Методические указания по выполнению практических занятий



Скачать 407.31 Kb.
НазваниеМетодические указания по выполнению практических занятий
страница1/3
Дата28.05.2013
Размер407.31 Kb.
ТипМетодические указания
источник
  1   2   3




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра «Безопасность жизнедеятельности»



Оценка санитарно – гигиенических условий труда

крановщика при работе в кабине

грузоподъемной машины


Методические указания
по выполнению практических занятий



Самара

Самарский государственный технический университет

2009

Составители: И.И. Бузуев, А.П. Овчинников.


УДК 629.114-474.22(038)

ББК 30.82

Т 14


Оценка санитарно – гигиенических условий труда крановщика при работе в кабине грузоподъемной машины: Методические указания по выполнению практических занятий / Самар. гос. техн. ун-т; Сост.: И.И. Бузуев, А.П. Овчинников, Самара, 2009 г., 28 с.


Методические указания содержат санитарно – гигиенические требования к условиям труда крановщика при работе в кабине грузоподъемной машины, методики оценки условий труда и примеры расчетов, вопросы и задачи для практических занятий.


Предназначены для студентов специальности 280102 «Безопасность технологических процессов и производств».


Рис. 1 .Табл.: 12 . Библиогр.: 9 назв.


Печатается по решению редакционно – издательского совета СамГТУ.

Рецензент – Иванов А.В., к.т.н., директор ИЦ «ЭДО» СамГТУ.

ISBN 5-94628-163-1

© Бузуев И. И.; Овчинников А. П., 2009

© Самарский государственный

технический университет», 2009


ВВЕДЕНИЕ


Практические занятия являются составной частью курса «Безопасность эксплуатации грузоподъемных и транспортных машин» в рамках специальности 280102 (330500) «Безопасность технологических процессов и производств».

В методических указаниях приведена методика оценки санитарно – гигиенических условий труда крановщика, работающего в кабине управления грузоподъемной машины (ГПМ) по искусственному освещению, степени загрязненности воздуха и параметрам микроклимата, а также виброамортизационным характеристикам сиденья крановщика. Они могут быть использованы студентами при выполнении контрольной работы по данной дисциплине, а также при работе над дипломными проектами.


^ 1. Требования, предъявляемые к санитарно – гигиеническим условиям труда крановщика при работе в кабине


Кабина ГПМ (крана) – это основное рабочее место с которого крановщик управляет его работой, т.е. наблюдает за грузозахватным органом и грузом, обеспечивая безопасность находящихся в рабочей зоне людей, сохранность оборудования и строений [1].

Для обеспечения нормальных условий и безопасности труда кабина управления ГПМ должна соответствовать – требованиям по электробезопасности, эргономике, пожарной безопасности, санитарно – гигиеническим нормам.

Санитарно – гигиенические условия в кабине определяются совокупностью характеристик по степени загрязненности воздуха, микроклимата, освещенности шуму и вибрации. Эти характеристики, как правило не должны превышать соответствующих допустимых значений, указанных в нормативных документах [2-6].

Для обеспечения необходимых санитарно – гигиенических условий работы крановщика большое значение имеет конструктивное исполнение кабин управления, конструкция которых представлена на Рис. 1.





^ Рис. 1 Открытая (а) и закрытая (б) кабины управления



Открытые кабины устанавливают в основном на кранах, работающих в помещениях, при условии, что в зоне, где нормируемые параметры загрязнения воздуха и шума превышают до­пускаемые, работа крана продолжается не более 20% рабочего време­ни в смену.

Закрытая кабина в передней части имеет фонарь, который конструируют таким образом, чтобы обеспечить коэффициент об­зорности (отношение площади остекления ко всей площади фонаря) не менее 0,8. Рекомендуемые углы обзора в основной зоне для стаци­онарных закрытых кабин башенных и портальных кранов составляют «60 – 30°», мостовых и козловых кранов «– 45 – 30°». Для горячих цехов и условий холодного кли­мата рекомендуется двойное остекление.

При работе в кабине выделяются диоксид углерода, пары влаги и тепло от самого крановщика, а также извне могут попадать вещества, используемые в соответствующем производстве, где работает ГПМ. Кроме того, в условиях солнечной инсоляции, за счет процесса радиации может возникнуть, особенно в летнее время, избыток явного тепла. В зимний период года, наоборот, может возникнуть дефицит тепла.

При ограниченном рабочем пространстве, чем является внутренний объем кабины управления, наличие вышеперечисленных факторов может привести к превышению допустимых значений загрязненности и микроклиматических показателей воздуха.

Наиболее распространенной мерой по обеспечению допустимого уровня загрязнений воздуха и параметров микроклимата является использование вентиляции и отопления.

Вентиляция в кабине применяется, как правило, приточно - вытяжная с использованием осевого вентилятора. Скорость движения воздуха в кабине должна быть 0,1  0,3 м/с.

Отопление осуществляется с помощью электрических нагревательных приборов.

В последних разработках используется система кондиционирование воздуха.

Расчет вентиляции сводится к определению количества воздуха, необходимого для удаления вредных веществ, избытков тепла и влаги и последующем подборе соответствующего вентилятора.

При выполнении работ в кабине крановщик должен находится на рабочем месте в положении «сидя», для чего кабина оборудована стационарным сиденьем. Устанавливается сиденье таким образом, чтобы было удобно осуществлять управление пультом и вести наблюдение за грузом. Изменение положения сиденья достигается путем регулировки его по высоте и горизонтали.

Однако, при длительном нахождении в сидячем положении возникает усталость от малоподвижной позы и возможной жесткости сиденья. Кроме того, при перемещении крана во время работы существует вероятность появления колебаний кабины, это может привести к вибрации сиденья.

Для снижения воздействия этих факторов в конструкции сиденья предусмотрены упругие элементы, как например, амортизаторы различных типов – пружинные, резиновые с использованием пенно – и поропластов и комбинированные. Эффективность амортизаторов проверяется расчетным путем с использованием соответствующих методик в зависимости от их типа [7,8].

Большое значение для нормальной работы крановщика имеет достаточная освещенность рабочего места.

Естественное освещение кабины определяется ее конструктивным исполнением (см. Рис.1), которое обеспечивает не только необходимую обзорность во время работы, но и создает необходимый К.Е.О. в пределах нормируемых значений (1,0 – 1,5 %).

Что касается искусственного освещения, то конструктивные особенности кабины позволяют применить только общее локализованное освещение с использованием светильников рассеянного и отраженного света. В некоторых случаях используется дополнительная подсветка пульта управления сигнальными лампами.

Нормируемая величина наименьшей освещенности рабочей поверхности (пульт управления) должна быть в пределах 200 – 300 лк.

Для обеспечения заданных значений освещенности проводятся соответствующие расчеты с учетом выбранных типов светильников [8].


^ 2. Методика проверочного расчета системы приточно - вытяжной вентиляции кабины закрытого типа


Исходные данные для расчета:

  • габариты кабины;

  • тип остекления кабины;

  • географическое местоположение грузоподъемной машины;

  • выбранная система вентиляции и тип вентилятора.


При работе крановщика в кабине закрытого типа выделяется избыток тепла и влаги от него, а также может происходить нагрев кабины от солнечной радиации. В зимний и переходный период года, при нахождении на открытом воздухе кабины, происходят отдача тепла в окружающую среду. В процессе работы крановщика выделяется диоксид углерода, а из вне могут проникать самые разнообразные вещества в виде пыли или газа, обладающие токсичными свойствами [9].

Внутренние размеры кабины должны быть сле­дующие, мм, не менее: высота - 2000; ширина - 900; длина - 1300 мм; минимальный объем должен составлять 3 м3. В кабинах с неверти­кальной передней частью в сечении, проходящем через центр сиденья крановщика, допускается уменьшение высоты до 1600 мм. Высота ка­бины грузовых тележек, передвигающихся по надземному крановому пути и предназначенных для работы сидя, может быть уменьшена так­же до 1600 мм. Кабины мостовых и передвижных консольных кранов в тех случа­ях, когда расстояние между задней стенкой кабины и предметами, от­носительно которых она перемещается, составляет менее 400 мм, должны иметь сплошное ограждение задней стенки и боковых сторон на высоту не менее 1800 мм. Задняя сторона кабины должна ограж­даться по всей ширине, а боковые стороны должны иметь ограждение шириной не менее 400 мм со стороны, примыкающей к задней стенке.


Расчет производится в следующей последовательности:


Для определения количества воздуха, подаваемого в кабину, используются зависимости, которые позволяют находить количество воздуха по отдельному виду выделяющихся вредных веществ. Для удаления выделяющейся двуокиси углерода:




(2.1)


где: – количество выделяющегося СO2 за 1 час;




(2.2)


где: n - число людей в кабине;

Z - количество выделяющейся двуокиси углерода от одного человека, г/ч; зависит от характера выполняемой работы (табл. 2.1);

Кд - предельно-допустимая концентрация СO2 в воздухе рабочей зоны, мг/м3 – 20;

КПР - количество вредных веществ (СO2) остающихся в кабине, принимается 0,3Кд.


Количество влаги, выделяемое крановщиком (), зависит от характера выполняемой работы и температуры окружающего воздуха (табл.2.2)

^ Таблица 2.1

Количество выделяющейся двуокиси водорода (CO2)


^ Характер выполняемой

работы

В покое

Физическая

легкая

Физическая средняя

Физическая тяжелая

Z, г/ч

20

35

51

68


^ Таблица 2.2

Количество тепла и влаги, выделяемое организмом человека


Характер

выполняемой работы

^ Температура среды в кабине, 0С

15

20

25

30

35

q



q



q



q



q



В покое

100

40

70

45

50

50

30

80

0

130

Физическая

легкая

100

65

70

70

60

125

30

140

0

235

Физическая средняя

110

110

80

160

70

180

35

230

0

290

Физическая

тяжелая

110

185

80

200

80

300

35

350

0

430


Объем воздуха, необходимого для удаления избытка влаги, определяется по формуле:




(2.3)


где: GВЛ - количество влаги, выделяемой в воздух, кг/ч;

 - удельный вес приточного воздуха при заданной температуре, кг/м3 (табл. 2.3);

dУ и dП - содержание влаги в удаляемом и подаваемом в кабину воздухе, г/кг (табл. 2.4);

Количество влаги определяется по формуле:




(2.4)


где:  - количество влаги выделяемой организмом человека в течении одного часа, г/ч;

n - количество работающих в помещении.


Количество воздуха, необходимого для удаления избытка тепла, определяется из выражения:



(2.5)


где: с – удельная теплоемкость воздуха, равная 0,24 ккал/кг, °С;

20 – удельный вес воздуха при температуре 20 °С, кг/м3;

tуx – температура уходящего воздуха из кабины, °С;

tп – температура поступающего воздуха в кабину, °С;

изб = ПР -pacx, для зимнего и переходного периода года, ккал/ч;

изб = ПР, для теплого периода года, ккал/ч;




(2.6)


чел - количество тепла, выделяемого человеком, ккал/ч.




(2.7)

где: q - количество тепла выделяемого человеком в зависимости от характера выполняемой работы, ккал/ч (табл. 2.2);

n - количество людей в помещении.

^ Таблица 2.3

Удельный вес приточного воздуха  при разной

температуре и давлении


^ Температура воздуха, 0С

Вес 1 м3 сухого воздуха в кг при атмосферном

давлении, мм. рт. ст.

760

745

-25

1,424

1,393

-20

1,396

1,366

-15

1,368

1,341

-10

1,342

1,316

-5

1,317

1,291

0

1,293

1,267

+5

1,270

1,244

+ 10

1,248

1,223

+15

1,226

1,202

+20

1,205

1,181

+25

1,185

1,162

+30

1,165

1,141

+35

1,146

1,123

+40

1,128

1,106


^ Таблица 2.4

Содержание влаги в воздухе при различных температурах


Температура, 0С

^ Содержание влаги в воздухе (dy, dп), г/кг

-15

1,1

-10

1,7

-5

2,6

0

3,8

+5

5,4

+10

7,5

+ 15

10,5

+20

14,4

+25

19,5

+30

20,3

+35

35,0

+40

46,3

РАД. СОЛН. - тепло, вносимое лучистой энергией солнца через внешние ограждения кабины. Количество тепла, поступающего за счет солнечной радиации, определяется по формулам:

- для остекленных поверхностей:




(2.8)


- для покрытий:




(2.9)


где: F0, Fn - площади остекления и элементов ограждении зон остекления кабины (F0 = 0,20,4 площади боковой поверхности кабины F, F = F0 + Fп), м2;

q0, qn - величина солнечной радиации проходящая через 1м2 поверхности остекления или покрытия (табл. 2.5 и 2.6, ккал/часм2);

А0 - коэффициент, учитывающий характер остекления (табл. 2.7);

Кn - коэффициент теплопередачи покрытия, принимаем равным 0,8 ккал/м2 час, 0С.

^ Таблица 2.5

Величина солнечной радиации qn


Покрытие

^ Широта

географическая

Ккал/час, м2

Беспрослойное

450

550

650

18

15

12


Теплопотери кабины в зимний период года:




(2.10)
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru