принципы системного подхода (целостности – организованности, сложности, цели).

2.4. Методы системного подхода (системный, структурный, функционально-содержательный анализ).

2.5. Этапы системного подхода (выявления и декомпозиции главной цели, определения структурных и функциональных отношений, построения рационального целого).

2.6. Качественные методы системного анализа – тема научного сообщения.

2.7. Применение системного подхода в судебном правоприменении – тема научного сообщения.


3. Методология комплексного подхода (проблемно-ориентированный вариант системного подхода)

3.1. Философские принципы системных «информационно-кибернетическо-синергетических» знаний («ИКС»-знаний).

3.2. Принцип информационной ценности (определение ценности информации).

3.3. Принципы и проявление самоорганизации (синергетических процессов) в системе правового регулирования – тема научного сообщения.

3.4. Концепция (принципы и методологическая структура) комплексного «ИКС»-подхода («информационно-кибернетическо-синергетического») к исследованию сложных правозначимых явлений.

3.5. Приложение системных концепций в правовой и законодательной сфере (по научным отраслям) – тема научного сообщения.


Учебно-методическая литература для подготовки

к творческому практическому занятию


1. Афанасьев В. Г. Системность и общество. – М.: Политиздат, 1980. – 368 с.

2. Афанасьев В. Г. Моделирование как метод исследования социальных систем // Системные исследования: Ежегодник, 1982. – М.: Наука, 1982.

3. Берталанфи Л. фон. Общая теория систем – критический обзор // Системные исследования: Ежегодник, 1969. – М.: Наука, 1969. – С. 23 – 95.

4. Боулдинг К. Общая теория систем – скелет науки // Системные исследования: Ежегодник, 1969. – М.: Наука, 1969. – С. 106 – 124.

5. Блауберг И.В. Целостность и системность // Системные исследования: Ежегодник, 1977. – М.: Наука, 1977. – С. 5 – 28.

6. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Б.Г. Философский принцип системности и системный подход // Вопросы философии. – 1978. – № 8. – С. 39 – 52.

7. Богданов А. А. Всеобщая организационная наука (Тектология). В 2-х тт. – М.: Экономика, 1989. – 304 с.; 351 с.

8. Ветютнев Ю. Ю. Синергетика в праве // Государство и право. – 2002. № 4. С. 64 – 69.

9. Венгеров А. Б. Синергетика и политика // Общ-е науки и современность. 1993. № 4. С. 36 – 45.

10. Гаджиев К. С. Системные характеристики миропорядка: синергетический подход // Международные процессы. Т. 3. № 3. С. 22 – 28.

11. Гвишиани Д. М. Материалистическая диалектика – философская основа системных исследований // Системные исследования: Ежегодник, 1979. – М.: Наука, 1980.

12. Дружинин В. В., Конторов Д. С. Проблемы системологии. – М.: Сов. радио, 1976.

13. Ершов В. В. Судебное правоприменение: Теоретические и практические проблемы: Монография. – М.: Рос. правовая акад. Минюста РФ, 1991. – 97 с.

14. Жариков О. Н., Королевская В. И., Хохлов С. Н. Системный подход к управлению / Под ред. В. А. Персианова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 62 с.

15. Ловцов Д. А. Системология научных исследований: Учебно-метод. комплекс (для аспирантов очной и очно-заочной форм обучения). – М.: РАП, 2009. – 77 с.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru