Рекомендации родителям будущих первоклассников



Скачать 139.36 Kb.
НазваниеРекомендации родителям будущих первоклассников
Дата20.03.2013
Размер139.36 Kb.
ТипДокументы
источник

Рекомендации родителям будущих первоклассников

 

Ребенок, достигший младшего школьного возраста должен обладать определенным «набором» знаний и навыков.

Прежде всего, следует проверить, знает ли Ваш ребенок ответы на следующие вопросы:

         Как его зовут?

         Сколько ему лет?

         Когда день рождения?

         Где живет (страна, город, улица, дом, квартира)?

Выяснить, умеет ли ребенок отличать различных животных (диких, домашних) и растения (хотя бы те, которые растут в вашей местности), имеет ли он представление о бережном отношении к природе и её охране.

^ Узнайте, способен ли Ваш ребенок:

         Давать развернутые ответы на вопросы и задавать их (чаще у детей возникает один вопрос: «А что это?»

         Строить рассказы по картинке (картинам).

         Сочинять сказки.

         Находить слова с определенным звуком.

         Членить предложения.

         Заучивать наизусть стихи (прозу).

Знает ли он:

         Цифры (от 0 до 10).

         Дни недели и месяцы (последовательно)

Может ли он:

         Назвать числа в прямом и обратном порядке.

         Соотносить цифру и число предметов.

         Составлять элементарные задачи на сложение и вычитание и решать их.

         Ориентироваться на листе бумаги в клеточку.

         Правильно держать карандаш. Ручку, кисточку.

         Рисовать как определенные предметы, так и сюжетные картинки.

         Лепить одиночные фигурки и целые композиции.

         Изготавливать различные аппликации из бумаги разной фактуры.

^ Любит ли ваш ребенок выполнять различные физические упражнения:

         Под музыку;

         В заданном темпе;

         Ритмично передвигаться.

^ Любит ли Ваш ребенок принимать участие в элементарных спортивных играх, таких, как:

         Классики;

         Бадминтон;

         Настольный теннис;

         Игры с мячом.

^ Умеет ли Ваш ребенок:

         Петь, правильно передавая мелодию;

         Инсценировать нехитрую «музыку»;

         Ритмично двигаться под музыку.

 

Безусловно, это лишь малая толика всего, что должен знать и уметь ребенок.

Необязательно все это у него должно получаться «на отлично».

В таком случае Ваша первая задача – не паниковать. Спокойно и постепенно начинайте с ребенком постигать то, что не знает и не умеет.


^ При этом важно соблюдать некоторые правила:

         Не торопить ребенка.

         Учитывать его настроение, самочувствие, желание.

         Помнить дошкольный возраст – это возраст игры, поэтому некоторые понятия, тяжело даются.

^ ТЕСТ 1

«Что кому подходит»

(для оценки эмоционального отношения к школе)

Ребёнку предлагается сыграть в такую игру: «Сейчас я буду называть пары слов, например «хороший – плохой», а ты должен сказать, кому в большей степени подхо­дит каждое из них – школьнику или дошкольнику?»

Или второй вариант игры. Вы просите ребёнка разложить заранее приго­товленные Вами карточки с написанными на них словами: одну карточку ребёнок должен положить в портфель, другую – в коробку с игрушками.

^ Пары слов с прилагательными-антонимами:

Большой маленький Больной здоровый

Взрослый детский Тёплый холодный

Весёлый грустный Добрый злой

Быстрый медленный Смелый трусливый

Чистый грязный Бодрый усталый

Сладкий горький Сильный слабый

Гладкий колючий Светлый тёмный

Положительное отношение к школе оценивается по преобладанию прила­га­тельных с положительной эмоциональной окраской, которые ребёнок относит к школьной жизни. Если из 14 пар прилагательных 7 и более положительно окрашенных ребёнок соотнёс с учебной школьной деятельностью, это означает общее положительное отношение к школе.

^ ТЕСТ 2

"Представь себе…"

(оценка направленности ребёнка на процесс обучения в школе)

Ребёнку предлагается поиграть в такую игру: «Я буду рассказывать тебе разные истории, а ты должен будешь заканчивать эти истории, представляя себя главным героем».

История 1. Представь себе, что тебе скажут: «Ты ещё маленький, и будет лучше, если ещё один год ты походишь в детский сад или посидишь дома, а в школу пойдёшь потом». Что ты ответишь?

История 2. Представь себе, что 1 сентября все дети из вашей группы пошли в школу, а ты остался дома и тебе не нужно никуда идти, ни в детский сад, ни в школу. Чем ты стал бы заниматься? Что ты стал бы делать ВТО время, когда другие дети учатся в школе?

История 3. Представь себе, что есть 2 школы. В одной школе дети учатся каждый день читать, писать, считать, а в другой школе – уроки пения, рисова­ния, танцев. Какую школу ты выбрал бы?

История 4. Представь себе, что можно опять выбрать школу. В одной школе нужно тихо сидеть на уроке, нельзя разговаривать, нужно выполнять задания, которые даёт учительница. В другой школе, наоборот, полная свобода, каждый делает, что хочет: можно разговаривать на уроке, не выполнять никаких заданий, а если не нравиться, можно уйти домой и никто тебя не будет ругать. Какую школу ты выбрал бы?

История 5. Представь себе, что у нас появилась возможность обучать тебя не в школе, а дома. Т.е. тебе не надо будет ходить в школу, а, наоборот, к тебе домой будет приходить учительница и учить тебя чтению, письму, математике. Что ты ответил бы на такое предложение?

История 6. Представь себе, что ты уже ходишь в школу и у тебя всё очень хорошо получается, и учительница тебя хвалит. Однажды она предлагает вместо пятёрки подарить тебе за хорошую учёбу шоколадку. Что ты выберешь – пятёрку или шоколадку?

^ Показателем сформированности «социальной позиции школьника» будут такие ответы:

1. Отказ от предложения ещё год посещать детский сад или побыть дома.

2. Направленность на учебную деятельность, даже если не обязательно посещать школу.

3. Отказ от школы, в которой дети не учатся, а только развлекаются.

4. Предпочтение школы с определёнными правилами.

5. Ориентация на обучение в группе, в классе.

6. Выбор отметки как формы оценки учебной работы.

Если положительных ответов будет больше половины, то это свидетельствует о положительной мотивации к обучению в школе.

 

^ ТЕСТ 3.

«Пароходики»

(оценка умений действовать по образцу)

Ребёнку предлагают картинку (см. рисунок), на которой изображение парохода составлено из элементов прописных букв. Необходимо точно скопировать рисунок на лист бумаги.

В процессе рисования наблюдайте за тем, как справляется ребёнок с этим заданием: часто ли смотрит на образец, сверяет ли сделанное с образцом, рисует ли по памяти, отвлекается ли во время работы, задаёт ли вопросы.

По окончании работы предложите ребёнку проверить, всё ли у него верно. Если он найдёт неточности в своём рисунке, он может их исправить. Не стоит самим вносить коррективы в рисунок ребёнка и не следует ничего подсказывать.





^ На чем основана готовность к школе




 

Существует три компонента школьной готовности

Физиологический – физическое созревание организма, его устойчивость к нагрузкам, новому режиму.

Педагогический – знания, умения и навыки – все, чему научили ребенка.

Психологический – совокупность особенностей развития и формирования

 

Таким образом при поступлении ребенка в школу важно определить его общую школьную готовность, поэтому необходимо пройти комплексное обследование у психолога и врача.

 

^ Общая школьная готовность

Физиологическая

(врач)

Педагогическая

(педагог)

Психологическая

(психолог)

 

Какой из трёх компонентов наиболее важен при определении школьной готовности?

 

Оказывается, психологическая готовность является той базой, на которой педагог будет формировать знания, умения и навыки, что позволит избежать различных проявлений дезадаптации к школе. Психологическая готовность к обучению создает проблемы не только родителям, врачам, но и самому школьнику.

 

Основными показателями психологической готовности к обучению являются:

1.       Зрелость психических процессов (определенный уровень развития восприятия, мышления, внимания, памяти, речи и др.)

2.       Эмоциональная готовность (наличие у ребенка желания познавать новое, эмоциональная устойчивость, отсутствие импульсивности).

3.       Наличие волевой регуляции поведения (умение подчиняться требованиям).

4.       Сформированность навыков общения (умение адаптировться в коллективе сверстников, строить новые взаимоотношения).

^ Рекомендации психолога




Слово "тревога" известно в русском языке с первой половины XVIII века и обозначает "знак к битве".
"Тревога" и "тревожность" - это совсем неидентичные термины. Тревога - это эпизодические проявления беспокойства и волнения.


Поведенческие признаки проявления тревоги:


- ребенок начинает грызть ногти

- качаться на стуле

- барабанить пальцами по столу

- теребить волосы

- крутить в руках разные предметы и т.д.


Состояние тревоги не всегда можно расценить как негативное состояние.
Различают мобилизующую и расслабляющую тревогу.

Какой вид тревоги будет испытывать человек чаще - во многом зависит от стиля воспитания в детском возрасте. Если родители постоянно пытаются убедить ребенка в его беспомощности, то в дальнейшем в определенные моменты он будет переживать расслабляющую (парализующую) тревогу. Если же, напротив, родители настраивают сына или дочь на достижение успеха через преодоление препятствия, то в ответственные моменты он будет испытывать мобилизующую тревогу.
Единичные проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название "тревожность". Среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх, хотя могут присутствовать и печаль, и стыд, и вина и прочие.
Каждому возрасту присущи так называемые "возрастные страхи": 2 года - посещение врача (конкретный страх) 3-4 года - символические страхи: темноты и одиночества 6-7 лет - страх своей смерти 7-8 лет - страх смерти родителей
С 7 до 11 лет ребенок больше всего боится "быть не тем", сделать что-то не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам.
Наличие страхов у ребенка является нормой, но, если страхов очень много, то следует уже говорить о наличии тревожности в характере ребенка.
Одной из причин повышенного уровня тревожности дошкольников и младших школьников является нарушение детско-родительских отношений.
Именно в дошкольном возрасте начинает формироваться школьная тревожность.
Принято считать, что она возникает вследствие столкновения ребенка с требованиями обучения и кажущейся невозможностью им соответствовать. Причем большинство первоклассников переживает не из-за плохих отметок, а из-за угрозы испортить отношения с учителями, родителями, сверстниками.
В дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9-11 годам соотношение становится равномерным, после 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек. При этом, тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми (ссоры, разлуки и др.), мальчиков - насилие во всех его аспектах.

Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии внутреннего конфликта, который может быть вызван:
1. Негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение.
2. Неадекватными, чаще всего завышенными требованиями.
3. Противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку роди- тели и/или школа.

Рекомендации по работе с тревожными детьми
1. Повышение самооценки ребенка:
- оказывать поддержку, проявлять искреннюю заботу о них и как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам;
- называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых;
- сравнивать результаты деятельности данного ребенка с его же результа- тами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад;
- не давать задания, которые выполняются за определенное, фиксирован ное время, не следует торопить и подгонять их с ответом;

- постараться установить визуальный контакт, такое прямое общение "глаза в глаза", которое будет вселять чувство доверия в душу ребенка.


2. Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения:
- игры с песком, глиной, водой, различные техники рисования красками (пальцами, ладошками и др.), в основе которых лежит телесный кон такт;
- элементы массажа и даже простое растирание тела, которые также способствуют снятию мышечного напряжения;

- устраивать импровизированные маскарады, просто раскрашивать лица старыми маслинными губными помадами.


3. Обработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка: - сюжетно-ролевые игры (сюжетами для ролевых игр целесообразно выбирать "трудные" случаи из жизни каждого ребенка)
- игры с куклами (для младшего и среднего дошкольного возраста)

Благоприятный психологический климат в семье способствует гармоничному развитию личности ребенка и снижению уровня тревожности. Родителям следует как можно больше общаться со своими детьми, устраивать совместные праздники, походы на природу, в зоопарк, в театр, на выставки.

Любой ребенок, родившийся на свет, имеет право на жизнь и счастье в своей жизни.

Ребенок награда свыше и аванс, который нужно отработать  с любовью и терпением.

^ Прислушайтесь к советам своих детей!

«Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха — поймут все без труда.
Слова порой запутаны, пример же — никогда.
Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии — вот лучшая из школ.
И если все мне рассказать, я выучу урок.
Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток.
Должно быть можно верить и умным словесам.
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет.
Зато пойму как ты живешь: по правде или нет»

^ Вечная детская мудрость


Рекомендации нейропсихофизиологов для родителей будущих первоклассников  

(из книги  В.Д. Еремеевой «Мальчики и девочки – два разных мира»).

 

·        Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

 

·        Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.

 

·        Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нём, а главное – по-разному осмысливают всё, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые.

 

·        ^ Не переучивайте левшу насильно - дело не в руке, а в устройстве мозга.

 

·        Не сравнивайте ребёнка с другими, хвалите его за успехи и достижения.

 

·        ^ Помните, что при поступлении ребёнка в школу его цели и мотивы отличаются  от целей взрослого: ребёнок ещё не в состоянии ставить познавательные цели.

 

·        Учитесь вместе с ребёнком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.

 

·        При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребёнка. Пытайтесь выяснить объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.

 

·        ^ Проведите  «ревизию» ошибок ребёнка при письме, чтобы понять, с чем связаны трудности: с плохим фонематическим слухом, низкой слуховой и зрительной памятью, с тем, что не формируется зрительный образ слова, или с чем-то другим.

 

·        ^ Помните: для ребёнка чего-то не уметь, что-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребёнок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребёнком своё превосходство в знаниях.

 

·        ^ Приводя ребёнка в 1 класс, необходимо отчётливо понимать, что для него должны меняться не  только место пребывания, режим, вид деятельности, но и вся шкала ценностей, которую он создал за свои 7 лет. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена психологически очень трудна.

 

·        ^ Имея дело с первоклассниками, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребёнка совершенно по-разному. Для ребёнка эта смена отношений к себе может быть очень болезненной- он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что «плохо». Поддержите его в трудной ситуации.

 

·        ^ Ребёнок не должен панически бояться ошибаться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаться. Старайтесь не вырабатывать у ребёнка страха перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни, и радость познания.

 

·        ^ Для успешного обучения  мы должны превратить свои требования в «хотения» ребёнка.

 

·        Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить её. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребёнка.

 

·        ^ Для гармоничного развития необходимо,  чтобы ребёнок учился по-разному осмысливать учебный  материал (логически, образно, интуитивно).

 

·        ^ Никогда не забывайте, что мы ещё очень мало знаем о том, как несмышлёное дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока недоступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте – «не навреди».

 
^

Коротко о главном


  • Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

  • Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других. - Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.

  • Старайтесь каждый день находить время, чтобы научить ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.

  • Не стесняйтесь подчеркивать, что Вы им гордитесь.

  • Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.

  • Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.

  • Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.

  • Признавайте права ребенка на ошибки.

  • Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.

  • Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

  • И вообще, хоть иногда ставьте себя на место ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru