Минобрнауки россии федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «самарский государственный технический университет»



Скачать 113.93 Kb.
НазваниеМинобрнауки россии федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «самарский государственный технический университет»
Дата29.05.2013
Размер113.93 Kb.
ТипМетодические указания
источник

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

____________________________________________________________________________

Факультет повышения квалификации


Организационные основы системы образования


Методические указания


Самарский государственный технический университет

2012 г


Печатается по решению НМС факультета повышения квалификации.


УДК 378.4


«Организационные основы системы образования»: Метод. указ./ Сост. А. Н. Чертыковцева. - Самара: Самар. гос. техн. ун-т. 2012. - 8 c.


Разработаны основные требования к содержанию рабочей программы учебной дисциплины по видам учебных занятий. Даны понятие «качество образования» и критерии качества подготовки выпускников. Установлены цели, задачи и содержание курсовой работы по учебной дисциплине.

Методические указания «Организационные основы системы образования» предназначены для слушателей ФПК, обучающихся по дополнительной образовательной программе «Преподаватель высшей школы». Разработаны основные требования к курсовой работе, изложена методика выполнения.


Рецензент к.т.н., доцент В.А. Николаев


УДК 378.4


@ А.Н. Чертыковцева , 2012

@ Самарский государственный технический университет , 2012

Введение

За последнее десятилетие в России произошли значительные изменения в содержании, структуре и управлении системой образования[1, 2, 3]. Важным шагом реформирования стала замена государственного контроля деятельности образовательных учреждений механизмом государственной регламентации их деятельности и государственной гарантии качества обучения. Процесс трансформации содержания и структуры образовательной системы потребовал нового механизма управления качеством образования.

Понятие «качество образования» имеет самые различные толкования, связанные в первую очередь с целями системы образования. Согласно исследованиям Международного института планирования образования[4], качество образования – очень широкое понятие, дать однозначное определение которому просто невозможно. Для практических целей оно требуется как «качественные изменения» в учебном процессе и в среде, окружающей обучаемого, которые можно идентифицировать как улучшение знаний, умений и ценностей, приобретаемых обучаемым по завершении определенного этапа.

Анализ этого понятия можно вести на различных уровнях, один из которых проводится с позиции оценки качества результатов осуществленного учебного процесса.

При оценке качества подготовки выпускников вузов следует обратить внимание на две составляющие этой подготовки – образовательную и профессиональную. Главной частью высшего образования является образовательная составляющая, профессиональная направленность которой отражается в содержании образовательной программы в виде определенного набора дисциплин.

Содержание и уровень изложения учебного материала дисциплины определяется по содержанию рабочей программы дисциплины и рекомендованных учебных пособий с учетом привлекаемых учебных ресурсов, в том числе видов учебных занятий. Оценка качества подготовки выпускников при этом осуществляется по результатам педагогических измерений степени освоения или учебного материала дисциплины основной образовательной программы(ООП) по специальности (направлению) подготовки.

Для образовательных учреждений высшего профессионального образования (ВПО) объектом измерения являются знания студентов на каждом этапе изучения соответствующего учебного материала государственного образовательного стандарта(ГОС) по специальности (направлению) подготовки.

По ГОС высшего профессионального образования в редакции 2000 г.и ФГОС -3 в радакции 2009, 2011 г. каждый вуз обязан разработать собственные профессиональные образовательные программы, включающие учебный план, рабочие программы дисциплин, контрольные материалы по дисциплинам. В целях обеспечения разработки контрольных материалов рабочие программы по дисциплинам должны содержать перечень дидактических единиц учебного материала, подлежащих контролю при аттестации вуза. Дидактическими единицами являются законы и закономерности, характерные для конкретной дисциплины. В первом приближении в качестве дидактических единиц могут быть приняты разделы дисциплин, приведенные в ГОС.

Опыт показал, что оптимальное количество контролируемых дидактических единиц в одном контрольном материале от 4 до 12. Для контроля освоения каждой дидактической единицы используется набор заданий (3-7) одинаковой трудности, уровень которой установлен ГОС. Поскольку создание заданий, адекватных по трудности требованиям ГОС, является прерогативой эксперта-разработчика контрольного материала, появляется вероятность создания разнотрудных заданий. В связи с этим решение об освоении дидактических единиц принимается и когда экзаменуемый не выполнил всех заданий из предъявленного набора. Обычно критерий освоения дидактических единиц составляет 60-70% выполненных заданий из набора.

Таким образом, для повышения надежности оценки освоения каждого раздела отдельной дисциплины(дидактической единицы) атестационно-педагогический измеритель должен строиться как совокупность групп заданий с отдельно небольшим числом заданий(3-7) одинаковой трудности.

При подведении оценки освоения тестирования студентов показателем освоения дисциплины учитывается количество (процент) выполненных заданий. Оценка освоения учебной дисциплины студентами определяется все чаще тестированием, при этом учитывается количество(процент) выполненных заданий и количество(процент) освоенных дидактических единиц.

Следует отметить при этом, что при разработке структуры учебной дисциплины основной задачей является четкое определение перечня разделов(тем), их взаимосвязь с предшествующими и последующими дисциплинами, содержания разделов по темам(для рабочей программы) и затрат времени на аудиторные и внеаудиторные виды занятий.

Формирование структуры дисциплин позволяет определить и целенаправленно управлять той частью необходимых знаний и умений в профессиональной деятельности специалиста, которая зависит и от данной учебной дисциплины.

Поэтому основной задачей курсовой работы является приобретение слушателями ФПКП навыков:

  • по организации и планированию структуры учебной дисциплины по видам занятий и затрат времени на аудиторные и внеаудиторные занятия;

  • по разработке аттестационно-педагогических измерений по дисциплине и др., контрольных материалов рабочей программы;

  • по разработке рабочей программы и учебно-методического комплекса(УМК) по дисциплине в целом.
^

1. Цель и задача курсового проектирования


Курсовое проектирование способствует:

  • закреплению, углублению и обобщению знаний, полученных слушателями за время обучения;

  • применение этих знаний к комплексному решению организационно-методических мероприятий по кафедре, факультету и в целом по ВУЗУ, а также разработке конкретных учебно-методических материалов.

Цель курсового проектирования – приобретение слушателями ФПКП:

  • практических навыков систематического и планомерного контроля за учебным процессом;

  • умений владеть предметной областью на продвинутом уровне, т.е. владеть новейшими методами и технологиями преподавания;

  • провести анализ учебного плана и ГОС ВПО по конкретной специальности, определить цели и задачи изучения выбранной учебной дисциплины и её место в учебном процессе при подготовки специалиста;

  • определить полный перечень видов учебных занятий по дисциплине установить связь между дисциплинами предшествующими и последующими;

  • разработать структуру и содержание рабочей программы учебной дисциплины по видам занятий(лекции, практические(семинарные) занятия, лабораторные занятия, самостоятельная работа, курсовое проектирование и др.);

  • разработать базу тестовых заданий по дисциплине;

  • определить сроки межсессионного контроля знаний студентов и разработать методику контроля знаний студентов(межсессионного и итогового);

  • разработать и другие учебно-методические материалы, входящие в учебно-методический комплекс учебной дисциплины и обосновать их необходимость.
^

2. Задание на курсовое проектирование


Задание на курсовое проектирование слушателю выдает руководитель-консультант, который назначается деканатом ФПКП.

Форма задания стандартная(см. прил.1).

Заполнение всех пунктов задания обязательно.

Задание подписывается слушателем и руководителем-консультантом, утверждается деканатом ФПКП. При окончательном оформлении курсовой работы задание подшивается в пояснительную записку после ее титульного листа(см. прил. 2). Без оформленного надлежащим образом задания, курсовая работа не рецензируется и не оценивается.
^

3. Содержание задания и оформление пояснительной записки


Курсовая работа по дисциплине «Организационные основы системы образования» заключается в разработке слушателями ПВШ по предложению зав. кафедрой одного из видов учебно-методических материалов, входящих в состав учебно-методического комплекса(УМК) учебной дисциплины, а именно:

  • Разработка рабочей программы;

  • Разработка методических указаний по изучению теоретического курса дисциплины;

  • Разработка методических указаний к лабораторным работам или к практическим занятиям;

  • Разработка методических указаний по самостоятельной работе студентов;

  • Разработка тестовых заданий по учебной дисциплине для межсессионного и итогового контроля знаний студентов;

  • Разработка методических указаний по выполнению контрольных работ, курсовых работ, курсовых проектов по дисциплине и т.д.

В процессе выполнения данной курсовой работы слушатели ПВШ должны изучить:

  • ГОС ВПО по направлению или специальности;

  • рабочие учебные планы;

  • структуру учебной дисциплины, по которой выполняется курсовая работа;

  • обосновать необходимость и значение ее в учебном процессе.

Исходными данными для выполнения курсовой работы по дисциплине «Организационные основы системы образования » являются:

  • основные профессиональные образовательные программ (ОПОП) Государственного образовательного стандарта(ГОС) высшего профессионального образования(ВПО) по направлению или специальности и ФГОС-3 ВПО;

  • учебный план соответствующей специальности, разработанный в соответствии с ГОС ВПО и ФГОС ВПО и утвержденный ректором;

  • примерные программы блоков дисциплин(общего гуманитарного и социально-экономического, математического и естественнонаучного общепрофессионального) для направлений и специальностей, утвержденных начальником Главного управления образовательных программ и технологий(если они имеются на кафедре).

Пояснительная записка курсовой работы по дисциплине «Организационные основы системы образования» включает следующие основные разделы:

  • Введение;

  • Цель и задачи данной курсовой работы и ее место в учебном процессе;

  • Краткая характеристика дисциплины и структура;

  • Обоснование необходимости разработки данной темы курсовой работы по данной дисциплине;

  • Содержание данной курсовой работы по дисциплине;

  • Заключение;

  • Литература.

Литература

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.96 №12-Ф3.

  2. Федеральный закон «О внесении изменений» в отдельные законодательные акты Российской Федерации(в части установления уровней высшего профессионального образования в редакции от 17 октября 2007 года.

  3. Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.96 г. №125-Ф3.

  4. Савельев Б. А., Масленников А. С. Оценка уровня обученности студентов в целях аттестации образовательного учреждения профессионального образования. Йошкар-Ола, 2004. с.82.

  5. Государственные образовательные стандарты Высшего профессионального образования по направлению (специальности).ГОС-2.

  6. Типовые положения об образовательном учреждении высшего профессионального образовании (высшим учебным заведением). Утверждено Правительством Российской Федерации от 14 февраля 2008 г.№ 71.

  7. Устав Федерального, государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный технический университет». Самара, 2011.

  8. Типовые положения об учебно-методических объединениях высших учебных заведений Российской Федерации. Утверждено приказом Минобразования России от 17.04.2001 г. № 1742.

  9. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы», г. Москва, 2001.

  10. Государственные федеральные образовательные стандарты высшего профессионального образования 3-го поколения, Москва, 2009, 2011 г. ФГОС-3.

  11. А.Н.Чертыковцева. Методические указания к составлению рабочих программ учебных дисциплин, Самара, 2011. СамГТУ

  12. М.Ф.Вологин, Б.Л.Штриков, А.Н.Чертыковцева. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в самГТУ. Самара, 2003 г.

  13. Концепция федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 440-р.


Приложение 1


М^ ИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

____________________________________________________________________________

Факультет повышения квалификации

УТВЕРЖДАЮ


Декан ФПК СамГТУ

____________ _________


«___»_________________20___г.


ЗАДАНИЕ
на выполнение курсовой работы
слушателю ФПК_____________________________________

(Ф.И.О.)

Тема работы:








Задание:_______________________________________________________________

______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________


Срок представления законченной работы на рецензию: до «___»_________20___г.


Руководитель-

консультант

























(подпись)




(Ф.И.О.)




(число)




Слушатель

























(подпись)




(Ф.И.О.)




(число)
























Самара, 20___


Приложение 2


М^ ИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

____________________________________________________________________________

Факультет повышения квалификации


^ КУРСОВАЯ РАБОТА
СЛУШАТЕЛЯ ФПК


По дисциплине: ______________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема работы: ______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________


Слушатель ___________ _______________________ ______________

(подпись) (Ф.И.О.) (дата)

Руководитель-консультант _____________ ______________________ _______________

(подпись) (Ф.И.О.) (дата)




Самара, 20___

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru