Организация незаконной миграции как направление деятельности транснациональной организованной преступности icon

Организация незаконной миграции как направление деятельности транснациональной организованной преступности

Реклама:



Скачать 125.94 Kb.
НазваниеОрганизация незаконной миграции как направление деятельности транснациональной организованной преступности
Дата25.07.2013
Размер125.94 Kb.
ТипДокументы
источник

Организация незаконной миграции как направление деятельности транснациональной организованной преступности


Если попытаться дать наиболее краткое и емкое определение термину "миграция", то решающее значение будут иметь 2 составляющих данного понятия: во-первых, миграция - это территориальные перемещения населения, и, во-вторых, результатом таких перемещений является смена места жительства 1.

Незаконная миграция - это въезд в определенную страну, пребывание на ее территории и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства, регулирующего порядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда иностранных граждан; произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на ее территории, а также выезд с территории страны ее граждан с нарушением законодательства, регулирующего порядок их выезда 2.

Миграция населения является одним из тех общественных процессов, которые способны оказать значительное воздействие на общество, где они развиваются, а незаконная миграция способна привести к различного рода отрицательным последствиям социального, политического, экономического, этнического, межнационального характера. Так, в политической сфере незаконная миграция выступает непосредственной угрозой безопасности страны, ее геополитическим интересам и международному имиджу; в экономической - способствует расширению масштабов теневой экономики, развивающейся вне налогового и другого экономического законодательства, изъятию из финансового оборота значительной доли денежных средств, в том числе путем вывоза их за рубеж, обострению ситуации на рынке труда и вытеснению с него российских фирм и работников; в социальной - приводит к усилению социальной напряженности и ксенофобии, в значительной степени осложняет криминальную ситуацию 3.

По экспертным оценкам, число лиц, незаконно находящихся на территории Российской Федерации составляет от 1,5 до 15 млн. человек. При этом необходимо отметить, что количество иностранцев, прибывающих в Российскую Федерацию по поддельным документам, с просроченными или недействительными паспортами, не поддается полному учету и контролю в связи с тем, что они избегают регистрации 4.

Территории стран СНГ, особенно Российской Федерации, в силу своего географического, стратегического положения являются своеобразным транзитным мостом между государствами Азии и Европы. Вследствие действия этого фактора территория Российской Федерации за последние пятнадцать - двадцать лет стала основным, среди стран СНГ, объектом для проникновения мигрантов как из стран ближнего, так и из стран дальнего зарубежья. Находящиеся на территории Российской Федерации мигранты преследуют две основные цели - использовать ее как место постоянного либо временного проживания и в качестве промежуточной остановки перед последующим проникновением в страны Европы 5.

На сегодняшний день нелегальная миграция в полной мере контролируется транснациональными преступными группами, которые занимаются вербовкой, доставкой (перевозкой), легализацией мигрантов. Незаконная миграция поэтапно превратилась в отлаженный криминальный бизнес с разветвленной структурой, миллионным количеством вовлеченных лиц и огромным оборотом финансового капитала.

По уровню доходности бизнес, обеспечивающий незаконное перемещение мигрантов, занимает третье место после контрабанды наркотиков и оружия. Ежегодный доход от данного направления противоправной деятельности организованной преступности оценивается специалистами в 12 млрд. долл. в год 6.

Практика показывает, что организованные преступные группы, специализирующиеся на организации незаконной миграции, имеют сложную структуру и неоднородный состав.

Во главе группы стоит организатор незаконной миграции. Анализ уголовных дел об организации незаконной миграции позволяет сформулировать следующие выводы:

1) организаторами незаконной миграции являются мужчины в возрасте от 25 до 45 лет, которые нигде не работают;

2) указанные лица в большинстве случаев владеют русским языком, так как являются либо гражданами России, выходцами из стран бывшего СССР, либо обучались и (или) длительное время проживали в СССР и России;

3) типичный преступник обладает познаниями в области документоведения, разбирается в миграционном законодательстве, а также законодательстве, регулирующем вопросы создания, функционирования и ликвидации юридически лиц;

4) данные лица склонны руководить людьми, обладают выраженными чертами лидера;

5) организатор обычно имеет связи в органах государственной власти;

6) организатор знает и может успешно применять приемы конспирации.

У организатора на связи обычно находятся:

1) лица, занимающиеся изготовлением поддельных документов;

2) лица, занимающиеся вербовкой мигрантов в стране их исхода (обычно это лица, постоянно проживающие в стране исхода либо постоянно перемещающиеся из страны исхода в Российскую Федерацию или страну назначения);

3) лица, занимающиеся обеспечением жильем на время проживания на территории Российской Федерации мигрантов и их доставкой к данному месту проживания;

4) работники фирм (туристических агентств, агентств по аренде жилья и т.п.), созданных для прикрытия преступной деятельности и легализации мигрантов (директора фирм, бухгалтеры, экономисты и т.п.);

5) коррумпированные чиновники государственных и муниципальных органов, в том числе правоохранительных органов, которые занимаются оформлением указанных фирм на подставных лиц, продлением срока пребывания мигрантов на территории Российской Федерации, оказывают помощь в незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации (работники налоговых органов, органов внутренних дел, Федеральной миграционной службы, пограничных органов, Министерства иностранных дел и др.).

Организатор незаконной миграции может входить в одну из указанных групп либо не относиться ни к одной из них, однако ранее принадлежать к ней. В любом случае в иерархии организованной группы организатор занимает главенствующее положение, с его мнением считаются все члены, и его мнение является решающим при принятии управленческих и финансовых решений о деятельности группы. Кроме того, если основываться на общепринятом представлении о структуре организованных преступных формирований, то первые три из вышеприведенных групп лиц следует отнести к группе исполнителей, а четвертую и пятую к группе обеспечения безопасности (группе прикрытия). В то же время часть из лиц, входящих в последние две группы, также могут осуществлять исполнительскую функцию.

Касаясь вопроса о связях между лицами, входящими в преступную группу, следует отметить, что зачастую члены одной из подгрупп, входящих в преступную группу, могут и не знать членов другой подгруппы. Так, достаточно часто лица, осуществляющие вербовку мигрантов, не знают коррумпированных сотрудников правоохранительных органов.

Обращаясь к качественно-типологическим чертам членов организованной преступной группы, занимающейся организацией незаконной миграции, следует сказать, что, по данным Главного информационного аналитического цента Министерства внутренних дел Российской Федерации, они в большинстве случаев состоят только из мужчин (77%). По тем же данным, возраст участников организованной группы колеблется в пределах от 25 до 35 лет. Относительно профессиональной занятости членов организованных групп, занимающихся организацией незаконной миграции, каких-либо закономерностей не выявлено. В зависимости от функциональной роли, в группе могут участвовать как представители технических специальностей (лица, осуществляющие подделку документов), так и гуманитарных (экономисты, юристы и т.п.). 7

Существуют определенные географические зоны, привлекающие к себе внимание мигрантов. Это крупные города, экономически развивающиеся зоны и пограничные регионы, через которые наиболее активно осуществляют свою деятельность транснациональные преступные формирования.

Для проникновения незаконными мигрантами используются наиболее уязвимые, плохо охраняемые рубежи государств СНГ (среднеазиатские республики и российско-казахстанская граница - до 90%).

В качестве примера можно привести маршрут транзитного проезда незаконных мигрантов: страны Юго-Восточной и Центральной Азии - Республика Казахстан - пункты пропуска Приволжского федерального округа (Оренбург, Уфа, Казань, Саратов, Самара, Пермь, Нижний Новгород) - Москва и Санкт-Петербург - страны Западной Европы.

Въезд на территорию России незаконных мигрантов осуществляется в основном на путях международного сообщения через установленные пункты пропуска по действительным документам и приглашениям. Вместе с тем отмечаются факты проникновения на территорию страны иностранцев в обход установленных пунктов пропуска, через так называемую «зеленую границу».8

Основными каналами въезда незаконных мигрантов на территорию России являются туристические и деловые поездки, поездки на учебу и работу. При этом используются действительные визы Российской Федерации, выданные консульскими учреждениями МИД России за рубежом на основании фиктивных приглашений различных российских и иностранных туристических фирм, учреждений, предприятий и организаций. Одним из условий, способствующим беспрепятственному осуществлению данных правонарушений, является деятельность большого количества зарегистрированных в России мелких туристических фирм, хотя и лицензированных в МИД России, но действующих с грубейшими нарушениями российского законодательства, при этом не несущих за свои действия никакой ответственности и зачастую являющихся активными пособниками в организации каналов незаконной миграции. Кроме этого, в нарушение установленного порядка оформляются приглашения на въезд в Российскую Федерацию с целью обучения в высших учебных заведениях.

Реже задействуется канал деловых поездок. При этом используются действительные российские коммерческие и деловые визы, выданные на основании действительных и фиктивных приглашений хозяйствующих субъектов, организаций и их объединений, общественных ассоциаций и союзов, действующих на территории России.9

Судебно-следственная практика свидетельствует о том, что организаторы незаконной миграции в основном действуют под прикрытием официально зарегистрированных юридических фирм, оформленных на лицо, ранее утерявшее свои документы. Чаще всего такие фирмы имеют надлежащим образом оформленные документы, причем в большинстве случаев номинальным руководителем такого юридического лица является не организатор.10

В ряде случаев при осуществлении своей деятельности для связи с мигрантами организатор использует посредников, которым представляется другими именами.11

Эксперты отмечают, что тактика организаторов незаконной миграции в последнее время изменилась. Если ранее количественный состав групп незаконных мигрантов, задержанных органами внутренних дел, доходил до 40 человек, то в настоящее время непосредственно перед пересечением государственной границы формируются группы численностью 3 - 5 чел., с последующей их концентрацией в небольших населенных пунктах, прилегающих к пограничной зоне.

Проиллюстрируем вышеизложенные общие закономерности деятельности организованных групп, занимающихся организацией незаконной миграции, на конкретном примере.

В сентябре 2011 г. пограничники Беларуси и Литвы совместно раскрыли канал незаконной транзитной миграции через границу, организованный транснациональной преступной группой.

Непосредственным руководителем преступников был гражданин Литвы 1977 года рождения. В целом в преступной группе существовала четкая иерархия, группа была хорошо организована и оснащена. Ее участники - молодые люди 1975-1978 годов рождения, некоторые из них имели специальную подготовку. В частности, среди преступников были граждане России - бывшие военнослужащие спецподразделений российских Вооруженных Сил, которые имели специальные навыки в вождении автомобиля, разведке местности и топографии.

Преступная группа действовала по определенной схеме. На территории России участники группы занимались поиском потенциальных нелегальных мигрантов из числа иностранных граждан, в основном выходцев из Афганистана, не имеющих возможность законно въехать на территорию Европейского союза. Затем на рейсовом автобусе нелегалы доставлялись в Минск небольшими группами. Время и место прибытия сообщалось сообщникам, которые встречали незаконных мигрантов вблизи Минска и на своих автомобилях перевозили их в Вороновский район Гродненской области. В пограничной полосе преступники сопровождали нелегалов на выбранный заранее участок "зеленой границы".

На территории Литвы, по указанию лидера, незаконных мигрантов встречали литовские сообщники, которые в дальнейшем должны были переправить их в страны Евросоюза. Для перевозки нелегалов использовались специально подготовленные минивэны или микроавтобусы с тонированными стеклами. Проводниками-разведчиками были в основном люди, проходившие ранее службу в армейских спецподразделениях России и имеющие опыт боевых действий на Северном Кавказе. Они предварительно изучали приграничную местность, оснащались картами, компасами, GPS-навигаторами, маскировочными костюмами. Они в полной мере применяли навыки маскировки и противодействия правоохранительным органам, проводили достаточно квалифицированную разведку наиболее уязвимых мест для проникновения через границу в обход пограничных нарядов.

С каждого нелегала за переброску через границу брали в среднем по $10 тыс. Организатор и руководитель группы, лично распределял преступный доход между участниками в зависимости от роли, выполненной каждым в отдельно взятом эпизоде.12

Борьба с незаконной миграцией и ее организацией ведется как на внутреннем, так и на межгосударственном уровне.

Так, с 30 января 2005 г. в УК РФ введена статья 322.1 "Организация незаконной миграции", которая позволила привлекать к уголовной ответственности лиц, организующих незаконную миграцию.

В силу специфики рассматриваемого направления деятельности организованных преступных групп для эффективного противодействия решающее значение имеет активное международное сотрудничество и регулирование указанного вопроса на международном уровне.

15 ноября 2000 г. Резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи были приняты Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности и Дополнительные протоколы к ней. Особое значение имеет Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию и специально посвященный вопросам борьбы с незаконной миграцией. До принятия данного Протокола, главная цель которого состоит в предупреждении незаконного ввоза мигрантов и борьбе с ним, не было универсального документа, регулировавшего все аспекты незаконного ввоза мигрантов.13

Федеральная миграционная служба Российской Федерации осуществляет свою деятельность по пресечению незаконной миграции в тесном взаимодействии с миграционными ведомствами различных государств. В частности, взаимодействие с компетентными органами стран - участниц Содружества Независимых Государств основано на заключенном 6 марта 1998 г. Соглашении о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией и принятых в его развитие документах, таких, как:

- Концепция сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в противодействии незаконной миграции, одобренная решением Совета глав государств СНГ 16 сентября 2004 г. в г. Астане;

- Программа сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в противодействии незаконной миграции на 2012 - 2014 годы, принятая Решением Совета глав государств СНГ.

Кроме этого, постоянно расширяется международная договорная база в части сотрудничества в противодействии незаконной миграции.

Так, в 2006 г. был подписан меморандум между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Финляндской Республики о взаимодействии в борьбе с незаконной миграцией на приграничных территориях.

5 декабря 2008 г. были подписаны два Соглашения между Федеральной миграционной службой и Министерством внутренних дел Республики Беларусь о сотрудничестве в сфере миграции и о взаимодействии компетентных органов в сфере миграции приграничных регионов в области борьбы с незаконной миграции.

28 июня 2011 г. было заключено Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Азербайджанской Республики.14

Активные миграционные процессы на территории России и приграничных с ней государств, по экспертным оценкам, будут сохраняться как минимум в течение ближайшего десятилетия. При этом будут существовать реальная нагрузка на экономические и социальные инфраструктуры государств, конфликтные отношения между коренными жителями и мигрантами и, как следствие, осложнение криминогенной ситуации в местах концентрации мигрантов.15 В данный момент обеспечена работа по целому ряду ключевых направлений. Однако предстоит проделать еще значительный объем работы по совершенствованию правовой и организационной базы противодействия незаконной миграции на территорию Российской Федерации.

1 Самойлюк Н.В. Криминологическая характеристика незаконной миграции // Юридический мир. 2009. № 8.

2 Овчинникова А. Незаконная миграция как новый вызов международной и национальной безопасности// Российский следователь. 2009. № 6.

3 Смирнова В.А. Нелегальная миграция как угроза национальной безопасности Российской Федерации// Миграционное право. 2009. № 1.

4 Мусаелян М.Ф. Транснациональная организованная преступность как угроза национальной безопасности Российской Федерации // Адвокат. 2010. № 9.

5 Звягинцев В.В., Довгополов Е.Ю. Незаконная миграция как вид транснациональной преступной деятельности: к вопросу о криминологической характеристике// Миграционное право. 2009. № 2.

6 Мусаелян М.Ф. Транснациональная организованная преступность как угроза национальной безопасности Российской Федерации // Адвокат. 2010. № 9.

7 Фролкин Н.П., Козлов В.Ф. Сведения о личности преступника и членах организованной преступной группы, занимающихся организацией незаконной миграции, как элементы криминалистической характеристики// Российская юстиция. 2009. № 12.

8 Звягинцев В.В., Довгополов Е.Ю. Незаконная миграция как вид транснациональной преступной деятельности: к вопросу о криминологической характеристике// Миграционное право. 2009. № 2.

9 Там же.

10 Фролкин Н.П., Козлов В.Ф. Сведения о личности преступника и членах организованной преступной группы, занимающихся организацией незаконной миграции, как элементы криминалистической характеристики// Российская юстиция. 2009. № 12.

11 Там же.

12 Пограничники Беларуси и Литвы раскрыли канал незаконной транзитной миграции через границу. URL: Новости Беларуси. Белорусское Телеграфное Агентство. http://www.belta.by/ru/all_news/society/Pogranichniki-Belarusi-i-Litvy-raskryli-kanal-nezakonnoj-tranzitnoj-migratsii-cherez-granitsu_i_573856.html

13 Смирнова В.А. Нелегальная миграция как угроза национальной безопасности Российской Федерации// Миграционное право. 2009. № 1.

14 Косовец Т.И. Правовое регулирование противодействия незаконной иммиграции как фактор обеспечения безопасности // Миграционное право. 2011. № 3.

15 Кубов Р.Х. Незаконная миграция как фактор организованной преступности// Российский следователь. 2007. № 21.


Добавить документ в свой блог или на сайт


Реклама:

Похожие:

Организация незаконной миграции как направление деятельности транснациональной организованной преступности iconЯкорневой Нади, гр. Ю-542 Урагс, г. Екатеринбург Противодействие транснациональной организованной преступности в России: состояние и проблемы
Противодействие транснациональной организованной преступности в России: состояние и проблемы

Организация незаконной миграции как направление деятельности транснациональной организованной преступности iconТорговля детьми как направление деятельности организованной преступности
Итальянский пенсионер купил у посредников албанского мальчика для сексуальных утех. Как потом выяснила полиция, отец ребенка обменял...

Организация незаконной миграции как направление деятельности транснациональной организованной преступности iconОсобенности этнических преступных группировок как фактор снижающий эффективность мер по борьбе с транснациональной организованной преступностью
Преступление так же вечно, как смерть и болезнь, наказание никогда не исчезнет, меры предупреждения никогда не победят преступности,...

Организация незаконной миграции как направление деятельности транснациональной организованной преступности iconТорговля женщинами
Одним из видов деятельности транснациональной организованной преступности является торговля людьми, а именно хочется рассмотреть...

Организация незаконной миграции как направление деятельности транснациональной организованной преступности iconПроникновение преступных организаций в органы власти: проблемы и пути решения
Конвенцией, с тем чтобы получить, прямо или косвенно, финансовую или иную материальную выгоду» именно такое определение дается в...

Организация незаконной миграции как направление деятельности транснациональной организованной преступности iconТорговля людьми как вид транснациональной преступности
Попытка сформулировать общие признаки сращивания терроризма и торговли людьми как криминальных явлений с тем, чтобы с их помощью...

Организация незаконной миграции как направление деятельности транснациональной организованной преступности iconВзаимодействие профессиональной и организованной преступности, их влияние на органы государственной власти, стратегия предупреждения
Е представляет собой взрывоопасную силу, стремительно развивающуюся в условиях перехода от социалистической экономики к многоукладной....

Организация незаконной миграции как направление деятельности транснациональной организованной преступности iconКоррупция в органах местного самоуправления как один из источников организованной преступности в России

Организация незаконной миграции как направление деятельности транснациональной организованной преступности iconКоррупция в органах местного самоуправления как один из источников организованной преступности в России

Организация незаконной миграции как направление деятельности транснациональной организованной преступности iconБорьба с организованной преступностью в Японии
Японии приходится всего 2 ограбления1, однако организованная преступность занимает в Японии одно из ведущих мест. Соответственно...

Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
Документы


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
Документы